Первым в большое плавание отважился пуститься Миша
Яковлев. Он переписал свои басни в особую тетрадь и послал ее в журнал
«Вестник Европы». При этом просил издателя скрыть от публики имя
сочинителя.
Время шло, басни не появлялись. Ехидный Илличевский написал эпиграмму «Уваженная скромность».
Нагромоздивший басен том,
Клеон давай пускать в журнал свои тетради,
Прося из скромности издателя о том,
Чтоб имени его не выставлял в печати.
Издатель скромностью такою тронут был,
И имя он, и басни — скрыл.
Басни Яковлева так и не увидели свет.
Удачнее оказалась попытка Дельвига. Его
стихотворение «На взятие Парижа» за подписью «Руской» появилось в 12-м
номере «Вестника Европы» в июне 1814 года.
Первое стихотворение Пушкина увидело свет при не совсем обычных обстоятельствах.
Очевидно, Дельвиг, посылая в журнал свое
стихотворение, посоветовался с товарищами и потихоньку от Пушкина
отправил заодно и его стихотворение «К другу стихотворцу». «К другу стихотворцу», первое печатное стихотворение Пушкина. Страница журнала «Вестник Европы», 1814 г., № 13.
Вскоре ничего не подозревающий Пушкин зашел в
Газетную комнату, взял свежий номер «Вестника Европы» и с изумлением
прочитал: «От издателя: Просим сочинителя присланной в „Вестник Европы"
пьесы под названием „К другу стихотворцу", как всех других сочинителей,
объявить нам свое имя, ибо мы поставили себе законом: не печатать тех
сочинений, которых авторы не сообщили нам своего имени и адреса».
Так Пушкин узнал о проделке друзей.
Предатели-друзья
Невинное творенье
Украдкой в город шлют
И плод уединенья
Тисненью предают.
Пришлось сообщить в журнал свое имя и адрес.
Стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу» было
напечатано в 13-м номере «Вестника Европы» за 1814 год. Внизу стояла
подпись: «Александр Н.к.ш.п.». Пушкин написал свою фамилию наоборот и
выпустил из нее все гласные.
Теперь он частенько, заходя в Газетную комнату, как
бы невзначай брал заветный номер «Вестника Европы», открывал десятую
страницу. Его стихотворение напечатано… Вильгельм Кюхельбекер, мучимый бесом стихотворства. Карикатура А. Илличевского. 1815 год.
Товарищи допытывались: кто такой Арист, его
друг-стихотворец, которого он уговаривает не писать стихов, не вступать
на трудный путь поэта? Кюхельбекер? Возможно, что и он. Да и не он один,
а все, кто лезет на Парнас за лаврами, забыв, что там растет и крапива.
Писать хорошие стихи непросто.
Пусть даже Аристу — его другу-стихотворцу удастся
стать писателем. Что ждет его? Богатство, слава, жизнь спокойная и
приятная? Нимало.
Нищета и страдания — вот участь писателей.
Катится мимо их Фортуны колесо;
Родился наг и наг вступает в гроб Руссо;
Камоэнс с нищими постелю разделяет;
Костров на чердаке безвестно умирает,
Руками чуждыми могиле предан он:
Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.
Ариста не убеждают эти доводы. Он резонно замечает, что странно отговаривать от писания стихов при помощи тех же стихов.
Тогда автор рассказывает ему притчу про деревенского старика священника:
В деревне, помнится, с мирянами простыми,
Священник пожилой и с кудрями седыми,
В миру с соседями, в чести, довольстве жил
И первым мудрецом у всех издавна слыл.
Однажды, осушив бутылки и стаканы,
Со свадьбы, под вечер, он шел немного пьяный;
Попалися ему навстречу мужики.
«Послушай, батюшка, — сказали простяки, —
Настави грешных нас — ты пить ведь запрещаешь,
Быть трезвым всякому всегда повелеваешь,
И верим мы тебе; да что ж сегодня сам…» —
«Послушайте, — сказал священник мужикам, —
Как в церкви вас учу, так вы и поступайте,
Живите хорошо, а мне — не подражайте».
Таков был шутливый ответ другу-стихотворцу. Пушкин
не оправдывал себя, но другим советовал ему не подражать. А сам он не
мог поступить иначе.
В том же 1814 году в журнале «Вестник Европы» были напечатаны одно за другим четыре его стихотворения. |