Хотя воспитанники съехались, занятия в Лицее еще не
начинались. Все — от директора до шумливых обитателей четвертого этажа —
деятельно готовились к 19 октября — дню торжественного открытия Лицея.
Приезжал брюзгливый надменный старик — министр
просвещения граф Разумовский. Все осмотрел и приказал провести в его
присутствии репетицию предстоящего торжества. В большом зале ему
поставили кресло. Он сел и, приблизив к глазам свой неизменный лорнет,
сумрачно наблюдал, как ввели воспитанников в парадных мундирах,
построили и, вызывая их по списку, обучали кланяться почтительно и
изящно тому месту, где будет сидеть царь и его семейство.
Большой зал Лицея, где происходила репетиция, был
не очень велик, но красив. Светлый (по обеим сторонам его широкие окна),
с четырьмя колоннами, поддерживающими потолок, со стенами, окрашенными
под розовый мрамор, блестящим паркетом, зеркалами во всю стену и
малиновыми штофными портьерами с шелковыми кистями. Именно здесь
предполагалось устраивать публичные экзамены, выпускные акты и другие
торжества. Зодчему Стасову приказано было, чтобы это помещение имело не
только «приличное», но и парадное обличье. И под присмотром Стасова
мастер Набоков искусно расписал стены зала клеевыми красками «под
лепное». Воинские доспехи, знамена, одноглавые орлы, аллегорические
фигуры, сцены из античных времен казались не нарисованными, а
вылепленными, выпуклыми. Роспись украшала и потолок, и четыре арки,
через которые входили в актовый зал. Актовый зал Лицея. Литография П. Иванова по рисунку лицеиста второго выпуска В. Лангера. 20-е годы XIX века.
Мебели в зале не полагалось, так как воспитанники
должны были здесь заниматься фехтованием и другими физическими
упражнениями, а по вечерам — играть. Но накануне торжественного дня
открытия сюда снесли лучшую мебель со всего Лицея. Посредине зала между
колоннами раздвинули длинный складной стол, покрыли его красным сукном с
золотой бахромой. Поодаль от стола все пространство зала уставили
рядами кресел.
И вот долгожданный день 19 октября наступил. Гости
начали съезжаться с утра. Зима в том году была ранняя. Уже выпал снег, и
приглашенные прибывали из Петербурга в удобных крытых санях.
Снова, как во время репетиции, в актовом зале по
правую сторону стола в три ряда построились воспитанники в парадной
форме. При них бледный от волнения Василий Федорович Малиновский,
инспектор, гувернеры. По другую сторону стола — профессора и чиновники
Лицея.
А вокруг переговаривались и раскланивались друг с
другом министры, сенаторы, члены Государственного совета и «прочие
первенствующие чины», придворные, педагоги из Петербурга. Сверкали шитые
золотом мундиры, аксельбанты, ордена, раздавалось: «ваше сиятельство»,
«ваше высокопревосходительство»…
Напрасно вглядывались «новобранцы» в блестящую толпу: родителей их на торжество не допустили.
Александр Пушкин никого не искал. Отец и мать его
были в Москве. Но когда в нескольких шагах от себя он заметил
добродушную физиономию Александра Ивановича Тургенева, его черный фрак
со звездой, обрадовался и почувствовал себя не так одиноко. А. И. Тургенев. Акварель П. Соколова. 1816 год.
Гости собрались, и министр просвещения граф
Разумовский пригласил царя. Царь вошел. На его пухлом лице, как всегда,
блуждала неопределенная, ничего не выражающая улыбка. Обе царицы — его
жена и мать — сопровождали Александра. За ними шли великая княжна Анна
Павловна и удивительно похожий на своего взбалмошного отца наследник
престола великий князь Константин Павлович. «Августейшее семейство»
уселось. Царь подал знак. Все заняли места, и церемония началась.
Первым вышел немолодой сановник — директор
департамента народного просвещения Мартынов. Два профессора держали
перед ним Устав Лицея.
«Учреждение Лицея, — надтреснутым тонким голосом
читал Мартынов, — имеет целию образование юношества, особенно
предназначенного к важным частям службы государственной…»
Пушкин и его товарищи слушали вполуха. Их не
столько интересовало содержание читаемого, сколько занимал внешний вид
Устава. А вид его действительно был роскошен. Устав походил на большую
книгу в расшитом шелками и сверкающем золотом глазетовом переплете.
Витой серебряный шнур с толстыми кистями скреплял переплет. На концах
шнура, скрытая для сохранности в позолоченном футляре, мерно
покачивалась государственная печать. Устав Лицея.
Те из воспитанников, что стояли поближе к
Мартынову, изо всех сил вытягивали шеи, чтобы получше разглядеть
многочисленные рисунки, украшавшие все двенадцать пергаментных листов
Устава.
Мартынов кончил читать. Вышел директор Лицея
Василий Федорович Малиновский. Он побледнел еще больше и читал свою речь
прерывающимся тихим голосом. Ему было не по себе. Если бы ему
дозволили, разве стал бы он бубнить все эти витиеватые пустопорожние
фразы о преданности престолу и «благорастворенном воздухе» Царского
Села! Но его не спросили. Вручили готовую речь и велели прочитать.
После речи Малиновского профессор Кошанский прочитал списки служащих и воспитанников Лицея.
Лучше всех в этот день говорил молодой адъюнкт —
профессор Александр Петрович Куницын. Его нисколько не смущало ни
присутствие царя, ни холодное любопытство блестящего собрания. Он вышел
быстро и смело, обернулся в сторону своих будущих питомцев и, глядя на
них, и только на них, заговорил. Его речь предназначалась для этих
мальчиков. Она так и называлась: «Наставление воспитанникам». Обращаясь к
ним, юным гражданам России, он прославлял великую роль просвещения,
обличал невежество, предрассудки, неправоту тех, кто достоинства
человека измеряет чинами и знатностью, а не гражданской доблестью и
благородством поступков. «Раздался глас отечества, в недра свои вас
призывающего, — говорил Куницын. — Из родительских объятий вы поступаете
ныне под кров сего священного храма наук… Здесь сообщены будут вам
сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного
человека, полезные для воина… Любовь к славе и отечеству должны быть
вашими руководителями».
Необычно звучали среди надменного собрания будоражащие слова «граждане», «отечество», «народ», «общественная польза».
Звонкий голос молодого профессора наполнил весь
зал, и в зале воцарилась необычайная тишина. Куницына слушали, и еще как
слушали!
Царь прикрыл глаза и весь подался вперед. Даже обычная улыбка сползла с его пухлого лица.
А те, к кому пламенно взывал Куницын — подростки в
синих мундирчиках, — они так и замерли, покоренные искренним пафосом
обращенных к ним слов. Навсегда запомнились Александру Пушкину эти
минуты: притихший зал, сверкающий золотом мундиров, и пылкая речь
молодого Куницына.
Вы помните, когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…
Речи окончились, и воспитанников стали вызывать по списку:
— Малиновский Иван!
— Мартынов Аркадий!
— Матюшкин Федор!
— Мясоедов Павел!
Сейчас его очередь. Пушкин весь подобрался. Почему-то противно екнуло и забилось сердце.
— Пушкин Александр!
Он вышел — быстроглазый, курчавый, — довольно ловко отвесил установленный поклон и с явным облегчением вернулся на место.
Церемония подходила к концу. Гостей пригласили осмотреть здание Лицея.
А «виновников торжества» повели в столовую, чего они уже давно с нетерпением ожидали.
Накормили и гостей. Педагогов лицейских и
петербургских угощал в одном из классов Василий Федорович Малиновский.
Для «знатных персон» министр просвещения устроил особый «фрыштык». По
словам Мартынова, «фрыштык» этот обошелся Разумовскому в баснословную
сумму — одиннадцать тысяч рублей.
Вечером, когда гости уехали, мальчикам разрешили наконец снять парадные мундиры и выйти погулять.
Было уже темно, но вокруг здания Лицея ярко горели плошки. Иллюминацию устроили в честь торжества.
Забыв обо всем на свете, выбежали будущие «столпы
отечества» (так назвал их в своей речи Куницын) на пустынную улицу. Со
смехом и криками сражались они в снежки, радуясь зиме, свежевыпавшему
снегу и временно обретенной столь милой им свободе.
Через несколько дней после открытия Лицея Александр
Иванович Тургенев встретил на Невском своего знакомого Вигеля.
Рассказывая ему о лицейском торжестве, перечисляя воспитанников, упомянул он и сына Сергея Львовича Пушкина, двенадцатилетнего Александра. Этот мальчик всех удивлял своим остроумием и живостью.
Открытие Лицея состоялось в четверг. Через три дня,
с понедельника, начались регулярные занятия, потекла обычная лицейская
жизнь. |