Одним
из наиболее ранних преданий о возникновении Петербурга принято считать
финскую легенду, которую из уст в уста передавали матросы на Троицкой
пристани и торговцы Обжорного рынка. На таком топком гибельном болоте,
говорили они, невозможно построить большой город. Видать, строил его
Антихрист и не иначе как целиком, на небе, и уж затем опустил на болото.
Иначе болото поглотило бы город дом за домом. Столпянский рассказывает
эту легенду так. «Петербург строил богатырь на пучине. Построил на
пучине первый дом своего города — пучина его проглотила. Богатырь строит
второй дом — та же судьба. Богатырь не унывает, он строит третий дом — и
третий дом съедает злая пучина. Тогда богатырь задумался, нахмурил свои
черные брови, наморщил свой широкий лоб, а в черных больших глазах
загорелись злые огоньки. Долго думал богатырь и придумал. Растопырил он
свою богатырскую ладонь, построил на ней сразу свой город и опустил на
пучину. Съесть целый город пучина не могла, она должна была покориться, и
город Петра остался цел». В
середине XIX века эту романтическую легенду вложил в уста героя своей
повести «Саламандра» писатель князь Владимир Одоевский. Вот как она
трансформировалась в художественной литературе. «Вокруг него (Петра)
только песок морской, да голые камни, да топь, да болота. Царь собрал
своих вейнелейсов (так финны в старину называли русских) и говорит им:
„Постройте мне город, где бы мне жить было можно, пока я корабль
построю". И стали строить город, но что положат камень, то всосет
болото; много уже камней навалили, скалу на скалу, бревно на бревно, но
болото все в себя принимает и наверху земли одна топь остается. Между
тем царь состроил корабль, оглянулся: смотрит, нет еще города. „Ничего
вы не умеете делать", — сказал он своим людям и с сим словом начал
поднимать скалу за скалою и ковать на воздухе. Так выстроил он целый
город и опустил его на землю». Заметим,
что ни у Пушкина в «Руслане и Людмиле» (если, конечно, говорящая Голова
в поэме и каменная Голова в Старом Петергофе одно и то же), ни у
Одоевского в «Саламандре» Петербург вообще не упомянут. Фольклор еще
только нащупывает его место в литературном тексте. Но
вот в 1831 году А. С. Пушкин публикует новую повесть, включенную им в
цикл знаменитых «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Название
повести «Станционный смотритель». Если верить петербургскому фольклору,
сюжет повести был хорошо известен в столице задолго до ее опубликования.
Он передавался из уст в уста в виде не то гусарского анекдота, не то
романтической легенды о старом смотрителе Семене, служившем на какой-то
почтовой станции. Жил он в одиноком казенном домике там же, на
станционном дворе, вместе с юной красавицей дочерью. Однажды проезжий
гусар, ненадолго остановившийся на станции, влюбился в неопытную
девушку. Сказавшись больным, он задержался на несколько дней в доме
простодушного хозяина, а затем обманом увез его дочь в столицу. Скучая
от одиночества, раздавленный горем, старик вскоре умер. Похоронен он на
местном кладбище, «да вот беда, — продолжает легенда, — могила его
затерялась». Почтовый тракт. Неизвестный художник (М. И. Воробьев?). Начало XIX в. Историй,
связанных с авантюрными приключениями столичной гвардейской молодежи,
Петербург знал немало. Чего стоили рассказы о пьяных ночных загулах в
знаменитом «Красном кабачке» вблизи Красненького кладбища, о которых
потом, преувеличивая и привирая, взахлеб хвастались друг перед другом их
участники. Холостые застолья чаще всего заканчивались «романтическими»
походами к девочкам. В лучшем случае такие походы завершались
безутешными слезами и безответными мольбами случайных подруг. Но было и
другое. Если
верить городскому фольклору, на Васильевском острове в XIX веке
всеобщей популярностью у столичных гвардейцев пользовался безымянный
трактир. Но в армейской среде его называли «Уланская яблоня». Такое
странное название заведения объяснялось просто. Однажды невесть как
появившиеся на Васильевском острове перепившиеся уланы ворвались в
трактир, устроили всеобщую попойку и в конце концов надругались над юной
дочерью хозяина. Девочка в ужасе выбежала во двор и повесилась на
яблоневом суку едва ли не под окнами трактира. Это вполне вписывается в
репутацию улан среди петербургского населения. О них говорили: «Все
красавцы и буяны лейб-гвардейские уланы»; «Вечно весел, вечно пьян ее
величества улан»; «Кто два раза в день не пьян, тот, простите, не улан». Но
грустная легенда о станционном смотрителе, случайно услышанная Пушкиным
во время одного из дружеских застолий, всколыхнула еще и воспоминания
самого поэта. Путешествуя по России, Пушкин не раз останавливался на
почтовых станциях, смертельно скучал в ожидании смены лошадей,
разговаривал со смотрителями. Ближайшая к Петербургу такая станция
находилась на Белорусском тракте, в деревне Выра. По местному преданию,
поэт однажды задержался на ней, пережидая непогоду по дороге в
Михайловское. Согласно тому же преданию, имя герою своей повести Самсону
Вырину, несколько изменив его, он будто бы дал по названию этой
придорожной станции. |