Согласно
официальной биографии, Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799
года по старому стилю (6 июня н. ст.) в Москве, куда его родители
переехали из Петербурга едва ли не сразу после свадьбы. Однако, если
верить московским легендам, однажды озвученным писателем Андреем Битовым
в эфире петербургского радио, во-первых, поэт был записан рожденным не
26, а 27 мая, якобы потому, что в этот день отмечался великий праздник
Вознесения и родителям почему-то очень хотелось, чтобы даты рождения
ребенка и религиозного праздника совпали, а во-вторых, родился вовсе не в
старой Москве, где «уже сегодня известны шесть адресов», претендующих
на эту роль, а в столице России — Петербурге. Впрочем, среди московских
адресов, претендующих на такую почетную роль, вполне серьезно
рассматриваются только два дома. Оба они принадлежали в то время
И. В. Скворцову. Один из них находится на участке № 40 по Немецкой (ныне
Баумана) улице, другой — на Малой Почтовой улице, № 4. Есть и другие
московские дома, стенам которых приписывается честь первыми услышать
крик новорожденного поэта. Среди них даже один подмосковный: будто бы
Пушкин родился в Захарове — имении бабушки. Но оставим эти легенды на
совести москвичей и самих родителей поэта, те любили переезжать с места
на место. Известно, что только с рождения Александра до его отъезда на
учебу в Петербург, то есть с 1799 по 1811 год, Пушкины сменили 11
московских адресов. С. Л. Пушкин Нам
же гораздо важнее связи Пушкина с Петербургом. Пусть эти связи и носят
что ни на есть мистический характер. Так вот, когда слава поэта
находилась в зените, многие нумерологи стали всерьез указывать на то,
что родился будущий поэт ровно через 96 лет после основания Петербурга, а
в Авестийском зороастрийском календаре период в 96 лет считается «годом
Святого духа». Если,
как это утверждает фольклор, Пушкин действительно родился на день
раньше, чем это записано в церковных книгах, только затем, чтобы день
его рождения совпал с праздником Вознесения, то впоследствии эта милая
родительская ложь отозвалась мистическими знаками, всю жизнь
преследовавшими поэта. По странному стечению обстоятельств его помолвка с
Натальей Николаевной произошла тоже в день Вознесения, да и само
венчание происходило не где-нибудь, а в церкви Вознесения. Не отсюда ли
рождаются легенды о вине Натальи Николаевны в гибели поэта? Если
же всерьез говорить о Петербурге, то нам известны только те легенды,
которые и сегодня широко распространены в старинном имении Ганнибалов в
Суйде. Согласно им, «планы на Александра Сергеевича» сложились у
родителей Пушкина во время одного из посещений этой родовой усадьбы. Кстати,
в Суйде бытует легенда о том, что няня Пушкина, Арина Родионовна,
однажды все-таки привозила туда маленького Сашу, хотя никаких
официальных подтверждений этому нет. Считается, что вообще в Суйде
Пушкин так никогда и не побывал. Возможно, поездка Арины Родионовны в
Суйду произошла в 1801 году, когда годовалый Пушкин вместе с матерью
побывал в северной столице. К
этому же времени относится и другая легенда, связанная с ранним
посещением Пушкиным Петербурга. Опираясь на рассказ няни, поэт однажды
написал, что из трех виденных им лично царей «первый велел снять с меня
картуз и пожурил за меня мою няньку». Речь здесь может идти только об
императоре Павле I, увидеть которого, если это и было на самом деле,
Пушкин мог только в Петербурге и только в очень раннем возрасте.
Напомним, что Павел I был убит в марте 1801 года, когда будущему поэту
не исполнилось и двух лет. Но,
если это гипотетическое кратковременное пребывание весьма юного Пушкина
в северной столице не брать во внимание, то его приезд для поступления в
царскосельский лицей в 1811 году можно считать первым посещением
Петербурга. С этого времени вся жизнь поэта неразрывно связана с городом
на Неве. Даже в долгие периоды вынужденного отсутствия в Петербурге он
считал себя петербуржцем. Связь
с Петербургом прослеживается и в том, как свято чтил Пушкин свою, хоть и
опосредованную через Ганнибала, близость к Петру Великому. Говорят,
однажды он каким-то образом раздобыл пуговицу с мундира Петра I и вделал
ее в свою трость. |