В
запутаннейшем клубке пушкинской биографии есть одна тонкая, но не
рвущаяся ниточка, которая, кажется, тянется с первого послелицейского
года. Тогда Пушкин тайно посетил модную в то время гадалку, немку
Шарлотту Кирхгоф, модистку, промышлявшую между делом ворожбой и
гаданием. Так вот, эта ворожея будто бы обозначила все основные вехи
жизни Пушкина: «Во-первых, ему будет сделано неожиданное предложение;
во-вторых, он скоро получит деньги; в-третьих, он прославится и будет
кумиром соотечественников; в-четвертых, он дважды подвергнется ссылке;
в-пятых, он проживет долго, если на 37-м году возраста не случится с ним
какой беды от белой лошади, белой головы или белого человека, которых и
должен он опасаться». К
немалому удивлению Пушкина, пророчества заморской ведуньи начали
сбываться в тот же день. Вечером, выходя из театра, он встретил генерала
Орлова, который предложил ему оставить министерство иностранных дел и
«надеть эполеты». Возвратясь домой, он обнаружил у себя конверт с
деньгами. Это был старый карточный долг, который его лицейский товарищ
Николай Корсаков решил наконец возвратить. Отправляясь на службу в Рим,
он зашел к Пушкину и, не застав поэта, оставил конверт. Настигла Пушкина
и всероссийская слава, предсказанная пророчицей, и две ссылки — сначала
на юг, в Бессарабию и Одессу, и потом — на север, в Михайловское. Неудивительно,
что зимой 1836–1837 года его так беспокоил единственный, пятый, не
исполнившийся пункт предсказания. При этом Пушкин никак не мог
избавиться и от другого воспоминания. Когда поэт был в Одессе, судьба
столкнула его с еще одним предсказателем, неким греком, тот странным
образом «повторил предупреждение петербургской гадалки об опасности для
него беловолосого человека». А совсем недавно, незадолго до преддуэльных
событий, встретившись случайно с Дантесом, Пушкин шутя будто бы сказал
ему: «Я видел на разводе ваши кавалерийские эволюции, Дантес. Вы
прекрасный всадник. Но знаете ли? Ваш эскадрон весь белоконный, и, глядя
на ваш белоснежный мундир, белокурые волосы и белую лошадь, я вспомнил
об одном страшном предсказании. Одна гадалка наказывала мне в старину
остерегаться белого человека на белом коне. Уж не собираетесь ли вы
убить меня?» «Белый
человек», в противоположность общеевропейскому зловещему образу
«черного человека», всю жизнь преследовал Пушкина. Мы уже говорили, что,
находясь в южной ссылке, Пушкин какое-то время состоял в масонской
ложе, однако, если верить фольклору, вышел из нее сразу, как только
узнал, что одним из главных идеологов современного европейского
масонства был некий Адам Вейсгаупт, фамилия которого в переводе и
означает «белый». В другой раз из-за тех же суеверных предчувствий
Пушкин решил не испытывать судьбу и отказался от задуманной им поездки в
Польшу, где в то время правительственные войска вели борьбу с
повстанцами. Он узнал, что один из восставших имел фамилию Вейскопф, что
в переводе означало: белая голова. Возвращаясь из Бессарабии в
Петербург, в одном городе Пушкина пригласили на бал к губернатору. Во
время бала поэт заметил, что на него пристально смотрит «светлоглазый,
белокурый офицер». Вспомнив о пророчестве, Пушкин ушел в другую комнату.
Офицер последовал за ним. Ничего особенного в тот раз не произошло, но,
как вспоминают современники, Пушкин признался, что хоть ему «было
совестно и неловко, однако он порядочно-таки струхнул». Примерно то же
самое случилось еще в одном доме, куда Пушкин был приглашен. Он
отказался помочь хозяйке только на том основании, что должен был держать
лестницу, на которую взбирался белокурый человек. «Нет, нет, — закричал
Пушкин, — ты белокурый. Можешь упасть и пришибить меня на месте».
Видать, Пушкин всерьез верил в этого «белого человека». Еще в октябре
1822 года он писал своему брату Льву по поводу ссоры с Федором Толстым:
«Этот меня не убьет, а убьет белокурый, так колдунья напророчила». Но,
как сказала однажды Анна Ахматова, нельзя не учитывать и того, что
«белый человек» в сознании Пушкина вполне мог ассоциироваться и с
Николаем I. «Он был совсем белокурым и у него были серые глаза», —
проницательно заметила она. Да и сам Пушкин признавался, что, увидев
Николая I впервые по возвращении из ссылки, подумал: не тот ли это
человек, от которого зависит его судьба. В
литературе о Пушкине чаще всего легенда о пророчестве Шарлотты Кирхгоф
ограничивается предсказанием смерти самому Пушкину. Однако есть и
вторая, менее известная часть этой легенды. Оказывается, Пушкин зашел к
немецкой гадалке не один. С ним был его приятель, некий капитан
лейб-гвардии Измайловского полка. После гадания Пушкину ворожея взяла
ладонь этого капитана, вздрогнула и с ужасом объявила, что офицер также
погибнет насильственной смертью, «но погибнет гораздо раньше своего
приятеля: быть может, на днях». Молодые люди смутились и молча покинули
гадалку. А на следующий день Пушкин узнал, что его приятеля убил утром в
казарме не то пьяный, не то сошедший с ума солдат. Легко понять, как
повлияло на впечатлительную душу Пушкина скорое осуществление одного из
предсказаний Шарлотты Кирхгоф. Надо
не забывать и того, что в пушкинское время суеверие частенько принимало
характер обыкновенной моды. Так, все без исключения свидетели
московской жизни семьи Пушкиных отмечали, что в доме будущего поэта
единственной верой была вера в гадания и приметы. Верили в сглаз, в
несчастье от встречи с попом, в опасность столкнуться с бабой, несущей
пустые ведра. В этом смысле суеверными были многие друзья и приятели
Пушкина. Отличался необыкновенным суеверием и лучший друг Пушкина
Нащокин. Как никто другой, он верил в приметы. Например, он тотчас
откладывал поездку, если в момент прощания кто-то из слуг приносил
какую-нибудь забытую вещь: часы, носовой платок или что-то еще из
мелочей. А когда нечто подобное происходило во время посещения Нащокина
Пушкиным, то, по признанию жены Павла Воиновича, это было «сущее
несчастье». П. В. Нащокин В
этой связи можно вспомнить дурные предзнаменования, одно за другим
случившиеся во время венчания Пушкина в Москве. Началось с того, что
Пушкин, отправляясь в церковь, неожиданно для себя обнаружил, что у него
нет положенного по обряду фрака. Он воспользовался фраком своего друга
Нощокина и с тех пор считал его для себя «счастливым». После венчания
Нащокин подарил этот фрак Пушкину, и тот надевал его «в важных случаях
жизни». Однако мистический смысл этого нечаянного обстоятельства Пушкину
узнать так и не довелось. Об этом в свете заговорили только после
погребения поэта, в феврале 1837 года. Дело в том, что «по трагическому
сцеплению обстоятельств в этом „счастливом" фраке Пушкин был похоронен». С
именем Нащокина связано еще одно предчувствие, которое, похоже, никогда
не покидало этого доброго и преданного Пушкину человека. Павел Воинович
был мнителен и суеверен не менее самого Пушкина. Всю свою сознательную
жизнь он носил кольцо с бирюзой «против насильственной смерти». За
несколько месяцев до последней пушкинской дуэли поэт встретился с
Нащокиным в Москве, и тот настоял на том, чтобы и Пушкин носил такое же
кольцо. Пушкин согласился и принял подарок друга. Однако, как
свидетельствуют очевидцы и в том числе секундант Пушкина Данзас, «он не
имел его во время дуэли». Можно
с уверенностью сказать, что суеверие во второй четверти XIX века было
одновременно и модой, и непременной составляющей обыденной повседневной
жизни. В литературе того времени сплошь и рядом возникают упоминания о
суеверном отношении к тем или иным событиям. В воспоминаниях о Пушкине
подобное встречается довольно часто. Например, перед его поездкой на
Кавказ друзья предостерегали поэта, напоминая о судьбе Байрона: «Байрон
поехал в Грецию и там умер; не ездите в Персию, довольно вам и одного
сходства с Байроном». Впрочем, никто не предчувствовал собственной
судьбы, как сам Пушкин. За две недели до дуэльной истории он писал,
вспоминая своего безвременно ушедшего лицейского друга: И мнится, очередь за мной, Зовет меня мой Дельвиг милый… |