Нельзя
сказать, что поведение Пушкина в истории с роковой дуэлью было
непредсказуемым. Бретерство, как состояние постоянной готовности к дуэли
по любому поводу, который мог быть понятым как оскорбление или обида, в
XIX веке было явлением обычным. Оно вполне укладывалось в понятие
дворянской чести и не осуждалось общественной моралью. Несмотря на то
что правительство принимало решительные меры к предотвращению дуэлей и
сурово наказывало их участников, смыть оскорбление кровью считалось
неотъемлемым правом любого уважающего себя дворянина. Дуэлянтов не
останавливала даже угроза смертной казни, к ней военным судом
приговаривались оба участника, хотя, как правило, для офицеров смертная
казнь заменялась разжалованием в солдаты. Право на дуэль напрямую
связывалось с понятиями дворянской свободы и независимости,
независимости от царей, судей и мнения света. Пушкин в этом смысле
исключением не был. Более того, он — один из наиболее ярких
представителей этого гордого племени бойцов за честь и достоинство. В
случае с Пушкиным дело усугублялось еще и тем, что в его крови кипели и
бурлили, не находя выхода, огненные африканские страсти. Холодные и
сдержанные представители средне-русской равнины и приневской низменности
таких страстей не знали. Во времена своей бурной молодости Пушкин
рассылал вызовы на дуэль направо и налево. Среди тех, кому Пушкин бросал
вызов, были Модест Корф, Вильгельм Кюхельбекер и даже собственный дядя
Павел Исаакович Ганнибал. Как говорила в одном из своих писем Екатерина
Андреевна Карамзина, у Пушкина «каждый день дуэли». Правда, потом Пушкин
остепенился. А с тех пор, как женился, кажется, многие годы вообще не
имел ни одной «дуэльной истории». Но вот в феврале 1836 года все
повторилось снова. За один месяц он послал три вызова. И снова в каждом
из них зачинщиком был он. К
счастью, все эти дуэльные скандалы, благодаря невероятным стараниям
друзей поэта, заканчивались примирением. Но готовность драться была
невероятной. Правда, многим казалось, что после женитьбы Пушкин
остепенится. Но ведь с появлением жены, причин для защиты чести и
достоинства у Пушкина стало ровно в два раза больше. Кроме собственной
чести, прибавилась еще и честь жены, обязанность и право защищать
которую Пушкин с гордостью человека, имеющего за плечами опыт
«шестисотлетнего дворянства», присвоил исключительно себе. Тем более что
в Дантесе он видел «худородного выскочку» без глубоких родовитых
корней. Дантес был бароном всего лишь во втором поколении. Баронство
пожаловал отцу Дантеса Наполеон. И
все-таки судьба оказалась милостивой. Она благоволила к Пушкину, хотя
мы знаем, что последние десять лет его жизни прошли на раскаленном фоне
непрекращающихся слухов и сплетен, домыслов и мифов, каждый из них легко
мог стать поводом к вызову на поединок. Судачили о странной совместной
жизни сестер Натальи Николаевны в доме Пушкина. С тех пор, как
Александра и Екатерина поселились в его доме, злые языки называли поэта
«Троеженцем». Даже любимая сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева не
отказала себе в ядовитом замечании на этот счет. Вот что она пишет в
одном из писем: «Александр представил меня своим женам: теперь у него
целых три». Особенно
беспощадной молва оказалась к средней из сестер Гончаровых —
Александрине. Сохранилась интригующая легенда о ее шейном крестике,
найденном будто бы камердинером в постели Пушкина. Впоследствии это
удивительным образом совпало с преданием о некой цепочке, которую
умирающий Пушкин отдал княгине Вяземской с просьбой передать ее от его
имени Александре Николаевне. Княгиня будто бы исполнила просьбу
умирающего и была «очень изумлена тем, что Александра Николаевна,
принимая этот загробный подарок, вся вспыхнула». Если верить рассказам
современников поэта, записанным, правда, гораздо позже, Александра
Николаевна заочно влюбилась в Пушкина еще до его женитьбы на Наталье
Николаевне. Будучи скромной затворницей в калужской глуши, она знала
наизусть все стихи своего будущего зятя. А еще говорили, будто бы она
знала о предстоящей дуэли и не сделала ровно ничего, чтобы ее
предотвратить. Интересно
отметить, что мифология Александры Николаевны, которую многие считали
причиной скандалов в семье Пушкиных, пережила ее и породила новые
легенды о ее изощренно-коварной ревности к своей более удачливой младшей
сестре. Так, Анна Ахматова поверила в легенду о том, будто бы
Александра Николаевна, уже живя в Чехословакии, решила организовать
встречу Натальи Николаевны с Дантесом, пригласила их к себе, и «вдова
Пушкина долго гуляла с убийцей своего мужа и якобы помирилась с ним». В
конце концов, все эти невероятные слухи и сплетни привели к посмертной
легенде о том, что в последние годы жизни Пушкин не просто готовился к
смерти, но и всюду, где только можно, ее искал, и «бросался на всякого
встречного и поперечного». На
чем это основывалось? С одной стороны, еще в 1834 году Пушкин
восклицает: «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит», что при желании
легко расценить как жизненную программу, тем более, что есть будто бы и
доказательство: за пять месяцев до страшного конца был написан
«Памятник». И не просто написан, а написан и убран в стол, спрятан. Как
завещание оставшимся в живых. Да и за пять ли месяцев? Анонимное письмо
Пушкин получил 4 ноября 1836 года. В тот же день такие же письма на имя
Пушкина получили еще несколько человек. Все они были близкими друзьями
поэта. Все из так называемого «карамзинского круга» — Карамзины,
Вяземский, Виельгорский, Смирнова-Россет, Хитрово. Все это, по мнению
Пушкина, во сто крат усиливало оскорбление, нанесенное ему. В тот же
день Пушкин послал вызов Дантесу. Значит, «Памятник» написан буквально
перед смертью, в возможность которой Пушкин не мог не верить. Просто
судьбе было угодно продлить заключительную драму поэта еще на три
месяца. |