|    Нельзя
 сказать, что поведение Пушкина в истории с роковой дуэлью было 
непредсказуемым. Бретерство, как состояние постоянной готовности к дуэли
 по любому поводу, который мог быть понятым как оскорбление или обида, в
 XIX веке было явлением обычным. Оно вполне укладывалось в понятие 
дворянской чести и не осуждалось общественной моралью. Несмотря на то 
что правительство принимало решительные меры к предотвращению дуэлей и 
сурово наказывало их участников, смыть оскорбление кровью считалось 
неотъемлемым правом любого уважающего себя дворянина. Дуэлянтов не 
останавливала даже угроза смертной казни, к ней военным судом 
приговаривались оба участника, хотя, как правило, для офицеров смертная 
казнь заменялась разжалованием в солдаты. Право на дуэль напрямую 
связывалось с понятиями дворянской свободы и независимости, 
независимости от царей, судей и мнения света. Пушкин в этом смысле 
исключением не был. Более того, он — один из наиболее ярких 
представителей этого гордого племени бойцов за честь и достоинство. В
 случае с Пушкиным дело усугублялось еще и тем, что в его крови кипели и
 бурлили, не находя выхода, огненные африканские страсти. Холодные и 
сдержанные представители средне-русской равнины и приневской низменности
 таких страстей не знали. Во времена своей бурной молодости Пушкин 
рассылал вызовы на дуэль направо и налево. Среди тех, кому Пушкин бросал
 вызов, были Модест Корф, Вильгельм Кюхельбекер и даже собственный дядя 
Павел Исаакович Ганнибал. Как говорила в одном из своих писем Екатерина 
Андреевна Карамзина, у Пушкина «каждый день дуэли». Правда, потом Пушкин
 остепенился. А с тех пор, как женился, кажется, многие годы вообще не 
имел ни одной «дуэльной истории». Но вот в феврале 1836 года все 
повторилось снова. За один месяц он послал три вызова. И снова в каждом 
из них зачинщиком был он. К
 счастью, все эти дуэльные скандалы, благодаря невероятным стараниям 
друзей поэта, заканчивались примирением. Но готовность драться была 
невероятной. Правда, многим казалось, что после женитьбы Пушкин 
остепенится. Но ведь с появлением жены, причин для защиты чести и 
достоинства у Пушкина стало ровно в два раза больше. Кроме собственной 
чести, прибавилась еще и честь жены, обязанность и право защищать 
которую Пушкин с гордостью человека, имеющего за плечами опыт 
«шестисотлетнего дворянства», присвоил исключительно себе. Тем более что
 в Дантесе он видел «худородного выскочку» без глубоких родовитых 
корней. Дантес был бароном всего лишь во втором поколении. Баронство 
пожаловал отцу Дантеса Наполеон. И
 все-таки судьба оказалась милостивой. Она благоволила к Пушкину, хотя 
мы знаем, что последние десять лет его жизни прошли на раскаленном фоне 
непрекращающихся слухов и сплетен, домыслов и мифов, каждый из них легко
 мог стать поводом к вызову на поединок. Судачили о странной совместной 
жизни сестер Натальи Николаевны в доме Пушкина. С тех пор, как 
Александра и Екатерина поселились в его доме, злые языки называли поэта 
«Троеженцем». Даже любимая сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева не 
отказала себе в ядовитом замечании на этот счет. Вот что она пишет в 
одном из писем: «Александр представил меня своим женам: теперь у него 
целых три». Особенно
 беспощадной молва оказалась к средней из сестер Гончаровых — 
Александрине. Сохранилась интригующая легенда о ее шейном крестике, 
найденном будто бы камердинером в постели Пушкина. Впоследствии это 
удивительным образом совпало с преданием о некой цепочке, которую 
умирающий Пушкин отдал княгине Вяземской с просьбой передать ее от его 
имени Александре Николаевне. Княгиня будто бы исполнила просьбу 
умирающего и была «очень изумлена тем, что Александра Николаевна, 
принимая этот загробный подарок, вся вспыхнула». Если верить рассказам 
современников поэта, записанным, правда, гораздо позже, Александра 
Николаевна заочно влюбилась в Пушкина еще до его женитьбы на Наталье 
Николаевне. Будучи скромной затворницей в калужской глуши, она знала 
наизусть все стихи своего будущего зятя. А еще говорили, будто бы она 
знала о предстоящей дуэли и не сделала ровно ничего, чтобы ее 
предотвратить. Интересно
 отметить, что мифология Александры Николаевны, которую многие считали 
причиной скандалов в семье Пушкиных, пережила ее и породила новые 
легенды о ее изощренно-коварной ревности к своей более удачливой младшей
 сестре. Так, Анна Ахматова поверила в легенду о том, будто бы 
Александра Николаевна, уже живя в Чехословакии, решила организовать 
встречу Натальи Николаевны с Дантесом, пригласила их к себе, и «вдова 
Пушкина долго гуляла с убийцей своего мужа и якобы помирилась с ним». В
 конце концов, все эти невероятные слухи и сплетни привели к посмертной 
легенде о том, что в последние годы жизни Пушкин не просто готовился к 
смерти, но и всюду, где только можно, ее искал, и «бросался на всякого 
встречного и поперечного». На
 чем это основывалось? С одной стороны, еще в 1834 году Пушкин 
восклицает: «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит», что при желании
 легко расценить как жизненную программу, тем более, что есть будто бы и
 доказательство: за пять месяцев до страшного конца был написан 
«Памятник». И не просто написан, а написан и убран в стол, спрятан. Как 
завещание оставшимся в живых. Да и за пять ли месяцев? Анонимное письмо 
Пушкин получил 4 ноября 1836 года. В тот же день такие же письма на имя 
Пушкина получили еще несколько человек. Все они были близкими друзьями 
поэта. Все из так называемого «карамзинского круга» — Карамзины, 
Вяземский, Виельгорский, Смирнова-Россет, Хитрово. Все это, по мнению 
Пушкина, во сто крат усиливало оскорбление, нанесенное ему. В тот же 
день Пушкин послал вызов Дантесу. Значит, «Памятник» написан буквально 
перед смертью, в возможность которой Пушкин не мог не верить. Просто 
судьбе было угодно продлить заключительную драму поэта еще на три 
месяца. |