Своеобразным
памятником Пушкину следует считать любопытную икону, ныне хранящуюся в
петербургском Музее истории религий. В свое время она находилась в
церкви Космы и Дамиана в Нижнем Новгороде. Икона написана по заказу
семьи В. И. Даля после его смерти, будто бы по его завещанию. Как
известно, Даль был близким другом Пушкина. По образованию он — врач, и в
этом качестве присутствовал у постели умирающего поэта. Как
впоследствии вспоминал сам Даль, Пушкин тогда «в первый раз сказал мне
„ты", — я отвечал ему так же, и побратался с ним уже не для здешнего
мира». На иконе, подписанной «Косма и Дамиан», изображены два человека с
нимбами над головами. Вся композиция «символизирует братание в
нездешнем мире». Но самое удивительное в этой иконе то, что в старце
Дамиане легко узнать самого В. И. Даля, а в Косме — Пушкина, почти
списанного с известного портрета В. А. Тропинина. Кстати,
известны и другие случаи, когда писатели «удостаивались» изображений в
церковной иконографии. Так, в росписях некоторых сельских церквей
Подмосковья и Курской области можно было увидеть Михаила Лермонтова и
Льва Толстого. Правда, на фресках и тот и другой пылают в адском огне. Рассказ
о иконах с ликами поэтов и писателей нам понадобился, чтобы более или
менее плавно перейти к изложению еще одной легенды, невероятно
популярной в послепушкинском Петербурге. Согласно этой легенде,
«непокорный свободолюбец Пушкин на смертном одре смирился, раскаялся в
своем безбожии, возлюбил царя небесного, а вместе с ним и земного —
благодетеля своего государя императора Николая I и отошел в мир иной с
душой, просветленной христианским раскаянием и всепрощением». Понятно,
что в строгой идеологической системе ценностей большевиков такому
клирикальному подходу к жизни и творчеству всенародного любимца, по
определению, места не было, и после революции 1917 года взращивалась и
пестовалась уже другая легенда, совершенно противоположная по смыслу.
Согласно ей, мировоззрение Пушкина всегда оставалось атеистическим, и
поэтому только он, как потом заметил ядовитый фольклор, мог тогда уже
возвестить: «Октябрь уж наступил». Интересно
напомнить, как родились и та и другая легенды. Как известно из
воспоминаний очевидцев последних часов жизни поэта, Николай I прислал
Пушкину записку, в ней он «увещевал умереть, как прилично христианину»,
за что будто бы обещал жене и детям Пушкина всяческую поддержку и
помощь. То есть Пушкин должен был исповедоваться в обмен на милости
императора. История с запиской — это один из самых загадочных эпизодов
последних дней жизни поэта. Самой записки, кроме доктора Арендта и
самого Пушкина, никто не видел. Но знали, что она была написана
карандашом в театре, где в то время находился император, и вручена
лейб-медику Арендту для передачи Пушкину. При этом царь строго
предупредил, чтобы по прочтении адресатом записку ему возвратили. Все
будто бы так и произошло. Вот почему о ее содержании мы знаем только в
пересказе друзей поэта, находившихся у его постели. Все остальное —
домыслы и легенды. Но доподлинно мы знаем и другое. Пушкин действительно
успел перед смертью исповедаться. И дальнейшие споры и разногласия
натыкаются только на один камень преткновения: сделал он это до
получения записки с условиями царя или принял его условия и только после
этого совершил обряд исповедания. В первом случае это выглядело бы
простым исполнением формального обряда, во-втором — сознательным
возвращением блудного сына в лоно церкви, в отеческие объятия не только
небесного царя, но и земного. Сегодня
эти споры кажутся важными разве что узким специалистам. Однако не
следует забывать, что имя Пушкина всегда было орудием в идеологической
борьбе. И орудием обоюдоострым. Пушкин нужен был всем. Но каждому — свой
Пушкин. Этого-то своего Пушкина каждый общественный строй и создавал по
образу и подобию своему. |