Романсы, созданные на слова Пушкина при его жизни, ‑
неотъемлемая часть российской культуры. Русские композиторы дали при жизни
поэта, начиная с 1823 года, более 70 произведений на текст его стихотворений.
Преимущественное признание у первых музыкальных интерпретаторов пушкинской
лирики получает то, что может быть передано в куплетной форме, что носит
песенный характер. Обычно музыкальные произведения печатались значительно позже
их "домашнего" исполнения, и поэтому, надо думать, многие романсы были
известны Пушкину до их напечатания. Эти романсы при жизни поэта исполнялись и
профессионалами, но в основном любителями.
К середине 20‑х годов поэзия Пушкина, как было сказано,
получает свое воплощение в музыкальных произведениях; распространение ее в музыкальной
форме идет при этом по двум направлениям. Одно ‑ передача, преимущественно
устная, через песенники. Этот интересный факт включения пушкинской лирики в
круг городских песен, широко распространявшихся в дешевых изданиях, еще мало
исследован. Ноты к такого рода изданиям обычно не прилагались; однако по
некоторым данным можно установить, что напевы, передаваемые исполнителями по
песенникам, имели самостоятельное происхождение и далеко не всегда совпадали с
романсовой литературой, создаваемой композиторами‑современниками Пушкина.
Надо заметить, что далеко не все стихотворения,
включенные в песенники, имели какой‑либо музыкальный напев. Нередко в этих
изданиях перепечатывались и такие стихотворения, которые были распространены
лишь в качестве словесных текстов.
Большинство романсов при жизни Пушкина на его стихи было
написано популярными тогда композиторами: Верстовским, Титовым, Алябьевым. Ряд
романсов написан друзьями Пушкина: Яковлевым, Корсаковым, Одоевским,
Виельгорским, Есауловым. Эти романсы ‑ факт истории российской культуры, одна
из ее малоизвестных страниц. Все эти романсы ‑ пример музыкального стиля
пушкинской эпохи.
|