3 мая 1827 года Пушкин получает разрешение на выезд в
Петербург. Жизнь поэта в столице была насыщена самыми разнообразными
музыкальными впечатлениями. Ценное свидетельство оставила А.О. Смирнова:
"После нового года балы, вечера и концерты участились..." В
филармоническом зале "давали всякую субботу концерты: "Реквием"
Моцарта..., симфонии Бетховена, одним словом, серьезную немецкую музыку. Пушкин
всегда их посещал". Посещал Пушкин и концерты Михаила Ю. Виельгорского,
переехавшего к тому времени в Петербург. Дом Виельгорского был широко известен
как место постоянных литературных и музыкальных вечеров. Концерты проходили 2
раза в неделю, часто звучал симфонический оркестр. Виельгорский организовал струнный
квартет: Львов, Вильде, Мауер и Матвей Виельгорский. Последний обладал
прекрасным инструментом Страдивари.
Мих. Виельгорский занимал официальную должность при
дворе. Он пользовался всеобщей любовью, был остроумным собеседником и
гостеприимным хозяином, обладал хорошей памятью, владел многими древними и
новыми языками. Виельгорский любил вести серьезные разговоры и дискуссии на
темы музыкальные, медицинские, философские, религиозные, исторические,
литературные. С его мнением считались. Он умел высказывать, по словам Глинки,
"дельные замечания". Музыкально он был образован весьма серьезно. О
Виельгорском Вяземский сказал: "Нежный трубадур под властью красоты".
Виельгорский всю жизнь отдал служению музыке. Пушкин бывал в его доме один, а
впоследствии с женой, слушал музыку и читал свои стихи. Виельгорский писал на
тексты Пушкина романсы и песни. Он помимо "Песни Земфиры" издал при
жизни поэта еще 3 романса. Это "Черная шаль" (1829), романс, который
пользовался в свое время, по свидетельству Бутурлина, наибольшей известностью
изо всех романсов Виельгорского. Другой романс ‑ "Ворон к ворону
летит" ("Два ворона"). Так же как и "Черная шаль"
опубликован в "Лирическом альбоме на 1829 год. Издан М. Глинкою и Н.
Павлищевым". Стихотворение Пушкина "Ворон к ворону летит"
впервые опубликовано под названием "Два ворона" в альманахе А.А.
Дельвига "Северные цветы на 1828 год". Спб, 1828. Оно представляет
собой свободный стихотворный перевод шотландской народной песни. Романс
"Кто при звездах и при луне" написан в 1831 году. Он впервые
опубликован в 1936 году. Стихотворение Пушкина "Кто при звездах и при
луне" является отрывком из первой песни поэмы "Полтава". Вся
поэма впервые опубликована в Петербурге в 1829 году.
Вспоминая концерты у Виельгорского, поэт Д.П. Ознобишин
писал: "Пушкин не был... музыкантом..., а между прочим бывал на всех
вечерах, даже исключительно музыкальных". Пушкин должен был знать В.Ф.
Одоевского не только как литератора, но также как музыканта. Они нередко
встречались, в частности на квартире Жуковского. Пушкин посещал музыкальные
вечера Одоевского, начинавшиеся в 11 часов вечера. Пушкин так говорил о новелле
Одоевского "Квартет Бетховена": "Едва когда‑либо читали на
русском языке статью столь замечательную и по мыслям и по слогу... возникают у
нас писатели, выражающие мысли нашего века".
В.Ф. Одоевский написал на слова Пушкина Татарскую песню
("Дарует небо человеку"). Выход в свет ее пришелся на 1825 год.
Татарская песня представляет собой отрывок из поэмы Пушкина
"Бахчисарайский фонтан".
К числу великосветских музыкальных салонов принадлежал
салон пианистки Марии Шимановской. Мария Шимановская приехала в Петербург из
Варшавы с двумя дочерьми, одна из которых стала позже женой Мицкевича, в 1822
году. Обе ее дочери, согласно Глинке, "изрядно пели". Мария
Шимановская в столице получила звание "первой пианистки императриц",
т. е. вдовствующей императрицы Марии Федоровны и жены Александра I ‑ Елизаветы
Алексеевны. В "Московских ведомостях" после первого же ее выступления
восторженную статью о Шимановской написал князь Шаликов. После пятилетнего
пребывания в Европе, Шимановская в 1827 году вернулась в Петербург, где
поселилась окончательно. В 1831 году Шимановская скончалась. Именно ей 1 марта
1828 году Пушкин записал в альбом: "Из наслаждений жизни одной любви
музыка уступает, но и любовь мелодия".
Живя на даче у А.А. Дельвига, Пушкин слушал роговую
музыку крепостного оркестра Д.Л. Нарышкина. Роговая музыка крепостных оркестров
‑ одно из своеобразных явлений русской музыки XVIII ‑ начала XIX вв. О том, что
Пушкин слушал ее неоднократно, помимо Дельвига рассказывает также и А. Керн.
Знакомство с Пушкиным Глинки состоялось во время учебы
Глинки вместе с братом Пушкина Львом под руководством Кюхельбекера. Пушкин
навещал Льва. Встречи Глинки и Пушкина могли быть у Керн, где Глинка часто
бывал, у Виельгорского, у А.И. Оленина, у Н.И. Павлищева ‑ мужа сестры Пушкина
Ольги, у Жуковского, Дельвига. Глинка в "Записках" пишет о зиме и
лете 1828 года: "Около этого времени я часто встречался с известнейшим
поэтом нашим А.С.Пушкиным и пользовался его знакомством до самой его
кончины". Пушкин написал на мелодию Глинки (грузинская, сообщена
Грибоедовым) слова "Не пой, красавица, при мне". Этот текст ‑ одно из
достаточно известных стихотворений Пушкина.
Выше уже упоминалось о взаимоотношениях Пушкина с
Верстовским. Близость их закрепилась и творческим содружеством. Так, в 1826
году Верстовский написал на слова Пушкина "Гишпанскую песню"
("Ночной зефир"). В конце 1828 года Верстовским написан романс
"Два ворона". Он написал романс, получив текст от поэта еще до его
опубликования. У Верстовского тоже есть романс на текст "Кто при звездах и
при луне". Он называется "Казак". Пушкин передал Верстовскому
соответствующий отрывок из поэмы "Полтава" перед отъездом в Арзрум
весной 1829 года. Композитор написал на него музыку, вскоре состоялось издание.
29 мая Верстовский писал Шевыреву: "Пушкин ко мне прислал, чтоб я написал
музыку казака из "Полтавы", ‑ посылаю его Вам. ‑ Мысль пришла
недурная ‑ выразить галопом всю музыку. ‑ Пусть фортепьянист сыграет вам, а в
пении вспомните меня". В 1831 году Верстовский издал также еще два романса
на слова Пушкина. Это, во‑первых, "Певец". Другой романс ‑
"Песнь девы" ("Ложится в поле мрак ночной"). Этот романс
написан не позже 1827 года. Стихотворение, на которое написана музыка, является
отрывком из четвертой песни поэмы "Руслан и Людмила", впервые
опубликованной в Петербурге в 1820 году.
Верстовский был простой и увлекательный собеседник,
талантливый исполнитель собственной музыки. "Слушали мы и с наслаждением
музыку и пение Верстовского" (Аксаков). Об отношениях Пушкина с
Верстовским после 1829 года ничего не известно.
|