31 июля 1824 года Пушкин выезжает из Одессы. "От оперы, от
темных лож. И, слава Богу, от вельмож. Уехал в тень лесов Тригорских. В далекий
северный уезд” (вариант "Путешествия Онегина"). В первые месяцы
пребывания в новой ссылке Пушкин пишет Вяземскому: "Я один одинешенек в
Михайловском. Живу недорослем, валяюсь на лежанке и слушаю старые сказки да
песни". И далее Пушкин писал, что часто видит "добрую старую соседку
П. А. Осипову. Ее дочери... играют мне Россини, которого я выписал".
Действительно, Пушкин часто посещал старый дворянский дом Осиповой. Около зала
там была большая гостиная. В ней стояло "роялино фабрики Тишнера”. По
воспоминаниям Анненкова, "Евпраксия Николаевна Вульф (дочь Осиповой) была душой веселого общества, собиравшегося по временам в Тригорском: она
играла перед ним арии Россини". Летом 1825 года в Тригорское приехала А.П.
Керн. Вот её слова: "Я пела Пушкину стихи Козлова "Ночь весенняя
дышала"... Пушкин слушал большим удовольствием".
В Михайловском у поэта зародился серьезный интерес к
народной песне. Пушкин не только слушает пение представителей народа, но и
записывает тексты песен.
Что же интересовало Пушкина в народной песне? Внимание
Пушкина как писателя привлекали словесные тексты, их смысловое содержание,
поэтические достоинства. Но не только. Пушкина интересовала и музыкальная сторона
песни. Обращая внимание друзей и восхищаясь "звучностью народного
стиха" (свидетельство Вяземского), Пушкин в одних случаях мог
интересоваться содержанием песни (о Разине на Дону, Пугачеве в Оренбурге); в
других прислушиваться преимущественно к напеву; в‑третьих, воспринимать и
текст, и одновременно пение. Записи Пушкиным народных песен говорят о чуткости
ко всем ее элементам, насколько это было ему доступно как не музыканту. В
библиотеке Пушкина имелся нотный сборник Прача, материалом которого он широко
пользовался. В этой связи можно вспомнить любовную песню из этого сборника, в
которой содержится строка "Ах ты девка, девка красная", ставшая
эпиграфом к пятой главе "Капитанской дочки".
Вернемся в Михайловское. В 1826 году в Тригорское приехал
поэт Языков. Он был ревностным собирателем народной песни. Языков отметил
углубленное изучение Пушкиным народных песен. Пушкин посещал Святогорский
монастырь. Есть рассказ о том, как Пушкин участвовал с нищими в пении стихов о
Лазаре, Алексее ‑ человеке божьем и др. Тростию с бубенчиком Пушкин давал им
такт. Пушкина увлек распев древнерусского стиха. Тогда же он записал народные
песни, вошедшие позднее в сборник Киреевского. Сначала Пушкин хотел издавать
записанные им песни сам. К сожалению, отвлеченный другими делами, Пушкин не
успел выполнить своего замысла, и все материалы из разных рук стали понемногу
стекаться в Москву к Петру Киреевскому. Пушкин обещал написать к сборнику
Киреевского свое предисловие (Садовников), но и это не успел сделать и передал
часть своих записей Киреевскому. П. В. Киреевский указал в предисловии к
сборнику русских народных песен: "Пушкин доставил мне 50 номеров песен,
которые он с большой точностью записал сам со слов народа, хотя и не обозначил
точно, где именно. Вероятно, записал их у себя, в деревне, в Псковской
губернии". Дальнейшие исследования продемонстрировали, что переданные
Киреевскому Пушкиным песни действительно собраны в Псковской и частично в
Оренбургской губерниях, а также в Болдине.
Пушкин и позднее доставлял Киреевскому свои новые песни.
Сохранился конспект вышеупомянутой неосуществленной вступительной статьи. Поэт
уделяет здесь основное внимание песне исторической, перечисляя темы: Иван
Грозный, Стенька Разин, Меншиков, Суворов.
Известны песни Пушкина о Степане Разине, образ которого
заинтересовал поэта на Дону. Каждая песня содержит черты определенного жанра
народной песни.
"То не конский топ, не людская молвь
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается"
‑ народно‑эпическая.
В эпизоде святочного гадания Татьяны в "Евгении
Онегине" видна осведомленность Пушкина о гадальных, подблюдных песнях.
"И вынулось колечко ей под песенку старинных дней". Пушкин с
интересом слушал исполнителей из народа. Хорошо известен факт знакомства Пушкина
с Иваном Рупиным. Во время своей поездки в Оренбургский край для собирания
материалов по истории восстания Пугачева он находит в Бердах старуху, которая
рассказывает и поет песни о Пугачеве.
|