19 октября 1811 года ‑ открытие Царскосельского лицея.
Пушкин в лицее. Обстановка непривычная. Много нового. Лицейская жизнь вносит
оживление в область музыкальных интересов Пушкина. Друг Пушкина Илличевский
писал: "Песня и музыка ‑ почти единственное удовольствие в жизни
лицеистов". Директор лицея Энгельгардт, преподаватель музыки Теппер
расширили знакомство лицеистов с салонной музыкой. Теппер ‑ пианист и
композитор ‑ проводил музыкальные вечера. Друг Пушкина Плетнев назвал Теппера
"вдохновенным стариком". Лицейский приятель Пушкина Модест Андреевич
Корф, осветивший жизнь и творчество поэта в "Записках", писал: "Теппер
‑ хороший учитель хорового пения... перелагал с разными вариациями и
облегчениями концерты Бортянского". И дальше Корф пишет: Мы "имели
уже постоянный хор и в летние вечера певали у директора на балконе".
Отголосками посещений Пушкиным вечеров Теппера стали стихотворения: "Слово
милой" ("Я Лилу слышал у клавира"), "К Батюшкову".
В Лицее одним из любимых препровождении времени было
исполнение так называемых "национальных песен" ‑ сочиняемых
лицеистами шутливых куплетов о товарищах и воспитателях. Пелись они на мелодии
известных тогда песен. Пущин писал: "Пушкин постоянно и деятельно...
импровизировал так называемые народные песни", то есть на мелодию ходовой
песни Пушкин и его друзья писали злободневные сатирические стихи.
Тот же Илличевский писал: "В летние месяцы первым и
почти единственным удовольствием были вечерние гулянья, в саду музыка, иногда
театр". В Царском Селе был домашний театр графа В. Толстого, артистами
которого были крепостные. В этом театре Пушкин мог познакомиться с текущим оперным
репертуаром. В стихотворениях 1814 г., 1815 г. "Послание к Наталье" и
"Послание молодой актрисе" упоминаются действующие лица опер
Соколовского‑Фомина ("Мельник‑колдун, обманщик и сват"), Паизиелло
("Севильский цирюльник").
В ноябре 1815 года Пушкин записал в своем лицейском
дневнике: "Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив; поутру я
мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную
дорогу ‑ ее не видно было! ‑ Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно
встречаюсь с нею на лестнице, сладкая минута! Как она мила была! Как черное
платье пристало к милой Бакуниной!" Это девушка впервые пробудила любовь в
юном поэте. О ней писали и пушкинские товарищи‑лицеисты С.Д. Комовский и И.И.
Пущин. Младший брат Бакуниной был товарищем Пушкина по Лицею. Она его часто
навещала, всегда бывала на Лицейских балах. Вот слова Комовского:
"Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение производили
всеобщий восторг во всей лицейской молодежи".
Она училась живописи у Александра Брюллова. Сохранившиеся
акварельные портреты свидетельствуют о ее незаурядном таланте. Бакунина
оставила заметный след в творчестве Пушкина. Ей посвящены стихотворения
"Итак, я счастлив был" (1815), "К живописцу" (1815),
лирический цикл 1816 года ‑ "Окно", "Разлука", "Слово
милой" и другие, навеянные безнадежной любовью. Сразу же после написания
Пушкиным стихотворения "К живописцу" лицейский друг поэта Н. Корсаков
написал одноименный романс. Романс Корсакова "К живописцу" ‑ первый
романс на стихи Пушкина. Николай Александрович Корсаков (1800‑1820) был одним
из самых способных воспитанников первого выпуска Царскосельского лицея.
Участвовал в литературных занятиях лицеистов, писал сатирические стихи,
сотрудничал в рукописных журналах. Товарищи более всего ценили в Корсакове его
музыкальные способности. Он прекрасно пел, виртуозно играл на гитаре, сочинял
музыку. Им написаны романсы на слова Пушкина: "О Делия драгая",
"Вчера мне Маша приказала", "К живописцу" и "Гроб
Анакреона". Еще в лицее Пушкин посвятил своему товарищу строфу в
"Пирующих студентах": "Приближься, милый наш певец, любимый
Аполлоном! Воспой властителя сердец гитары тихим звоном". Корсаков окончил
Лицей с серебряной медалью, поступил в Коллегию иностранных дел в 1819 году,
причисленный к римской миссии уехал в Италию, где умер от чахотки. За час до
смерти, по словам современника, Корсаков сочинил надпись для своего памятника и
сам начертил ее крупными буквами: "Прохожий! Поспеши к стране родной
своей! Ах! Грустно умереть далеко от друзей". Романс "К живописцу"
‑ образец городского романса.
В 1815 году Пушкин пишет стихотворение "Слеза".
Оно связано с увлечением Бакуниной. Лицейский товарищ Пушкина М.Л. Яковлев
пишет музыку на эти стихи.
М.Л. Яковлев обладал многосторонними дарованиями. Он
писал басни, участвовал в издании рукописных журналов, написал вместе с
Пушкиным комедию "Так водится на свете" (не сохранилась). Яковлев
сочинял романсы на слова Пушкина и Дельвига, обладал редкой способностью
имитировать людей, за что товарищи прозвали его "паясом" и "комедиантом".
По окончании лицея Яковлев поступил на службу в департамент
Правительствующего сената в Москве, с января 1827 года служил во II отделении
его императорского величества канцелярии (у М.М. Сперанского) и с 1833 по 1840
год был директором типографии этого отделения, где печаталась "История
Пугачевского бунта". С Пушкиным он общался на вечерах у А.А. Дельвига и
М.И. Глинки и на празднованиях годовщины основания Лицея (1828, 1832, 1834,
1835, 1836). "Пушкин убит! Яковлев! Как ты это допустил? У какого подлеца
поднялась на него рука? Яковлев, Яковлев! Как мог ты это допустить? Наш круг
редеет..." (из письма Матюшкина Яковлеву от февраля 1837 года из
Севастополя). Помимо "Слезы" Яковлев написал еще два романса на слова
Пушкина: "Признание" и "Зимний вечер". Впервые романс
"Слеза" опубликован в альманахе "Мнемозина" от 1824 года.
При жизни Пушкина стихотворение положил на музыку еще и Алябьев.
Иван Пущин рассказывал, как Пушкин вместе с друзьями‑лицеистами
ходил слушать полковой оркестр, игравший перед вечерней зарей. Подобные
музыкальные воспоминания запечатлелись в стихотворении Пушкина 1829 года
"Зорю бьют".
В Лицее Пушкин продолжал знакомиться с народной песней.
Корф вспоминал, что в библиотеке Лицея была книга старинных русских песен Кирши
Данилова, с которой был знаком и Пушкин. В Лицее начинается знакомство и с
городским фольклором. Как результат ‑ создание стихотворения "Под вечер
осенью ненастной". Это стихотворение‑романс было подхвачено многими
музыкантами и прочно вошло в городской быт.
|