Пятница, 22.11.2024, 17:02


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ [14]
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЕГЭ [2]

Главная » Статьи » ПОДГОТОВКА К ЕГЭ » ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ

ЗАНЯТИЕ 6

1. Жанровые особенности повествовательного текста

Жанр — форма, тип художественного произведения, определяемый четырьмя факторами:

1) темой, предметом повествования;

2) отношением автора к предмету повествования;

3) эстетическими свойствами изображаемого материала; возвышенным, трагическим, комическим, драматическим, романтическим пафосом;

4) литературной традицией.

Жанры повествовательных произведений:

Эпопея  повествование о крупных исторических событиях, на фоне и в контексте которых происходит жизнь героя или группы героев (например, семьи или рода).

Роман  история всей жизни героя и связанных с ним персонажей.

Повесть — история большей части жизни героя.

Новелла — несколько эпизодов из жизни героя.

Рассказ  небольшое художественное произведение с несложным сюжетом и быстрой развязкой; краткое произведение, концентрирующее внимание читателя на нескольких персонажах или на одном.

Жанровые особенности повествовательного текста:

  • насыщенность действием, динамичность повествования;
  • наличие хронотопа (пространство и время);
  • чередование времен: прошлое, настоящее, будущее время; условно-аллегорическое время;
  • заданность ценностных ориентиров;
  • наличие отдельных сюжетных мотивов: например, одиночества, любви и верности, покаяния, дружбы и др.;
  • символичность образов;
  • наличие аллюзий, реминисценций.

2. Практикум по анализу художественного текста с доминирующим типом речи повествование

Исходный текст

(Текст взят из КИМа ЕГЭ по русскому языку — 2005.)

(1) Это было сразу после войны. (2) Лето выдалось на Кубани жаркое, но сухое. (3) Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. (4) Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. (5) Пока старшие занимались делами, я бродил по округе. (6) Нередко мне попадались затянутые временем воронки, россыпи гильз.

(7) Однажды, когда я продирался сквозь заросли черёмухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. (8) Но что это? (9) Над зелёным ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие ирисы. (10) Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.

(11) Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? (12) Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесённая военным шквалом?

(13) Вдруг кто-то кашлянул. (14) В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. (15) На нём была выгоревшая гимнастерка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.

(16) Я подошёл, поздоровался. (17) Показывая на ирисы, спросил о цветах.

(18) — Сам сажал. (19) В сорок третьем. (20) После боёв здесь стояли. (21) На отдыхе. (22) Как раз на этом месте были разбиты наши палатки, — сказал мужчина. (23) — А ты, хлопец, чей будешь?

(24) Я ответил.

(25) — Гостишь, значит… (26) А ирисы и впрямь хороши. (27) По весне их около хаты высажу. (28) Видел на краю станицы высокую шелковицу? (29) Так это моя. (30) Заходи. (31) С сыном познакомлю.

(32) …Недавно я побывал в тех краях. (33) Ещё из автобуса заметил на околице высокую шелковицу. (34) Она! (35) Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломой, а красного кирпича дом. (36) Да и вся станица сильно изменилась.

(37) Зашёл в дом. (38) Спросил хозяина.

(39) — Схоронили запрошлым летом, — ответила старушка. — (40) Жена я ему. (41) Сын на ферме. (42) Посидите чуток.

(43) Пообещав вернуться, пошёл в лес: "Интересно, живы ли ирисы?”

(44) Вот, кажется, и то место. (45) Да, точно оно. (46) Раздвигаю ветки густых кустов — и сердце учащённо забилось. (47) На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты. (48) Живы!

(49) Вот оно как бывает: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.

(По Ю.Медведеву)

Тренировочные упражнения

1. Определите стиль и тип речи текста.

1) Художественный стиль; рассуждение;

2) художественный стиль; повествование с элементами описания и рассуждения;

3) публицистический стиль; рассуждение;

4) разговорный стиль; описание.

2. По жанровой форме этот текст:

1) легенда;

2) новелла;

3) рассказ;

4) притча.

3. Укажите жанровые особенности этого текста. Верных ответов может быть два и больше.

1) Чередование времён;

2) история всей жизни героя;

3) наличие конфликта;

4) возвышенный пафос изображаемого.

4. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В нём рассматриваются языковые особенности оригинала. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Ю.Медведев о самом сокровенном, высоком говорит естественно и просто. В этом ему помогают такие средства, как _________________ (предложения № 23, 35, 39, 42), и простые синтаксические кон­струкции, лишённые экспрессивных обертонов. Важную роль в повествовательной структуре текста играют _____________ (предложения № 7, 15, 16), ___________ (предложения № 8, 12, 34, 48); а ____________ ("зелёным ковром”, "сочные травы”), ________________ ("затянутые временем воронки”, "снесённая военным шквалом”), _________________ ("садовое чудо, украшение хрустальных ваз”) придают тексту необыкновенную поэтичность.

Список терминов

1) Вопросительные и восклицательные предложения;

2) эпитеты;

3) метонимия;

4) разговорная и диалектная лексика;

5) фразеологизм;

6) перифраза;

7) метафора;

8) предложения с однородными членами;

9) парцелляция.

Практикум по анализу текста

Вопросы и задания

1. Где происходит действие рассказа?

(На Кубани.)

2. В каких временных отрезках развивается действие рассказа? Сколько их?

(В трёх временных пластах: весна 1943 года, послевоенное время и спустя несколько лет после него.)

3. Какие события изображены в каждом времени?

1) Весна 1943 года. Кубань. После тяжёлых боёв, в короткие минуты отдыха, посадил солдат возле военных палаток ирисы — "садовое чудо”.

2) Послевоенное время. Солдат выжил, вернулся в родные места, прижились и цветы, посаженные им, и ровными фиолетовыми рядами "возвышаются над скромными полевыми цветами”.

3) Прошло ещё несколько лет. Страна восстала из руин. Изменилась станица: вместо "белой мазанки под соломой” стоял "красного кирпича дом”. Живы и фиолетово-синие ирисы, радуют своей необыкновенной красотой станичников. Но нет того "пожилого солдата”, кто создал это необыкновенное чудо.

4. Зачем солдат посадил цветы? Что движет им?

(В надежде на то, что живое победит мёртвое, жизнь — смерть.)

5. Какой сквозной образ объединяет все эти временные отрезки? Что он олицетворяет?

(Сквозной образ ирисов, который олицетворяет жизнь.)

6. Какой конфликт изображён в рассказе?

(Конфликт жизни и смерти. Антитеза живого и мёртвого. Война — смерть, цветы — жизнь.)

7. Как изображён солдат?

(Это человек со светлой душой и стремлением к прекрасному, движимый тихой любовью к родной земле.)

8. Можно ли назвать этот поступок солдата подвигом?

(По-своему он совершает подвиг: израненную, изрешечённую пулями, искалеченную войной землю возвращает к жизни.)

9. Сформулируйте проблемы рассказа.

(Центральная проблема — конфликт жизни и смерти, живого — мёртвого. Проблема душевной красоты и щедрости личности, проблема созидания прекрасного [в любых условиях: военных и мирных].)

10. Какая основная мысль, идея текста? В каком предложении она выражена?

("Вот оно как бывает: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут”. Какие бы войны, трагедии ни происходили, но если есть люди со светлой душой и щедрым сердцем, то этот мир устоит перед лицом смерти.)

Задание. Напишите сочинение, используя вышеизложенный материал.

Сочинение

Вечное тяготение человека к созиданию прекрасного, конфликт живого и мёртвого являются центральными проблемами в миниатюре Ю.Медведева. Действие её развивается в трёх временных пластах: весна 1943 года, послевоенное лихолетье и спустя несколько лет после него. В короткие минуты отдыха, после тяжёлых боёв на Кубани, посадил солдат возле военных палаток "садовое чудо, украшение хрустальных ваз” — ирисы, может быть, в надежде на то, что "красота [действительно] спасёт мир”, победит смерть на войне. Солдат выжил, вернулся в свои родные места, и цветы, посаженные им, прижились и ровными фиолетовыми рядами "возвышаются над скромными полевыми цветами”.

Прошло ещё несколько лет, страна восстала из руин. Изменилась и родная станица: вместо "белой мазанки под соломой” стоял "красного кирпича дом”. Живы и фиолетово-синие ирисы, радуют своей необыкновенной красотой станичников. Но нет того "пожилого солдата”, кто создал это необыкновенное чудо. "Вот оно как бывает: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут”, — восклицает автор-повествователь.

Именно такая повествовательная структура, соотношение разных временных пластов, объединяет которые сквозной образ ирисов — олицетворение жизни, даёт возможность автору высказать своё отношение к проблеме: какие бы катаклизмы, войны, трагедии ни сотрясали мир, но если есть люди со светлой душой и стремлением к прекрасному, то этот мир никогда не ввергнется в пучину вражды и войны.

Герой из рассказа Ю.Медведева, движимый "тихой любовью” к родной земле, по-своему тоже совершает подвиг: изрешечённую пулями, искалеченную войной землю старый солдат возвращает к жизни. И она, благодарная, радует красотой своей все последующие поколения, у которых вряд ли поднимется рука истребить это фиолетовое чудо.

Однако проходят годы (60 лет!), уходят из жизни ветераны, герои тех страшных лет, вот уже два поколения выросло без войн, сменился строй в нашей стране, изменились и нравы. И всё чаще мы стали наблюдать безответственное отношение человека к родной земле, к её богатствам: истребляются леса, опустошаются её недра. Природа стала для человека не храмом, а мастерской, где он безжалостный работник и ему нет никакого дела до чудес и красот природных. Созидание нынче не в моде — у нас другое время! Но каким бы оно ни было, всё-таки миром управляет не мёртвое слово "нажива”, а живая сила любви и красоты. Именно эту мысль мне подсказал рассказ Ю.Медведева.

Домашнее задание. Проанализируйте статьи по этическим проблемам в газетах и журналах. Напишите мини-сочинения на основе прочитанных вами статей или художественных произведений.

Категория: ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ | Добавил: admin (22.11.2012)
Просмотров: 4493 | Теги: русский язык в школе, уроки русского языка, ЕГЭ по русскому языку, подготовка к ЕГЭ по русской литерат, уроки русской литературы в школе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0