Пятница, 22.11.2024, 16:48


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ [14]
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЕГЭ [2]

Главная » Статьи » ПОДГОТОВКА К ЕГЭ » ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ

ЗАНЯТИЕ 3

1. Практикум по анализу художественно-публицистического текста

Исходный текст

1) Что же такое истинное мастерство? 2) Существует ли оно? 3) По-моему, существует. 4) Я бы дал такое определение мастерству. 5) Мастерство художника — это умение заставить работать разум на уровне интуиции. 6) Мастерство есть воспоминание о вдохновении и потому отчасти благородная имитация его.

7) В работе над большой вещью, а иногда и не над большой, вдохновение может быть прерывисто, и в таком случае мастерство есть заполнение пауз. 8) Мастерство — это развитие духовного зрения художника, напоминающего ночью пейзаж леса, который он уже видел при свете вдохновения, и по этому воспоминанию находящего дорогу в лесу.

9) Вдохновение — радость по поводу приоткрывшейся тебе истины. 10) Состояние это очень напоминает состояние счастливой влюблённости, только влюблённости в приоткрывшуюся истину.

11) Пишущий в самые высокие минуты вдохновения чувствует, как будто кто-то ему диктует рукопись. 12) Меняется само физическое состояние человека, он может работать по двенадцать часов в сутки и не чувствовать никакой усталости.

13) Вдохновение, можно сказать, есть признак благосклонности Музы к человеку, испытывающему вдохновение. 14) Но, конечно, эту благосклонность надо заслужить. 15) Наиболее наглядной формой заслуги является то, что вдохновение чаще всего приходит по поводу вещей, которые художнику казались важными, тревожили, мучили, но он долго не мог найти формы для их воплощения.

16) Уныние, упадок сил есть вневдохновенное, внеистинное состояние. 17) Но такое состояние бывает у каждого человека. 18) Как быть? 19) Я думаю, винить прежде всего самого себя и продолжать жить с мужественной верой, что, если вдохновение у меня бывало, значит, оно должно прийти снова. 20) Но и наше уныние, с точки зрения высшей мудрости, вещь необходимая: надо нас проверить и через уныние тоже. 21) Каковы мы в упадке? 22) Это тоже важно для определения нашего истинного облика.

23) Художник всегда творит в двух направлениях. 24) Он творец своих произведений и своей жизни одновременно. 25) Художник интуитивно и беспрерывно оплодотворяет свою жизнь, превращая её в обогащённую руду, в бесконечный черновик, который он потом будет переплавлять в своём творческом воображении, придавая ему ту или иную форму.

26) Сравнительно мелкие падения в своей жизни художник может преодолеть творческим покаянием. 27) Разумеется, субъективно он своё падение не будет воспринимать как мелкое. 28) Он его искренне воспринимает как полный, позорный провал.

29) Но настоящее, серьёзное падение в жизни никто ещё не мог творчески преодолеть. 30) Муза брезглива, она отворачивается от испакощенной жизни. 31) Причину таинственного, хронического бесплодия некогда ярких талантов ищите в их жизни, и вы найдёте то место, где Муза отвернулась от них.

32) Беспрерывное жизненное сопротивление всем видам подлости, трение от этого противоборства аккумулируют в душе художника творческую энергию. 33) Поэтому можно сказать, что талант — это награда за честность. 34) Каждый талантлив в меру своей честности, понимая её в самом широком, многослойном смысле. 35) Самый глубокий след — жажда истины.

Ф.Искандер

Примечание

Фазиль Искандер (род. 1929) — современный "абхазский писатель, но с русской душой”, автор известных романов и повестей: «Сандро из Чегема», «Созвездие Козлотура», «Пиры Валтасара», «Кролики и удавы» и др. Пишет на русском языке, один из самых ярких мастеров современной русской прозы.

Вопросы и задания

1. О чём размышляет писатель?

(О мастерстве художника.)

2. Какое определение он даёт понятию "мастерство”?

("Мастерство художника — это умение заставить работать разум на уровне интуиции. Мастерство есть воспоминание о вдохновении и потому отчасти благородная имитация его”.)

3. Выпишите из всех абзацев ключевые выражения, связанные с темой текста.

1-й абзац. "Вдохновение", "разум на уровне интуиции”.

2-й абзац. "Развитие духовного зрения”.

3-й абзац. "Вдохновение — радость по поводу открывшейся истины”.

5-й абзац. "Вдохновение — признак благосклонности музы к человеку”.

7-й абзац. "Художник — творец своих произведений и своей жизни”.

9-й абзац. "Муза отворачивается от испакощенной жизни”.

10-й абзац. "Талант — награда за честность”.

4. Выделите микротемы, связанные с темой «Мастерство художника».

(Темы вдохновения и творчества.)

5. Какие мотивы связаны с микротемами? В каких предложениях они выражены?

(Мотивы покаяния — № 26–28 и честности — № 32–35.)

6. Какова идея текста (к какой мысли приходит автор?).

("Талант — награда за честность”.)

7. Определите стиль и тип речи.

(Художественная публицистика, рассуждение.)

8. Перечислите характерные особенности художественной публицистики.

(Выбор актуальной для писателя темы творчества, авторская заинтересованность в её обсуждении.)

Лексические особенности:

— однотемная лексика из области литературы и искусства ("мастерство”, "художник”, "вдохновение”, "талант”, "муза”);

— книжная лексика ("счастливая влюблённость”, "приоткрывшуюся истину”, "признак благосклонности”);

— оценочная ("благородная имитация”, "казались важными”, "муза брезглива”, "испакощенная жизнь”);

— отсутствие клише и штампов;

— традиционно-поэтические выражения, в том числе из «Словаря Пушкина» ("высокие минуты вдохновения”, "творец”, "жажда истины”, "разъятие музыки”).

Средства речевой выразительности:

— сравнения ("мастерство — вдохновение”, "вдохновение — радость, форма влюблённости”);

— метафорические выражения ("художник… оплодотворяет свою жизнь”, "муза отворачивается от испакощенной жизни”);

— эпитеты, в том числе сугубо авторские ("вневдохновенное, внеистинное состояние”).

Синтаксические:

— предложения с тире между подлежащим и сказуемым, которые акцентируют внимание читателя на ключевых выражениях и микротемах.

9. В какой форме изложено содержание текста?

(В вопросно-ответной форме. Диалог с читателем.)

10. Как осуществляется смысловое единство текста?

(Смысловая цельность задаётся микротемами и идеей текста: мастерство, талант, вдохновение — "награда за честность”.)

2. Ученик в роли эксперта

Задание. Оцените в соответствии с критериями К1–К12 сочинение, написанное учеником 11-го класса. Заполните бланк (см. с. 24, внизу), проставьте баллы. Будьте внимательны: аргументируйте каждую позицию.

1) Современный писатель Фазиль Искандер, автор известных романов и повестей, таких, как «Сандро из Чегема», «Созвездие Козлотура», «Пиры Валтасара», «Кролики и удавы», размышляет о мастерстве художника. 2) Что такое мастерство? 3) Существует ли оно? — задаётся вопросами автор. 4) И далее он даёт определение этому понятию: "Мастерство — это умение заставить работать разум на уровне интуиции”. 5) Мастерство — это вдохновение, это талант, по мнению писателя.

6) Создание целостного по смыслу художественно-публицистического единства обусловлено его линейной композицией. 7) Текст можно разделить на три части. 8) В экспозиции, которая представлена первыми двумя предложениями, задана актуальная для писателя тема: что такое мастерство? 9) В основной части (самой объёмной — 5 абзацев) автор последовательно доказывает, что мастерство неразрывно связано с вдохновением, талантом и, что самое главное, с честностью, как перед собой, так и обществом. 10) Микротемы вдохновения и творчества, а также мотивы покаяния ("…мелкие падения в своей жизни художник может преодолеть творческим покаянием”), честности ("Каждый талантлив в меру своей честности…”) являются смысловой даминантой основной части текста. 11) В финальной части Ф.Искандер приходит к выводу, что истиному писателю дан талант как "награда за честность”. 12) Это и есть основная мысль текста.

13) По форме текст монологичен, но, по сути, автор стремится к диалогу с читателем: вопросно-ответная форма построения текста. 14) Композиционное единство всех частей текста выражается как в наличии слов однотемной лексики, так и грамматической цепной связи. 15) Смысловая же цельность задаётся идеей текста: мастерство, вдохновение, талант даются писателю, если он будет беспредельно честен ("награда за честность”).

16) Безусловно, Фазиль Искандер прав в своём суждении. 17) Вспомним, что отрывок взят из эссе писателя «Моцарт и Сальери», навеянное, очевидно, чтением Пушкинской трагедии. 18) Моцарт у Пушкина — гениальный музыкант, который противостоит толпе. 19) Толпа, чернь заставляют творца свернуть с дороги свободной, заставляют служить ей, ищут пользы для себя в его творениях. 20) Однако, истиное мастерство писателя (Творца) в том и состоит, чтобы не свернуть с этого пути, служить истине, а не толпе.

3. Самостоятельная работа

Задание. Прочитайте текст по Ф.Искандеру (отрывок из эссе «Государство и совесть»). Напишите сочинение. Сформулируйте проблемы текста, позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

1) Чтобы выжить в двадцать первом веке, человечество должно сменить классическую политику хитрости на политику совестливости.

2) Но с чего всё это надо начинать? 3) Начинать надо с правительства. 4) Нам нужно правительство алмазной чистоты и прозрачности, и чтобы народ поверил в эту чистоту, и тогда он воспрянет духом. 5) Но что надо сделать, чтобы народ в это поверил? 6) Надо быть такими и никакими другими. 7) Сто абсолютно чистых, толковых людей — и есть правительство. 8) Но где их взять? 9) Они есть кругом и в самом правительстве. 10) Достаточно найти десять таких людей, и эти десять приведут с собой остальных. 11) На это понадобится не более двух-трёх месяцев. 12) Кристалл алмазной честности на вершине власти обязательно вызовет постепенную кристаллизацию всей пирамиды. 13) На эту пирамиду снизу будет давить воспрянувший духом народ, а он воспрянет духом, видя, что вершина власти чиста, а сверху будет давить вершина в силу своего нового состояния.

14) Надо помнить, что конечной причиной падения царского и Временного правительства было накопившееся в народе брезгливое чувство, что они не чисты. 15) Так оно и было на самом деле. И надо помнить, что бешенее всего взрываются терпеливые народы.

16) Надо немедленно привлекать в правительство высокоталантливых представителей гуманитарной интеллигенции. 17) Они утончат психический слух правительства, а это сейчас самое главное для мирного, некровавого движения в будущее. 18) Таких людей у нас достаточно много, несмотря на катастрофическую утечку мозгов. 19) У нас достаточно сильных умов. 20) Сильный ум — плод страдания человека, не потерявшего надежду. 21) Спросят: кто, где и как искать их будет? 22) Даю точный адрес человека, который укажет на высокообразованных, умных, совестливых людей. 23) Это адрес академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Ф.Искандер

Образец бланка оценивания работы

Критерий

Баллы

Комментарий

К1

1

Проблема сформулирована верно, без искажений, в виде предложения-тезиса и в вопросно-ответной форме (№ 1–3)

К2

1

Комментарий подменён анализом особенностей композиции текста, однако частичный комментарий имеется. Выделены микротемы и мотивы

К3

1

Позиция автора сформулирована в предложениях № 11–12.

К4

1

Выражено своё мнение по сформулированной проблеме, приведён один аргумент на примере трагедии А.Пушкина «Моцарт и Сальери»

К5

2

Работа отличается смысловой и композиционной цельностью, нет нарушений абзацного членения, логические ошибки отсутствуют

К6

1

Работа ученика характеризуется точностью выражения мысли, но написана по клише и не отличается разнообразием грамматического строя языка

К7

0

4 ошибки: покояние, даминанта (№ 10), истиному (№ 11), Пушкинской (№ 17)

К8

0

4 ошибки (№ 1, 9, 11, 16)

К9

1

2 ошибки (№ 13, 19)

К10

2

Нет

К11

1

Нет

К12

1

Нет

Итого

12
(из 20)

 
Категория: ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ | Добавил: admin (23.11.2012)
Просмотров: 3123 | Теги: русский язык в школе, уроки русского языка, ЕГЭ по русскому языку, подготовка к ЕГЭ по русской литерат, уроки русской литературы в школе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0