Пятница, 02.12.2016, 20:59

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ [14]
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЕГЭ [2]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ПОДГОТОВКА К ЕГЭ » ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ

ЗАНЯТИЕ 2

Перечень проблем. Тренировочные упражнения. Практикум по анализу публицистического текста.

Перечислим наиболее распространённые проблемы в публицистических и художественных произведениях.

1. Социальные: взаимоотношение человека и общества ("квартирный вопрос”, право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма (этнической ксенофобии); проблема интеллигенции, эмиграции, невостребованности учёных в своём Отечестве; проблемы цивилизации (социокультурной эволюции).

2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности/бездуховности.

3. Философские (экзистенциальные): проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни ("сермяжной правды” — А.И. Солженицын); проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема обезличенной личности (Е.Замятин. «Мы»), проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности.

4. Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях), проблемы детства, связанные со становлением личности, проблема отчего дома, утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.

5. Экологические (проблема взаимоотношения человека и природы): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного подхода к природе ("природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”); проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы.

6. Информационно-коммуникативные: проблема развития русского языка, проблема языковой культуры или языкового бескультурья; проблемы аудиовизуальной культуры, проблема медиапространства (СМИ), коммерциализации культуры, массовой культуры, маргинальной культуры.

Задание 1. Сформулируйте вопросы к проблемам и приведите примеры из художественной литературы, средств массовой информации, фильмов и других источников: 1-я группа — семейные проблемы; 2-я группа — информационно-коммуникативные; 3-я группа — экологические (две проблемы на выбор).

Например, проблема детства. Какую роль играет детство в становлении личности? Может ли детство быть беззаботным и счастливым? Какие проблемы волнуют ребёнка и подростка? (Образ Николеньки Иртеньева в повести «Детство» Л.Н. Толстого.) Или: проблема развития русского языка. Язык — это национальное богатство страны. Но так ли это в действительности? Обогащается или обедняется язык в современном мире? Что происходит с нашим языком в лингвистическом пространстве XXI века? (И.С. Тургенев. «Русский язык»; Н.Рерих. «Русский язык»; М.Эпштейн. «Язык как общественное богатство» // Знамя. № 1, 2006. № 1.)

Задание 2. Прочитайте отрывки из художественной публицистики Ф.Искандера. Какие проблемы поднимаются в них писателем?

1. "Сальери готов к убийству, в душе он его уже совершил. А если гений и злодейство — две вещи несовместные, значит, он не гений, не художник высшего типа, каким он себя хочет считать. В таком случае надо сказать самому себе и Моцарту, что гений способен на злодейство. Поэтому он с такой злой иронией отвечает на слова Моцарта: «Ты думаешь?» И подсыпает яд в стакан Моцарта” («Моцарт и Сальери»).

Проблема добра и зла.

2. "«Тихий Дон». Это во многом загадочный роман. Григорий Мелехов мечется между красными и белыми, он мучительно всматривается и вслушивается в их речи и каждый раз убеждается, что дом его обречён на гибель. Осознать гибель собственного дома как начало нового, будущего дома он не может и не хочет” («Воспоминание о романе»).

Проблема поиска смысла жизни (нравственного выбора).

3. "А разве не стыдно нам всем, что такие блестящие умы, как Сергей Аверинцев и Вячеслав Иванов, обучают за границей тамошних университетских недорослей, хотя у нас, в наших министерствах, уверен, можно найти достаточно недорослей с высшим образованием, с которыми они могли бы провести семинары по истории человеческой совести, начиная с Вавилона и до наших дней, учитывая, что Вячеслав Иванов знает около ста языков” («Государство и совесть»).

Проблема невостребованности учёных в своём Отечестве.

4. "Нам нужно правительство алмазной чистоты и прозрачности и чтобы народ поверил в эту чистоту, и тогда он воспрянет духом. Но что надо сделать, чтобы народ в это поверил? Сто абсолютно чистых, толковых людей — и есть правительство. Но где их искать? Достаточно найти десять таких людей, и эти десять приведут с собой остальных. На это понадобится два-три месяца. Кристалл алмазной честности на вершине власти обязательно вызовет постепенную кристаллизацию всей пирамиды. На эту пирамиду снизу будет давить воспрянувший духом народ, а он воспрянет, видя, что вершина власти чиста, а сверху будет давить вершина в силу своего нового состояния” («Государство и совесть»).

Проблема государственной совести.

5. "Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен. <…>

Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он все свои богатства держит при себе”.

Тема Дома. Проблема утраты корней прошлого.

Практикум по анализу текста

Текст взят из КИМа ЕГЭ по русскому языку 2006 г.:

Исходный текст

(1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…

(3) Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4) Что это значит — духовная жажда?

(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру, и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в дет­стве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: "священный сердца жар, к высокому стремленье” (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С.Соловейчик)

Вопросы и задания

1. Определите тему текста.

2. Какие вопросы задаёт читателю С.Соловейчик? Какие аргументы приводит?

Работа с опорным конспектом.

Вопросы Авторские аргументы
1-й абзац

"Что это значит — духовная жажда?”

2-й абзац

Духовность не культура поведения или образованность.

Духовная жизнь — это стремление человека к высокому.

2-й абзац

Может ли искусство быть духовным или бездуховным?

2-й абзац

А) Искусство "духоподъёмно”, в искусстве человек ищет силу духа.

Б) Если искусство не отражает стремление человека к правде и добру, оно бездуховно.

3-й абзац

Может ли добрый человек быть духовным?

3-й абзац

Если он не стремится выйти из сферы быта, нет.

4-й абзац

"Чего жаждет человек, когда у него духовное томление?”

4-й абзац

Желания могут быть конечные и бесконечные. Бесконечные желания — это стремление к добру, правде, красоте, высоким идеалам.

3. Какие проблемы подняты в этом тексте? Какие вопросы, связанные с ними, задает автор?

1) Проблема духовности: что значит "духовная жизнь”?

2) Проблема истинного содержания духовности: не подменяется ли сегодня это понятие другим?

3) Проблема духовности в искусстве: можно ли говорить о духовности/бездуховности искусства?

4) Проблема духовного совершенствования: чего жаждет человек, когда у него духовное томление?

4. Сформулируйте проблемы. Заполните таблицу.

1. В виде предложения-тезиса Симон Соловейчик, известный педагог, просветитель, рассматривает проблему духовности и бездуховности.
2. В вопросно-ответной форме Духовность… Что вмещает в себя это понятие? Что значит жить духовной жизнью в современную нам эпоху? Не подменяется ли это понятие чем-то другим?
3. В виде номинации темы. Духовность и бездуховность…
4. С применением лексических и синтаксических средств: лексического повтора, однотемной лексики, градации… Духовность, дух, сила духа, духовное томление — эти ключевые понятия, отражающие сферу духа человека, стали предметом размышлений известного педагога, просветителя ХХ века С.Соловейчика.
5. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста. "Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…”

5. Соедините несколько вариантов формулировки проблемы, чтобы получился развёрнутый тезис-зачин.

А) Духовность… Что вмещает в себя это выражение и не подменяется ли оно чем-то другим в современном нам мире? Духовность, дух, сила духа, духовное томление — эти ключевые понятия, отражающие сферу духовной жизни человека, стали предметом размышления известного педагога, просветителя ХХ века Симона Соловейчика. Тема духовности и бездуховности волнует его не меньше А.С. Пушкина, который без малого два века тому назад, испытывая то же духовное томление, писал:

Как труп, в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал…

Б) "Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте”, — пишет С.Соловейчик в своей статье, раскрывая тему духовности и бездуховности. В чём заключается истинная духовность человека? Может ли быть духовным, например, искусство? Эти вопросы, поставленные известным педагогом, просветителем ХХ века, раскрывают суть главной проблемы текста: чего жаждет человек, испытывающий духовное томление? Поэтому и начинает он своё размышление с известной цитаты из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…

6. Прокомментируйте проблемы, поднятые автором текста, любым способом (аналитический пересказ или свободный комментарий).

Духовность, по мнению автора, выражается не в манере поведения и блестящей образованности и даже не в "чтении книг и посещении театров и музеев”. Ценители искусства могут быть людьми и бездуховными, как, впрочем, и "добрые, способные любить” люди. И искусство само по себе, как утверждает С.Соловейчик, тоже может быть духовным и бездуховным. Если оно не вызывает у человека стремления к добру, правде, красоте, то о какой духовности может идти речь. Искусство должно быть "духоподъёмным”, то есть пробуждать в нас высокие желания. А желания, к сожалению, могут ограничиться и сферой быта — "приобрести, получить, достичь”. И сводятся они к конечному результату, бесконечные же желания — это путь духовного самосовершенствования, когда человек в течение всей своей жизни стремится к добру, красоте, правде. Именно в этом, по убеждению педагога и просветителя, и заключается истинное содержание духовности.

Задание. Напишите вторую часть сочинения, выразите своё отношение к проблеме текста, согласившись или не согласившись с позицией автора.

Приведём пример сочинения, автор которого развивает свою мысль, основываясь только на одной проблеме — духовности/бездуховности искусства.

"Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте”, — пишет С.Соловейчик в своей статье, раскрывая тему духовности и бездуховности. В чём заключается истинная духовность человека? Может ли быть духовным или бездуховным, например, искусство? Эти вопросы, поставленные известным педагогом, просветителем ХХ века, раскрывают суть главной проблемы текста: чего жаждет человек, испытывающий духовное томление?

Духовность, по мнению автора, выражается не в манере поведения и блестящей образованности и даже не в "чтении книг и посещении театров и музеев”. Ценители искусства могут быть людьми и бездуховными, как, впрочем, и "добрые, способные любить” люди. И искусство само по себе, как утверждает С.Соловейчик, тоже может быть духовным и бездуховным. Если оно не вызывает у человека стремления к добру, правде, красоте, то о какой духовности может идти речь. Искусство должно быть "духоподъёмным”, то есть пробуждать в нас высокие желания. А желания, к сожалению, могут ограничиться и сферой быта — "приобрести, получить, достичь”, как об этом пишет С.Соловейчик. И сводятся они к конечному результату. Бесконечные же желания — это путь духовного самосовершенствования. Именно в этом, по убеждению педагога и просветителя, и заключается "духовная жажда” человека — в бесконечном поиске истины.

В размышлении С.Соловейчика меня затронула тема духовности и бездуховности искусства. В связи с этим мне вспомнилось выражение О.Уайльда: "Всякое искусство бесполезно”. Так ли это? Отвечу: нет. Вспомним фильм П.Лунгина «Остров». Герой его, будучи совсем юным, необстрелянным солдатом, ещё не нюхавшим пороха, был захвачен фашистами. По их приказу он стреляет в пленного моряка. Кто он — этот герой в исполнении П.Мамонова? Что движет им? Растерянность? Внезапность захвата? Страх? Да. И он переступает нравственный закон совести ради сохранения своей жизни. А что дальше? А дальше мучительные годы искупления вины перед Богом и людьми. Не передать словами эти душевные терзания человека: здесь и самоистязание, и полная отрешённость от каких бы то ни было благ, и самая чёрная физическая работа, и бескорыстное излечение больных. Долгий и страшный путь покаяния, который проходит герой. Но всё это не может сравниться, по мнению автора фильма, с тем грехом, который совершил неопытный солдат. И нет ему никакой пощады. И только в конце жизни он узнаёт, что тот моряк выжил, прошёл боевой путь; служил на флоте и после войны, дослужился до адмиральского чина. Эта "случайная встреча” явилась своеобразным отпущением греха.

Этот фильм П.Лунгина о преступлении и наказании, наказании скорее духовном, высшем. Человек, который в силу, может быть, объективных обстоятельств потерял Бога в душе, постепенно обретает Его. И это тоже путь "духовного томления”, о котором пишет С.Соловейчик. И если есть такие фильмы, значит, не "всякое искусство бесполезно”.

Категория: ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ | Добавил: admin (23.11.2012)
Просмотров: 1621 | Теги: русский язык в школе, уроки русского языка, ЕГЭ по русскому языку, подготовка к ЕГЭ по русской литерат, уроки русской литературы в школе | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0