В части С1 КИМов по русскому языку предлагается
написать сочинение по прочитанному тексту:
сформулировать и прокомментировать одну из
проблем, поставленных автором текста, выявить
позицию автора, согласиться или не согласиться с
его точкой зрения, а также привести не менее
двух-трёх аргументов. Задача, право, не из лёгких:
по сути, работа ученика должна состоять из двух
частей: первая — анализ текста; вторая —
собственное сочинение-рассуждение по проблемам
текста.
Приступая к выполнению работы, важно помнить,
что сочинение не монолог, а диалог ученика с
автором текста. Встреча автора и ученика будет
интересной только тогда, когда второй научится
понимать строение текста, его смысл,
прочувствует каждое слово, фразу, интонацию
автора.
Следует ли напоминать, что диалог должен
вестись в корректной форме? Думаю, да, в противном
случае не избежать "наказания” — вызвать
негативную оценку экзаменатора и потерять баллы.
К работе выпускника предъявляются серьёзные
требования — она должна показать:
— насколько глубоко и полно понят смысл
текста;
— способен ли старшеклассник зрело судить о
проблемах, затронутых в тексте;
— может ли он ясно и убедительно, вежливо и
корректно изложить свою позицию, даже если она
расходится с авторской;
— умеет ли грамотно излагать свои мысли, не
нарушая норм литературного языка;
— выразительна ли его речь: эмоциональна,
богата художественными средствами.
Предвижу и сомнения по поводу того, что
невозможно соответствовать всем этим
требованиям в рекомендованном объёме
сочинения — 150 слов. Но ведь это всего лишь
рекомендации: можно и увеличить объём до 200–250
слов, тогда работа будет более полновесной и
качественной. Вспомним русскую пословицу "Глаза
боятся, а руки делают”; в нашем случае — "руки
пишут”.
Занятие № 1
Анализ публицистического текста
Публицистический стиль. — Теоретические
основы анализа текста. — Практикум по анализу
текста.
Публицистика — литературный жанр,
посвящённый рассмотрению актуальных тем
общественно-политической жизни.
Публицистический стиль — стиль,
используемый в общественно-политической и
литературно-критической литературе, средствах
массовой информации, устных выступлениях на
собраниях, митингах.
Функциональная особенность:
информативная и воздействующая функции.
Цель публицистического текста:
информировать читателя о событиях в стране и
мире, формировать общественное мнение.
Стилевые черты
Лексические:
— чередование книжных слов с
экспрессивными;
— использование оценочной лексики;
— наличие клишированных выражений,
например: иметь значение, играть роль, главное
событие и т.д.;
— фактографичность, документализм;
— использование неологизмов,
окказионализмов (собственно авторские
выражения);
— использование в экспрессивных целях
заголовков, вводных эпизодов, тропов, цитат,
элементов других стилей (разговорного,
художественного, научного).
Морфологические:
— употребление существительных с
суффиксами -ость, -ство, -ние, например: личность,
алчность, сотрудничество;
— слов с интернациональными суффиксами и
префиксами -изм, -ист, -ция, анти-, контр-, де-,
например: пацифизм, интеллигенция,
антиисторический;
— слов, образованных сложением основ,
например: общественно-политический, социально-экономический
и др.;
— употребление форм страдательных
причастий прошедшего времени, например: ознаменован,
изготовлен.
Синтаксические:
— использование эллиптических конструкций;
— номинативных предложений;
— присоединительных и парцеллированных
конструкций;
— сегментированных конструкций.
Теоретические основы анализа текста
По первым трём критериям (К1–К3) оценки
выполнения заданий с развёрнутым ответом (часть
С1) проверяются умения ученика анализировать
текст: 1) определять тему текста, формулировать
проблему; 2) комментировать её; 3) выявлять позицию
автора. Следующий критерий (К4) позволяет
проверить умение ученика создавать свой
собственный текст. Рассмотрим каждый элемент
подробно.
Тема
Тема — 1) предмет повествования, круг
жизненных явлений, осмысляемых автором; 2) круг
событий, служащий для постановки философских,
социальных, этических, идеологических проблем.
Формулировка проблемы
Проблема — сложный вопрос, задача,
требующая разрешения, исследования.
Перечислим несколько способов формулировки
проблемы:
1) в вопросно-ответной форме;
2) в виде предложения-тезиса, требующего
пояснения;
3) в виде номинации (названия) темы;
4) с использованием лексических и
синтаксических средств выразительности:
лексического повтора, ключевых повторяющихся
выражений (однотемной лексики), риторических
вопросов, градации и др.;
5) в виде предложения-цитаты, отражающего
основную мысль текста.
Комментарий проблемы
Комментировать — значит пояснять,
толковать, делать примечания. Комментировать
проблемы текста можно двумя способами.
1) "Я иду вслед за автором” (аналитический
пересказ текста).
2) "Свободный” комментарий, основанный на
откликах, ассоциациях читателя.
Порекомендуем ученикам:
- не пересказывать весь текст;
- не комментировать несформулированную проблему;
- не увлекаться чрезмерным цитированием текста.
В этой части работы (комментарий проблемы)
можно использовать следующие выражения и
вводные конструкции: автор (писатель,
публицист) заявляет; Ф.И.О делится своим
пониманием проблемы; по убеждению автора
(публициста, писателя)…; совершенно очевидным, по
мнению автора (Ф.И.О, публициста, писателя),
является…
Автор. Позиция автора
Позиция автора — это его точка
зрения. Автор неизменно выражает
(умозаключениями в публицистических текстах,
образами — в художественных) своё отношение к
установкам, ценностным ориентирам героев или
поставленным проблемам; раскрывает читателю
свой духовный мир. Отношение автора к проблеме
может быть либо сугубо индивидуальным, либо
диалогичным (диалог с читателем); к героям —
отстранённым или родственным, но не нейтральным.
Говоря о взаимоотношениях читателя и автора,
Л.Н. Толстой писал: "Когда мы знакомимся с
творчеством писателя, перед нами встают вопросы:
«А ну-ка, что за человек? Что нового можешь
сказать мне о жизни?»” Вот так и мы, читая текст,
должны спросить автора: что ты за человек, каков
твой духовный мир, как ты оцениваешь этот мир и
какова твоя позиция?
Аргументация своего мнения
Ученику необходимо выразить своё отношение к
проблеме(ам), поставленной(ым) автором текста,
согласившись или не согласившись с ним. Это самая
трудная часть работы, потому что надо не только
высказать своё мнение, но и привести два-три
аргумента. По типу речи эта часть сочинения не
что иное, как рассуждение. Следовательно, должен
присутствовать тезис (то, что нужно
доказать). Тезисом может послужить точка зрения
автора на проблему (позиция автора). Затем нужно
привести аргументы в пользу или против
выдвинутого тезиса и сделать вывод, то есть
обобщить свои умозаключения. Аргумент —
фактическое доказательство, логический довод,
служащий основанием для доказательства. К
аргументам можно отнести примеры из истории,
научных открытий, художественных произведений
или фильмов. Это наиболее выигрышные аргументы.
Не будем забывать о том, что в тексте может быть
несколько проблем. Посоветуем ученикам "не
растекаться мыслью по древу” и
прокомментировать одну заинтересовавшую его
проблему.
Несколько полезных советов ученикам
по этой части работы (аргументация собственного
мнения):
— соблюдайте фактологическую точность в
приводимых примерах;
— указывайте точные даты, правильные
названия произведений и их авторов, имена героев
произведений, исторических лиц;
— приводите верные факты биографии, не
искажайте исторические и культурные реалии;
— не допускайте этических ошибок:
высокомерного или циничного отношения к автору
текста;
— не проявляйте речевую агрессию, не
выказывайте свою недоброжелательность,
негативные эмоции: грубость, насмешку,
употребление сниженной лексики.
Если вы не согласны с мнением автора, можно,
например, использовать следующие речевые
обороты: пожалуй, наиболее спорной выглядит
мысль о том…; позволю себе не согласиться с
автором в той части, где он рассуждает о…; на этот
счёт у меня сложилось другое мнение…
Предложим учащимся отработать каждый элемент
анализа на примере публицистической статьи
В.П. Астафьева (текст взят из
учебно-методического пособия: Мамона Т.Н.
Русский язык // ЕГЭ. М.: Экзамен, 2005).
Практикум по анализу текста
Исходный текст (В.П. АСТАФЬЕВ)
1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих
голов?
2) Кто портит телефоны-автоматы?
3) Кто разрушает автобусные остановки просто
так, с тоски и от буйства сил?
4) Кто стонет и визжит во время сеанса в
кинотеатре, выражая своё эстетическое чувство?
5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели,
чтобы повеселить соседей?
6) Кто…
7) Но пакостников по сравнению с порядочными
людьми всё же не так много.
8) Откуда же такое чувство, что мы порой
опутаны ими?
9) Не оттого ли, что мы примирились с ними,
опустили руки?
10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и
во все времена дающий нам точные ответы, называет
пакость скверной, мерзостью, гадостью,
злоумышлением, да еще дьявольским, и советует:
"Всякую пакость к себе примени… На пакость
всякого станет…”
11) Пакость чаще всего творится скрытно.
12) Если бы её "засветили”, если бы видно
сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо
пакость, хотя и не всегда любит и часто не
приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе
происходит и для него делается.
13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась
бы для неё почва, нечем бы стало ей прикрываться,
пришлось бы нам кончать с очень многими дурными
наклонностями.
14) Пакость многообразна, границы её бывают
размыты житейским морем или сомкнуты с некими
нагромождениями, разломами, выносами.
15) Пакость может быть незаметной, но
безвредной никогда не была и не будет.
16) Ох, сколько мы слов извели, сколько
негодования высказали, сердце изорвали, нервы
извели, вывесок больше всех грамотных народов
написали, и все с приставкой не-: "не
курить!”, "не бросать”, "не переходить”, "не
шуметь”, "не распивать”.
17) И что же, пакостник унялся?
18) Притормозил?
19) Засовестился?
20) Да он как пакостил, так и пакостит, причём,
по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит
под запретными вывесками, потому что написаны
они для проформы и покуражиться под ними
пакостнику одно удовольствие; ему пакостная
жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо,
пакостный спектакль — наслаждение, и тут не
помогут никакие уговоры, никакая мораль, даже
самая передовая.
21) Не годится, тут лишь одно средство
возможно, оно, это верное средство, мудрым
батюшкой Крыловым подсказано более ста лет
назад: "Власть употребить!”
22) И силу, добавлю я, всеобщую, народную.
Ключевые выражения,
тезисы абзацев |
Авторский
комментарий |
1-й абзац Кто… (снимает, портит,
разрушает, стонет и визжит, врубает…)
2-й абзац
1) Пакостников всё же не так много.
2) Пакость — "скверна, мерзость, гадость,
злоумышление” (В.И. Даль).
3-й абзац
Пакость творится скрытно, но всё же нуждается в
зрителе…
4-й абзац
Пакость многообразна…
5-й абзац
1) Несмотря на запреты, пакостник как
пакостил, так и пакостит.
2) Пакость — "цель жизни, пакостные
дела — благо, пакостный спектакль —
наслаждение”. |
1-й абзац Кто эти люди?
2-й абзац
1) Мы примирились с ними, опустили руки.
2) "Всякую пакость к себе примени… На
пакость всякого станет…” (В.И. Даль).
3-й абзац
Если бы не было почвы для неё, то и не
распространялась бы она.
4-й абзац
Безвредной не бывает.
5-й абзац
1) Никакая мораль, никакие уговоры не помогут.
2) "Власть употребить!” (И.А. Крылов).
"Силу всеобщую, народную!” (В.П. Астафьев). |
Вопросы и задания
1. Определите тему текста.
2. Выпишите из каждого абзаца ключевые
выражения. Как автор их комментирует? Можно
воспользоваться опорным конспектом.
3. Выберите три-четыре тезиса, которые
помогут определить тему авторского высказывания
и сформулировать проблемы текста.
1) Пакость и пакостники…
2) Пакость — "скверна, мерзость, гадость,
злоумышление” (В.И. Даль).
3) Пакостников немного, но мы с ними
примирились.
4) Несмотря на запреты, пакостник как
пакостил, так и пакостит, ибо "пакость — цель
жизни, пакостные дела — благо, пакостный
спектакль — наслаждение”.
4. Какие проблемы рассматривает писатель?
1) Проявление грубости, хамства, бескультурья
в повседневной жизни.
2) Равнодушное отношение людей к проявлению
грубости и хамства.
5. Сформулируйте проблемы. Заполните таблицу.
6. Запишите в один абзац сформулированные
проблемы (можно использовать несколько
вариантов формулировки проблемы).
А) Пакостники — кто они? Почему в
повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с
проявлением невежества и хамства, грубости и
сквернословия? И почему мы свыклись с этим
явлением? Может быть, потому, что перестали
уважать себя и других. Этими вопросами задаётся
автор текста В.П. Астафьев, поднимая проблему
бескультурья в современном нам обществе.
Б) В.П. Астафьев рассматривает проблему
бескультурья в повседневной жизни: он пишет о
"пакости и пакостниках”. Невежество,
сквернословие, хамство стало привычным явлением
в нашем обществе, а мы как будто живём в другом
мире, мире, где нас это всё не касается.
"Пакость — скверна, мерзость, гадость,
злоумышление”, — говорит В.И. Даль и
советует нам: "Всякую пакость к себе примени”.
7. Прокомментируйте обе проблемы, взяв за
основу вышеизложенные тезисы (см. опорный
конспект).
Покажем способы комментирования
сформулированных проблем.
А) "Пакостники — кто они? Почему в
повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с
проявлением невежества и хамства, грубости и
сквернословия? Этими вопросами задаётся автор
текста В.П. Астафьев, поднимая проблему
бескультурья. Писатель, размышляя о пакости и
пакостниках, цитирует В.И. Даля: "Пакость —
скверна, мерзость, гадость, злоумышление” (1-й
тезис). Однако, несмотря на это, пакость окружает
нас всюду, и мы смирились с ней. Хотя и действуют
пакостники скрытно, но всё же иногда нуждаются в
зрителе, пишет далее В.П. Астафьев (2-й тезис).
Никакие запреты, по его мнению, не могут
воздействовать на них, ибо "написаны они для
проформы” (3-й тезис). Для пакостника
"пакость — цель жизни, пакостные дела —
благо, пакостный спектакль — наслаждение” (3-й
тезис).
Таким образом, мы исследовали проблему, "шагая
вслед за автором”. Это первый способ
комментария. Второй, как мы уже отметили,
"свободный”, но и он будет основываться на тех
же самых авторских тезисах.
Способы формулировки
проблемы |
Формулировка проблемы |
1. В виде вопроса и ответа. |
Пакостники — кто они? Почему в
повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с
проявлением невежества и хамства, грубости и
сквернословия? Возможно, потому, что не научились
уважать себя. |
2. В виде предложения-тезиса,
требующего пояснения. |
А) В.П. Астафьев рассматривает
проблему бескультурья в повседневной жизни, а
именно: он пишет о пакости и пакостниках. Б) Невежество,
бескультурье, сквернословие — проблемы, к
сожалению, актуальные в наше время. |
3. В виде номинации (названия) темы. |
Пакость и пакостники… |
4. С использованием лексических и
синтаксических средств выразительности:
лексического повтора, однотемной лексики,
градации, однородных членов предложения и др. |
Невежество, сквернословие,
хамство — характерное явление современного
общества. |
5. В виде предложения-цитаты,
отражающего основную мысль текста. |
В.П. Астафьев, размышляя о пакости и
пакостниках, цитирует В.И. Даля, автора
«Толкового словаря живого великорусского
языка»: "Пакость — скверна, мерзость, гадость,
злоумышление”. |
Б) Что чаще всего портит нашу жизнь? Пакость
и пакостники. Именно об этом явлении пишет
В.П. Астафьев. К сожалению, проблема эта в нашем
обществе слишком велика. Шагу не ступишь, чтобы
не столкнуться с проявлением пакости: надписи на
стенах, грязь на улицах, грубость, хамство,
повсеместное бескультурье.
Что же такое пакость? Автор цитирует В.Даля,
называющего её "скверной, гадостью,
злоумышлением”, да ещё "дьявольским”. А советы
составителя «Толкового словаря живого
великорусского языка»: "Всякую пакость к себе
примени”, — прибавляют вес этой нелестной
характеристике. Почему же столь отвратительное
явление может иметь и своих сторонников? Их не
должно быть много, и писатель это подтверждает,
но всё-таки они есть и ждут подходящего момента,
чтобы напакостить, да ещё и при свидетелях.
Почему же не засовестится злоумышленник от
замечаний, если рассчитывает на зрителя? Потому
что пакость для него — наслаждение, и
наслаждение это столь велико, что остановить
повсеместное наступление мерзости может только
власть, "сила народная”, то есть мы с вами.
8. Сформулируйте позицию автора.
Позиция автора — это ответ на поставленный
вопрос, путь решения проблемы. Но не всегда автор
предлагает решение проблемы, иногда он оставляет
это право за читателем. В этом тексте она явная и
заключена в двух последних предложениях: "Власть
употребить и силу, всеобщую, народную”. Нам
остается лишь добавить высказывание
В.П. Астафьева к нашему фрагменту сочинения.
Пакостники — кто они? Почему в
повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с
проявлением невежества и хамства, грубости и
сквернословия? Как бороться с ними? Этими
вопросами задаётся автор текста В.П. Астафьев,
поднимая проблему бескультурья. Писатель,
размышляя о пакости и пакостниках, цитирует
В.И. Даля: "Пакость — скверна, мерзость,
гадость, злоумышление”. Однако, несмотря на это,
пакость окружает нас всюду. Хотя и действуют
пакостники скрытно, но всё же иногда нуждаются в
зрителе, пишет далее В.П. Астафьев. Никакие
запреты, по его мнению, не могут воздействовать
на них, ибо "написаны они для проформы”. Для
пакостника "пакость — цель жизни, пакостные
дела — благо, пакостный спектакль —
наслаждение”. И всё же их можно остановить: и
"власть употребить” (И.А. Крылов), "и силу,
всеобщую, народную” (В.П. Астафьев). Это и есть
авторский ответ на поставленный вопрос: как
искоренить пакостников?
Вы выполнили лишь первую
часть сочинения — проанализировали текст.
Далее нам следует отразить собственную точку
зрения на проблему. Как это сделать? Ученики
могут, отталкиваясь от тех же аргументов,
предложить свой путь искоренения жизненного зла.
Возможен другой вариант: ответ на вопрос (позиция
автора) станет главным тезисом ученического
размышления. Можно начать вторую часть
сочинения, как, впрочем, и первую, с рассказа об
авторе, тем более что мы знакомы с ним, с его
произведениями. Приведём пример сочинения, где
сведения об авторе открывают вторую его часть.
Что чаще всего портит нашу жизнь? Пакость и
пакостники. Именно об этом явлении пишет
В.П. Астафьев. К сожалению, проблема эта в нашем
обществе слишком велика. Шагу не ступишь, чтобы
не столкнуться с проявлением пакости: надписи на
стенах, грязь на улицах, грубость, хамство,
повсеместное бескультурье.
Что же такое пакость? Автор цитирует В.Даля,
называющего её "скверной, гадостью,
злоумышлением”, да ещё "дьявольским”. А советы
составителя «Толкового словаря живого
великорусского языка»: "Всякую пакость к себе
примени” — прибавляют вес этой нелестной
характеристике. Почему же столь отвратительное
явление может иметь и своих сторонников? Их не
может быть много, и писатель это подтверждает, но
всё-таки они есть и ждут подходящего момента,
чтобы напакостить, да ещё и при зрителях. Почему
же не засовестится злоумышленник от замечаний,
если рассчитывает на зрителя? Потому что пакость
для него — наслаждение, и наслаждение это
столь велико, что остановить повсеместное
наступление мерзости может только власть, "сила
народная”, то есть мы с вами.
В.П. Астафьев, по мнению многих почитателей
его таланта, самый совестливый писатель ХХ века,
к сожалению, уже ушедший из жизни. Автор ярких
романов, повестей «Печальный детектив»,
«Царь-рыба», «Прокляты и убиты», В.П. Астафьев
часто обращался к публицистике, освещая
злободневные вопросы современности. Не
оставались за пределами его внимания и вечные
вопросы: о добре и зле, о любви и ненависти, о
дружбе и предательстве, о долге и бесчестии. И это
его размышление о нравственной проблеме
отсутствия культуры в современном мире,
несомненно, вызовет у всех читателей душевный
отклик. И всё-таки я рассматриваю решение
проблемы в ином ракурсе.
Мне кажется, что главная мысль этого текста не
в том, чтобы применить силу народную, а в том,
чтобы "не рыхлилась почва” под ногами
пакостников. Для этого надо воспитывать людей с
детства, и не "прописями”, как это делал отец
Чичикова ("вечная пропись на столе: не лги,
послушествуй старшим и носи добродетель в
сердце”), а своими делами, поступками. Что из этих
"наставлений” получилось, мы знаем:
Чичиков — мошенник. Нужно с детства прививать
"дух благородных желаний”, желаний совершать
красивые поступки. Какие стремления в ребёнке
воспитаешь, такого человека и получишь. Не зря
русская пословица гласит: "Того Иван не
разумеет, чего Ванюша не выучит”. Таким образом,
решение поднятой писателем проблемы мне видится
в семейном воспитании, в семейных традициях. |