Суббота, 20.04.2024, 17:28


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ [14]
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЕГЭ [2]

Главная » Статьи » ПОДГОТОВКА К ЕГЭ » ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ

ЗАДАНИЕ 8

1. Обсуждение домашних сочинений

Примеры мини-сочинений

Мечта о счастье

Что есть счастье? Вопрос отнюдь не риторический. Когда-то мой ровесник попытался ответить на него в школьном сочинении (помните фильм «Доживём до понедельника»?), написав, что "счастье — когда тебя понимают”. В этом возрасте, да и в любом, конечно, важно, чтобы тебя понимали, но, по-моему, счастье — это нечто большее, чем простая человеческая отзывчивость. Вот, например, В.И. Даль определяет счастье как "благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь, без горя, смут, тревоги; покой и довольство”. Одним словом, счастье — небесный рай на земле, сон, мечта. А кто, скажите, не стремится вкусить "земное блаженство, без горя, смут и тревог”? Кто не мечтает побывать в "благословенном уголке” под названием Обломовка и жить там в полном "довольстве и покое”? Но это не для меня, потому что пустое созерцание не приносит плода. "Это не жизнь, а обломовщина” — повторю вслед за А.Штольцем. Счастье не в благополучном созерцании мира, а в действенном отношении к нему. В жизни надо реализоваться как личность. Тогда это и будет счастьем. Об этом я и мечтаю.

Деньги не самое главное в этом мире

"Всё моё”, — сказало злато;
"Всё моё”, — сказал булат.
"Всё куплю”, — сказало злато;
"Всё возьму”, — сказал булат.

                             А.С. Пушкин

Поэт А.К. Толстой своеобразно и язвительно отреагировал на метафору Пушкина, дописав две строчки: "Так ступай”, — сказало злато; // "И пойду!” — сказал булат.

Так и шёл он, пока не наступил 1917 год, который и приостановил дискуссию двух благородных металлов на семь десятилетий.

"Деньги не самое главное”, — провозгласила советская власть. Главное — бескорыстие и самоотверженность. И пошло-поехало. Руду добывать — голыми руками, целину поднимать — с потом и кровью, заводы строить — на костях трудармейцев-лагерников. Война — героизм простых солдат. Прошлое не осуждаю, ибо без прошлого нет будущего. И верю Андрею Платонову, когда он пишет, что русский командир берёт свою оторванную руку и, подняв её, ведет солдат в атаку. Это правда. Так, в общем-то, и устояли в первые два года войны. Верю Виктору Астафьеву, сказавшему, что "мы не победили фашизм, мы залили его кровью”. И горжусь Платоновым и Астафьевым, страной и великим народом, выстоявшим в той войне. Цена великой Победы не имеет иных единиц измерений, кроме человеческих.

Наступил XXI век, а с ним возобновился и спор: "«Всё куплю», — сказало злато; // «Всё возьму», — сказал булат”. "Деньги не самое главное в жизни” — они всего лишь часть человеческого неравенства. Для одних — эквивалент статуса и успеха, для других — способ выживания. Деньги не вступают в этические споры о том, что дурно или хорошо, — это "неравенство”. Они "скромно” следуют за потребностями человека и принимают мир таким, каков он есть. А мир этот зависит от нас: главное или не главное в нём — деньги…

Проблема исторической памяти

Совсем недавно меня потрясло письмо бывшего руководителя одного челябинского завода к канцлеру Германии с извинениями за выпуск во время войны легендарных "Катюш”, тех самых реактивных снарядов, которые наводили смертный ужас на фашистов. Спустя более полвека ради выгодного контракта, оказывается, можно забыть о Бухенвальде и Освенциме, о Хатыни и Бабьем Яре, об этих реках пепла, несущих в себе несгоревшие детские туфельки вперемешку с человеческими останками. Оказывается, можно цинично предать память о святом, заигрывая с партнёрами по бизнесу. Говорят, этого экс-руководителя снова приглашают в совет директоров завода. Что ж, будем ждать очередного "покаянного” письма о "жестоких” бомбардировках Берлина и поспешном водружении флага (символа героической Победы) на купол рейхстага. Поистине, "когда погребают эпоху, надгробный псалом не звучит” (Анна Ахматова).

Проблема современной аудиовизуальной культуры

Проблема аудиовизуальной культуры в современном нам обществе действительно существует. Рассмотрим её на примере телепередач. Что мы наблюдаем, переключая кнопки телевизора? Всевозможные ток-шоу и сомнительные проекты с Ма­лаховым — Соловьёвым, Лолитой — Собчак и одни и те же лица в медиаинтерьерах: Жириновский, Митрофанов, Павловский — список можно продолжить. Важное условие для ведущих: чтобы персонаж был с сумасшедшинкой, чтобы заводной, чтобы распалялся-кричал, бледнел-краснел и брызгал слюной. Тогда и аудитория подзарядится, возникнут напряжение и азарт. А тем, кто создаёт передачи, только это и нужно — им рейтинг подавай. Так и подсчитывают они голоса: "раз”, "два”, "три”… Кто больше набрал, становится лицом экрана, значимой медиаперсоной. И редактор уже любой передачи вытаскивает его "особое мнение” излагать, или петь-танцевать со звёздами, или миллион заработать. А ты так и остаёшься "слабым звеном” в этом нескончаемом медиапространстве. Слабым ли? Можно просто нажать кнопку "выкл.” и открыть книгу…

2. Теоретические основы анализа художественного текста с типом речи описание

Описание — перечисление свойств и признаков предмета или явления в определённый момент. Напомним ученикам о типах речи повествование и рассуждение. Повествование — рассказ о событиях в их временной последовательности; рассуждение — исследует предметы или явления, раскрывает их внутренние признаки, доказывает определённые положения. Повествование занимается действием, описание — предметом, рассуждение — отношением предметов и действий. Повествование обязано своим существованием памяти, описание  чувствам, рассуждение — уму и чувствам.

Описание может быть пейзажным, портретным, а также описание интерьера, одежды, действий (динамичное описание). В описании выделяют общий, средний и крупный планы. Общий план даётся без детализации, в самых общих чертах, без опоры на чувственное восприятие. Средний план используется при описании действий в статике. Описание крупным планом отличается детализацией, динамикой, богатой образностью. Динамичное описание строится на активности глагольных форм, которые служат определённой художественной цели: передать динамику движения в любом образе, даже живописном, цветовом.

Подробнее остановимся на портрете и пейзаже.

Портрет героя (персонажа) — описание его наружности: черт лица, особенностей фигуры, цвета волос, одежды и т.д. В портрете могут быть отражены также характерные для героя жесты, мимика, поза, выражение лица, глаз. Описание внешности героя может сопровождаться психологическим анализом, когда внимание автора сосредоточено на том, что выражает лицо, фигура, какое впечатление производит герой.

Пейзаж в литературе — фон действия, деталь, картина местности, природы, описанная автором.

Надо заметить, что у каждого писателя свой индивидуально-авторский взгляд на картины природы. Как правило, автор отражает свои взаимоотношения с природой, демонстрирует, как прекрасен или отвратителен (такое тоже бывает) окружающий мир, как природа влияет на человека, откликается на его настроение.

Характер описания пейзажа в различные культурные эпохи менялся: от мифических и романтически возвышенных представлений о силах природы до философского осмысления её глубин. Однако проблема взаимоотношения человека и природы была актуальной во все времена.

В описании пейзажа доминирующую роль играют художественные средства. Можно предложить ученикам выполнить небольшую проверочную работу на знание этих средств.

I. Эпитет

II. Эпифора

III. Оксюморон

IV. Метафора

V. Сравнение

VI. Метонимия

VII. Литота

VIII. Антитеза

IX. Перифраза

X. Градация

1. Повторение слов или выражений в конце строк.

2. Противопоставление образов, понятий.

3. "Остроумно-глупое”. Противоречащие друг другу понятия.

4. Скрытое сравнение. Троп, основанный на сходстве двух явлений, понятий.

5. Замена имени собственного описанием.

6. Художественное определение.

7. Сопоставление с другими предметами, явлениями.

8. Перенесение свойств одного предмета или явления на другое.

9. Значительное преуменьшение.

10. Высказывание по нарастающей или убывающей.

Проверочная работа

1. Найдите соответствие: художественное средство — определение. Cм. таблицу.

2. "Расшифруйте” приведённые примеры метафор и сравнений. Подберите к ним образные соответствия.

1) "Жар десяти костров” __________________

2) "Накрапывает колокольный дождь” _______

3) "А небо ярче синего фаянса” _____________

4) "Белой зари рукав” ____________________

5) "Костёр рябины красной” _______________

3. Какие художественные средства использованы в стихотворении С.Есенина? Как они помогают создать образ пробуждающейся природы?

Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

3. Практикум по анализу художественного текста с типом речи описание

Исходный текст

(1) В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. (2) Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит, ничего не сказать о сверкании росного утра. (3) Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся изнутри, четвёртые — молочно-голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (4) Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розовостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то жёлтыми. (5) Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными округлыми упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. (6) Можно написать, какой яркий тёмный след остаётся, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. (7) Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идёт по росистому цветущему лугу. (8) Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной росинке чётко виднеются ещё более крохотные отражённые ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, и вот передать его невозможно.

(9) Вы проснётесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной и всё высушит, и всё погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, не подозревая о том, насколько, например, цветущий куст сирени или вишенья отличается от нецветущего. (10) Ведь тому, кто никогда не видел цветения вишнёвого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишнёвом саду.

(Владимир Солоухин)

Вопросы и задания

1. Вспомните, какие проблемы могут решать авторы, описывая пейзаж? Какие вопросы могут возникнуть у них?

  • Проблема взаимоотношения человека и природы — как влияет на человека природа?
  • Проблема отношения к прекрасному — является ли природа источником душевной гармонии?

2. Какие проблемы поднимает писатель В.Со­лоухин в данном тексте?

Отношение человека к природе как к чему-то возвышенному и прекрасному. Прекрасен окружающий нас мир, надо только увидеть его, может быть, даже в самых обыкновенных вещах: в капле росы, например.

3. Определите тему авторского высказывания и тип речи.

В.Солоухин, известный русский писатель, прекрасный стилист, и на этот раз остаётся верен себе: в самых обычных вещах обнаруживает сложное и удивительно прекрасное. Данный фрагмент текста посвящён описанию раннего летнего утра. Автор как будто стремится "во всём дойти до самой сути”, за внешним увидеть скрытое, в обыденном явлении передать неповторимое, яркое, впечатляющее. Здесь он выступает как поэт: настолько прекрасен созданный им облик летнего утра.

4. Какой образ доминирует в описании раннего утра?

Следует отметить, что развёрнутое описание раннего утра создаётся при помощи только одного образа — капли росы. Но как многозначен и многоцветен он! Создаётся впечатление, что ты сам находишься на росистом лугу, купаешься в лучах восходящего солнца, ловишь яркие мгновения прекрасного.

5. Как создаётся этот образ? Какими художественными средствами?

Вот капли росы: одни "мерцают глубокой зеленью, другие — чисто кровавого цвета”, третьи — "матово светятся”, четвёртые — "молочно-голубые”, пятые, шестые… Их так много, цвета их постоянно меняются, оттеняют друг друга, "заставляют их быть то синими, то жёлтыми”. Все цвета радуги можно увидеть в этих каплях росы. Неповторимость этого образа создаётся нанизыванием цветовых эпитетов, обилием глагольных форм, передающих чередование разноцветного блеска: "мерцают”, "светятся”, "разноцветное горение сочетается”, "кидают свои цветные тени”, "покоится роса”.

6. Каким мотивом пронизано описание летнего утра?

Мотив света, жизни определяет эту часть текста, и можно уже ощутить, попробовать на вкус влажную ещё "земную живительную свежесть”.

7. Какой тип речи представлен во втором абзаце текста (предложения 9–10)?

Рассуждение.

8. О чём рассуждает автор? Можно ли определить его позицию?

Вторая часть текста открывается предостережением автора читателю: "Вы проснётесь позже <…> когда в поля, луга нахлынет зной и всё высушит, и всё погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир”. Поистине мудра пословица: "Кто рано встаёт, тому Бог подаёт”. Для определения авторской позиции важен образ вишнёвого сада. Цветущий сад открывается людям, знающим цену его цветения, людям наблюдательным и трудолюбивым, встающим с восходом солнца, людям, которые понимают прекрасное.

9. Найдите литературные параллели (аллюзии) в финальной части текста.

Образ вишнёвого сада в этой части текста восходит к знаменитому чеховскому образу. Это не случайно: «Вишнёвый сад» А.П. Чехова — пьеса-предостережение, финальное размышление В.А. Солоухина также является напоминанием о том, что только красота окружающего мира способна вызвать душевный отклик.

Примечание.

Анализ КИМов за последние пять лет показал, что подобные тексты достаточно редки (данный текст взят из КИМа 2002 года); как правило, в чистом виде описание как доминирующий тип речи не используется в текстах, однако учащиеся должны быть готовы к тому, что на экзамене им может быть дан подобный текст.

Предложим учащимся самостоятельно проанализировать схожий по проблемам текст из КИМа ЕГЭ по русскому языку 2007 года.

(1) Нет ничего прекрасней кустов шиповника! (2) Помните ли вы их, милый читатель? (3) Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. (4) Мимо деревьев, кустов, птиц, детских лиц, провожающих нас взглядом где-то на пороге ворот… (5) Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке — видим ли мы её? (6) Утка опрокидывается головой вперёд в воду — замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

(7) Её нет! (8) Где она? (9) Она плывёт под водой… (10) Подождите, она сейчас вынырнет! (11) Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. (12) Вынырнув, она делает движения головой, чтобы стряхнуть воду, и кажется, будто она утирается после купания всем небом!

(13) Как редко мы останавливаем внимание на мире! (14) Вот и я позволяю себе поэтому напомнить читателю о том, как красив шиповник. (15) В тот день он показался мне особенно красивым. (16) Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своём пути.

(17) Что же и в самом деле прекрасное из того, что я видел на земле?

(18) Как-то я хотел ответить на этот вопрос, что самое прекрасное — деревья. (19) Может быть, это и правда деревья? (20) Некоторые из них действительно прекрасны. (21) Я помню сосну на каком-то холме, пронёсшемся мимо меня в окне вагона. (22) Она была чуть откинута назад, что было великолепно при её высоте, была освещена закатом — причём не вся, а только в своей вершине, где ствол стал от заката румяным, а хвоя глубоко зелёной… (23) Этот ствол уходил косо, как уходит лестница, в небо. (24) Эта хвоя — венец — темнела в синеве и как бы ходила там, образуя круг. (25) Я запомнил на всю жизнь это дерево, которое, по всей вероятности, и сейчас ещё стоит на том же холме, всё так же откинувшись…

(26) Я часто гуляю один, и тем не менее моя связь с некой станцией не нарушается. (27) Очевидно, при каждом моем шаге с тех пор, как я явился в мир, мною заведует внешняя среда, очевидно, солнце, которое движет мною и является моей вечной заряжающей станцией.

(28) Что же это — солнце? (29) Ничего не было в моей человеческой жизни, что обходилось бы без участия солнца, как реального, так и метафорического. (30) Что бы я ни делал, куда бы я ни шёл, во сне ли, бодрствуя, юным, старым, — я всегда был на кончике луча.

(По Юрию Олеше)

Информация о тексте для экспертов

Основные проблемы 1) Проблема отношения к прекрасному (что для человека является прекрасным?);

2) проблема взаимосвязи человека и природы (как влияет на человека красота природы?).

Авторская позиция 1) Прекрасен окружающий мир, человеку надо только увидеть, разглядеть эту красоту, которая кроется, например, и в кустах шиповника, и в движениях утки, и в деревьях;

2) жизнь человека связана с природой; природа для человека, который умеет видеть прекрасное и ценить общение с природой, — источник энергии и красоты.

Категория: ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ | Добавил: admin (21.11.2012)
Просмотров: 5798 | Теги: русский язык в школе, уроки русского языка, ЕГЭ по русскому языку, подготовка к ЕГЭ по русской литерат, уроки русской литературы в школе | Рейтинг: 5.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0