Цель: подготовить учащихся к написанию
сочинения по заданному высказыванию. - совершенствовать умение выделять ключевые
слова в тексте, определять его тему и идею;
- научить формулировать тезис и доказывать его
примерами из текста;
- сформировать умение создавать текст заданной
конструкции.
Поскольку в 2012-2013 учебном году изменился формат
задания С2, главная задача учителя – научить
писать сочинение по тексту – усложнилась:
учащийся в первую очередь должен показать умение
понимать смысл заданного высказывания и уметь
находить аргументы для доказательства своей
мысли, привлекая примеры из художественного
текста. Работа по подготовке к такому сочинению
должна носить поэтапный характер.
1 этап – ознакомить учащихся с требованиями к
сочинению (они указаны в задании С2).
1. Написать сочинение – рассуждение.
2. Дать собственное толкование цитаты или
использовать её в качестве тезиса.
3. Доказать правильность высказывания: привести
аргументы из представленного текста.
4. Раскрыть тему на лингвистическом материале,
используя научный или публицистический стиль.
5. Примеры приводить в виде цитат или указывая
номера нужных предложений.
6. Объём – не менее 70 слов.
Необходимо предложить учащимся удачный
вариант сочинения по высказыванию Г.Степанова
"Словарь языка свидетельствует о том, что думает
человек, грамматика – как он думает”, чтобы они
смогли увидеть, как надо излагать материал в
соответствии со структурой
сочинения-рассуждения. (Первый абзац – тезис,
второй и третий – доказательства /одно – из
лексики, второе – из грамматики/, четвёртый абзац
– вывод).
2 этап – ознакомить учащихся с критериями
оценивания сочинения.
СК1 – наличие обоснованного ответа на
поставленный вопрос /2б/
СК2 – наличие примеров-аргументов /2б/
СК3 – смысловая цельность, речевая связность и
последовательность /2б/
СК4 - композиционная стройность /1б/
- ознакомить учащихся с критериями оценивания
грамотности и фактической точности речи.
ГК1 – соблюдение орфографических норм /2б/
ГК2 – соблюдение пунктуационных норм /2б/
ГК3 – соблюдение грамматических норм /2б/
ГК4 – соблюдение речевых норм /2б/
ГК5 – фактическая точность речи /2б/
(10б – сумма оценки за изложение и сочинение)
/Более подробно – в демонстрационной версии,
которую можно распечатать каждому учащемуся,
чтобы они смогли понять, за что снимаются баллы./
3 этап – дать понятие о видах грамматических
и речевых ошибок и способах их исправления. Приложение
Фактические ошибки связаны с неверным
толкованием текста , нарушениями в передаче
имён собственных, дат, искажении (преувеличении
или преуменьшении) фактического материала.
5 этап – показать, какие лексические и
синтаксические средства выразительности
необходимо видеть в тексте, чтобы с их помощью
доказывать свою мысль.
Лексические: многозначность (полисемия),
переносное значение слова (эпитет, сравнение,
метафора, олицетворение, метонимия), омонимы
(омофоны, омографы, омоформы), синонимы, антонимы
(оксюморон), лексический повтор, фразеологизмы,
диалектные слова, профессионализмы, устаревшие
слова (архаизмы и историзмы), неологизмы.
Синтаксические: риторический вопрос,
обращение, восклицание, антитеза, синтаксический
параллелизм, инверсия, многосоюзие и бессоюзие,
градация.
Практическая работа на этом этапе будет
связана с исследованием текстов, выявлением в
них лексических и синтаксических средств
выразительности.
6 этап - работа с высказываниями лингвистов и
писателей может осуществляться по материалам
Федерального института педагогических
измерений "ГИА. Русский язык. Типовые
экзаменационные варианты” (под редакцией
И.П.Цыбулько).
Чтобы понять смысл высказывания, надо найти в
нём ключевые слова. Так, в высказывании
Г.Степанова – это: "словарь – что думает,
грамматика – как думает”.
Провести такую работу необходимо на примере
нескольких цитат, чтобы научить не только
находить верно ключевые слова, но и правильно их
истолковывать.
А кроме того показать, что некоторые
высказывания требуют доказательств только из
одного раздела лингвистики. Например, слова
А.А.Зеленецкого: "Придание образности словам
постоянно совершенствуется в современной речи
посредством эпитетов” или высказывание
С.И.Львовой "Пунктуационные знаки имеют своё
определённое назначение в письменной речи. Как и
каждая нота, пунктуационный знак имеет своё
определённое место в системе письма, имеет свой
неповторимый "характер”.
Можно разбить все высказывания на группы в
соответствии с разделами языкознания, к которым
их можно отнести.
Поработать над истолкованием всех
высказываний в данном сборнике можно и с помощью
мини-сочинений, начинающихся словами "Я понимаю
это высказывание так :…”, "Смысл данного
высказывания заключается в следующем :…”
7 этап – создание текста сочинения с
использованием речевых клише.
Я понимаю это высказывание так :…,
Смысл данного высказывания заключается в
следующем :…
Докажем правоту …(автора) примерами из
текста….(автора)
Во-первых, в данном тексте есть….
Они используются для того, чтобы…
Во-вторых, в предложениях №…
С помощью таких предложений автор хотел
показать…
Таким образом (итак), мы доказали, что…
Подобные речевые клише помогут слабым учащимся
освоить структуру сочинения-рассуждения.
8 этап – анализ сочинений. Его можно провести,
предоставив учащимся возможность
самостоятельно оценить работы товарищей по
критериям СК и ГК и сравнить свои оценки с
оценками учителя. |