В формате ЕГЭ часть С занимает одно из самых
важных мест. Именно она позволяет ученику
реализовать свои творческие способности и
довольно значительно увеличить итоговое
количество баллов.
Далее я привожу конкретные памятки для
учащихся.
- Внимательно прочитать текст.
- Обратить внимание на подсказки в заданиях: A29, A30,
A31 и B8.
- Последовательно ответить на 3 основных вопроса:
А) Какая проблема поднимается в тексте? (чаще их
несколько, но нужно выбрать ту, которая
обозначена в задании B8). Обязательно употребите
цитаты!
Б) Какова позиция автора по выбранной вами
проблеме?
В) Какие аргументы вы можете привести для
доказательства вашей позиции? (один аргумент
должен быть из литературы, а другой из вашего
жизненного опыта).
Перечитайте написанное, исправьте ошибки и
проследите за соблюдением объёма (не менее 150
слов).
В начале подготовки особую трудность вызывают
формулировки учащимися основных положений
сочинения-резензии. Предложенная ниже таблица
поможет в этом.
Вступление |
3 вопроса или сведения об
авторе |
Проблема текста |
- В тексте автор затрагивает (ставит,
освещает) следующие проблемы: - Автор текста
рассказывает:
- Текст посвящен теме, вопросу: |
Комментирование проблемы (ее
актуальность) |
- В тексте рассматриваются вопросы,
имеющие важное значение для: Автор - человек
неравнодушный и высоконравственный, и именно
поэтому он и обращается к этой проблеме.
1. к какому типу проблем принадлежит эта
проблема?
2. актуальна ли эта проблема в наши дни?
3. как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
4. почему эта проблема привлекла внимание
автора?
5. какой аспект этой проблемы рассматривает
автор? |
Позиция автора |
- Автор утверждает (убежден), что: -
Цель автора - заставить читателя обратить
внимание на:
- Позиция автора очевидна:: и т.д. |
Собственное мнение по проблеме |
- Я разделяю точку зрения автора о том,
что: - Я согласен с мнением автора по поднятой
проблеме и утверждаю, что, действительно: |
Аргументы |
- Я аргументирую свою точку зрения с
помощью примеров из : |
Не меньшую трудность составляет и подбор
нужных аргументов по проблеме текста. На первых
порах учащиеся могут использовать приведенные
ниже аргументы по наиболее часто встречающимся
проблемам.
Аргументы для ЕГЭ.
- О роли языка. Д. Лихачев писал, что самая большая
ценность народа - это его язык. Вся сознательная
жизнь человека проходит через его язык.
И.С.Тургенев также подчеркивал значимость и
величие русского языка в своих стихотворениях в
прозе: ": это клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками".
- О смысле жизни. В.М.Песков - яркий пример жизни,
достойный подражания. Более 50 лет работает
журналистом в газете "Комсомольская правда",
талантливый писатель, фотограф, автор множества
книг о природе, известных людях, путешествиях.
Достойны уважения и наши герои - параолимпийцы,
завоевавшие на последних Олимпийских играх
рекордное количество наград. Эти люди с
ограниченными физическими способностями
заставили весь мир рукоплескать им.
- О культурных ценностях. Д.С.Лихачев в " Письмах
о добром и прекрасном" пишет о необходимости
сохранения наших культурных ценностей.
"Сохранение культурной среды - задача не менее
важная, чем сохранение окружающей среды".
- О памяти. Лихачев писал, что забота о прошлом
есть одновременно забота о будущем. Если человек
равнодушен к истории своей страны, он равнодушен
к своей стране.
- Нравственность. Д.Лихачев: Нравственности
свойственно чувство сострадания. Это чувство
заставляет нас бороться за памятники культуры,
за их сохранение, за природу, за уважение к
памяти. Ярким примером высоконравственного
человека может служить жизнь А.И. Солженицына.
Пройдя через самые страшные испытания, он не
сломался, не потерял веру в себя, в людей и до
последних дней старался сделать нас всех добрее,
милосерднее.
- О воспитанности. Лихачев Д.: Воспитанный человек
- это тот, кто хочет и умеет считаться с другими.
В основе всех хороших манер лежит забота о том,
чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе
чувствовали себя хорошо.
- О защите природы. Песков в своих очерках "Окно в
природу" не устает призывать нас любить,
охранять то, что даровано самой природой. В.
Распутин в повести "Прощание с матерой"
показывает губительную силу человека, забывшего
о своих корнях. Природа в ответ только мстит
человеку.
- О роли книг. Шкловский В.Б. - русский писатель -
К книге надо относиться, как к жизни. Ее надо
читать собственными глазами. Горький призывал
"Любите книгу-источник знаний". Лихачев -
литература дает нам колоссальный и глубочайший
опыт жизни. Она делает нас мудрыми.
- О роли учения. Ученье свет, а не ученье тьма -
пословица. Лихачев - Учиться нужно всегда. Общее
образование может создать человека будущего,
человека творческого.
|