Воскресенье, 11.12.2016, 09:11

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ [14]
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЕГЭ [2]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ПОДГОТОВКА К ЕГЭ » ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Оглавление

1.      Введение. Важность и актуальность подготовки  учащихся к ЕГЭ

2.      Некоторые особенности подготовки к выполнению частей А и В

* поисковые, исследовательские методы

*приёмы   развития  монологической речи учащихся

*ведение тетрадей для опорных записей

*приёмы работы над тестами в выпускных классах

3.      Часть  С (ЕГЭ). Роль уроков литературы в подготовке к написанию  (Об анализе  литературного  произведения с точки зрения пространства,  времени  и  круга основных проблем)

4.      Из чего складывается система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

 

Новый вид государственной аттестации позволяет чётко, целенаправленно подвести выпускника к необходимому стандарту знаний, умений и навыков,   позволяет требовать  определённого, оговорённого их  уровня,  добиваться точных целей и задач.

Придерживаясь  общеобразовательного стандарта, учитель русского языка и литературы сегодня выполняет важную задачу.  Как показывают наблюдения,   работа над частью С (ЕГЭ) позволяет серьёзно и ответственно нацеливать учащихся на работу по развитию речи, по расширению кругозора, по формированию духовно- нравственных  принципов личности, её гражданской  позиции. Содержание и вся система уроков, занятий, консультаций   подготовки к ЕГЭ по русскому языку в большей мере, чем раньше,  способствуют  подготовке  выпускника  к жизни.

Попробуем  разделить  подготовку экзамена на значимые, важные направления,  хотя  все понимают,  что вопрос этот достаточно объёмный.

Начнём с части А и В ЕГЭ. Как известно, это задания, включающие необходимый минимум по фонетике, грамматике, морфологии, синтаксису, орфографии, пунктуации, лексике...  Прежде всего,  необходимо помнить о том, что основная база, система этих знаний  складывается в среднем звене. Поэтому качество проводимых уроков  в этих классах должно быть очень высоким.  Как это сделать? – вот вопрос, который волнует всех учителей, преподающих русский язык.

Используя новые технологии, применяем   поисковые, исследовательские методы, мозговые штурмы на уроках  объяснения  нового материала и  на уроках закрепления и обобщения.  Вся инициатива поиска новой информации принадлежит детям: чем больше они работают у доски,  объясняют, рассказывают, аргументируют, тем выше профессионализм учителя. Все выполненные задания, начиная от обозначения орфограмм в домашней работе и заканчивая ответом у доски, ученик должен объяснять, аргументировать, такова специфика нашего, как и любого другого,  предмета.

Значимый момент. Текущие уроки - обобщения по темам «Морфологические разборы различных частей речи», «Синтаксические разборы», обобщающие уроки в конце учебного года: «Обобщение фонетики», «Корневые орфограммы», «Орфограммы в приставках», «Орфограммы в суффиксах», «Орфограммы в окончаниях» и т.д. я провожу в форме зачёта- публичных слушаний.  Казалось бы, чего легче ученику, используя зрительную опору или без неё,  разъяснять  по ней материал. Но когда по программе проходят такие уроки - обобщения и когда   3-6  учеников  демонстрируют всему классу большие монологические ответы - объяснения по целым блокам- модулям: схемам, таблицам, планам и т.д., то обнаруживается много недочётов. Важно, чтобы   одноклассники- слушатели, а не учитель,    внимательно слушали, а потом сами анализировали ответ.  Важно при этом  научить детей тактичности, толерантности, умению правильно общаться, когда они дают оценку ответу докладчика.  Данный анализ  всегда начинается только с положительных моментов, которые всегда можно найти даже в самом посредственном ответе: можно отметить смелость, громкость речи, хорошее, правильное вступление, сформированность  знаний в целом т.д. Тогда в следующий раз  ученики не будут бояться ошибаться, будут смело отвечать перед аудиторией. совершенствовать свою речь. Только потом можно отмечать недочёты в ответе, которых всегда бывает много и которые нужно записывать все по ходу ответа, не перебивая выступающего. Как показывает практика, наиболее характерные из них:  слабая связь в тексте - простое чтение схемы, таблицы,  а не её пояснение (здесь можно рекомендовать детям слова, которые могут служить средством связи),  неоправданные остановки, «размытость» ответа, неумение выделить  в речи опорные слова,  неуверенность, речевые, стилистические ошибки (ребята вместе с учителем учатся их видеть), незнание каких-либо  правил и даже неправильность мимического поведения… Учитель в процессе  анализа не столько критикует, сколько даёт образцы ответа, советует,  как исправить положение дел. Несомненно, чтобы применять такой метод  работы, нужны глубокие знания   методики, педагогики, большой опыт, критический взгляд на вещи, такт и т.д.  Чем быстрее учитель почувствует интерес, вкус к устной работе с детьми, тем больше плодов принесёт ему эта деятельность.

Положительных моментов  в подобных риторических турнирах великое множество (каждый учитель, практикующий работу со схемами, таблицами, планами, рисунками  со мной согласиться). Кода  применяется эта форма работы,   ребята делают первые шаги к использованию в речи лингвистических терминов, у них  сформировывается целостное, обзорное преставление о разделах русского языка, формируется система в знаниях, они учатся строить текст, видеть в нём связь, выстраивать логику, учатся мыслить и грамотно говорить и т.д.

Все тематические блоки- модули ученики разными стержнями старательно фиксируют в специальной тетради для опорных записей. Дальше  по каждой теме  идёт вторая, практическая, часть  - к каждому блоку знаний ребята легко находят  и выписывают множество примеров из текстов  дидактического материала, учебников, карточек и т.д., обозначая при этом орфограммы, пунктограммы, производя разборы…

На уроках текущего повторения, консультациях к экзаменам рекомендуется использовать принцип «мини - макса», когда  материал изучается подробно, «с углублённым  погружением в тему» старательно исследуется, изучается его  практическая  часть с максимальным  пониманием темы.  Из большого объёма материала ученики непременно вычленят главное, а оно как раз необходимо для выполнения тестовой работы.

Немного о приёмах работы над тестами в выпускных классах. Как нам представляется, в 10-11 классах учитель должен проверить, как каждый выпускник подготовлен к выполнению каждого теста. На этот случай у каждого учителя-предметника должна иметься  папка, в которой систематизирован  дидактический материал  по заданиям А1, А2, А3…. с ответами.  Задания можно взять в Интернете или в любом сборнике тестовых заданий  и размножить.  Также можно их подготовить и самому. Например, чтобы качественно подготовить учеников по орфограмме «Безударная проверяемая гласная в корне слова»,  мне пришлось просмотреть все  упражнения в учебниках с 5 по 9 класс и выписать из них все   орфограммы на безударную проверяемую гласную в корне слова. Их оказалось около 150. Каждый ученик  сдаёт зачёт по этому перечню слов, и ошибок становится  намного меньше.  Как мне думается, необходимо требовать  обязательного узнавания, правильного графического обозначения как  этой, так и всех других  орфограмм.

Итоги аналитической работы позволяют сделать вывод о том, что ученикам необходимо  работать с тестами самостоятельно, в процессе  чего учитель  может просматривать ответы и сверять  их  с «ключом». Таким образом,  становится  видна картина   выполнения того или иного задания, уровень подготовленности ученика. Конечно же, каждый предметник стремиться к тому, чтобы выполнение тестов было стопроцентным.

О частти  С  ЕГЭ.   В значительной мере подготавливают   учащихся к написанию творческой экзаменационной  работы   уроки литературы

Неумение учащихся выявлять, понимать, анализировать идейное содержание произведения,   незнание узловых, ключевых моментов  авторских замыслов произведения, растерянность учеников и их нежелание высказываться по содержательной части эпизодов…  Кто из учителей русского языка и литературы не сталкивался на своих уроках с этими проблемами (особенно в классах со слабой подготовкой учеников)?  Вместе с тем,  это  важные аспекты  не только в  процессе познания литературы, но и в  формировании духовно- нравственного  взгляда на жизнь. По большому счёту, на плечах учителя   лежит огромная ответственность, во многом от него  зависит то,  какой личностью станет выпускник школы…

В связи со  сказанным,  хочется выделить  две  важных, на мой взгляд,  методических приёма, подхода   к анализу литературных произведений: рассмотрение любого произведения  с точки зрения пространства и времени и  круга основных проблем.

Итоги аналитической работы позволяют сказать, что эти  подходы дают возможность ученику рассуждать, думать  о назначении человека на земле, о смысле жизни, о добре и зле, о честности, порядочности, верности, истинной и мнимой женской красоте. Причём,  мотивировать свои аргументы,    размышлять  об этих философских понятиях начинают даже скромные и стеснительные ученики  (если не устно, то хотя бы письменно)

Так вот, первый  метод - рассмотрение автора, его героя (героев) сквозь призму пространства и времени (3)-  позволяет ученику видеть систему развития литературного процесса в историческом контексте, место писателя- создателя в этом историко-литературном процессе, героя произведения во времени и пространстве.

Главное, на первом, вводном уроке,  объяснить ученикам такую философию: человек рождается, живёт и умирает в определённое время, в определённом месте, от рождения и до смерти.  Это  промежуток  - отрезок, который он как бы «вписывает» в историю развития человечества.  У каждого человека свой, специфический, жизненный путь, своё предназначение на Земле: кто-то  вырастил хороших детей, другой сделал великие открытия, третий посадил дерево, четвёртый был просто добрым человеком…- каждый реализовал себя в определённый исторический момент и в определённом месте - по – своему. В жизни каждого человека  есть светлая полоса,  чёрная,  чёрно- белая…  Родись   человек  в другое время и в другом месте,  это была бы уже,  возможно, совсем другая жизнь и другая история.

Это философское размышление  для учащихся можно даже изобразить схематически: время - это вектор, пространство- это окружность. На векторе можно расположить исторические события: 1812 год, 1825 год, 1961 год и т.д.-  и потом отмечать на линии - векторе  жизненный отрезок  писателя, его героев. Визуальная опора позволяет наглядно представлять и надолго запоминать объяснение учителя.

Затем задача ученика состоит в том, чтобы понять,  в каком месте, в какой момент жизни оказался тот, о ком идёт речь: писатель, герой. Как правило, это оказываются переломные моменты истории, ситуации, когда кто-либо стоит перед важным выбором, и  от его  поведения, поступков,  проявлений характера и совести  зависит понимание чего- то важного для людей, для самого героя.

Возьмём обычный на первый взгляд рассказ И. Бунина «Лапти». Попробуем разобраться в пространстве: это Россия, степной хутор, дом, где смертельно болен ребёнок и где  отец в отъезде (ученики это очень легко вычленят из текста).  Время - эпоха крепостного права, точнее- суровая зима, вьюжная ночь  и утро. Пересмотрев всех героев,  приходим к выводу, что «подводное течение» рассказа, идея приводит не к  убитой горем матери - нет никакого её поступка, не к ребёнку-автор не называет даже его имени, а, заявив в завязке о том, что он заболел,  в развязке не сообщает о судьбе больного. Здесь главным героем повествования является Нефёд,  носитель основной  идеи произведения, он настоящий герой в прямом и переносном смысле. Этот подневольный крестьянин, крепостной  слуга,  пожертвовав своей жизнью, пошёл в лютую непогоду за лаптями, зная, что эта  бессмысленная просьба   умирающего  не лекарство, что они не особо и помогут  ребёнку, но,  имея доброе сердце,   он стремился хоть немного облегчить страдания больного.  Безусловно, яркий, красивый бескорыстный   поступок.

Если  рассматривать его с точки зрения времени и пространства  то, как реализовал себя в жизни Нефёд,  можно сказать, что  линия жизни этого  героя оборвалась неожиданно - это короткий, но достойный восхищения  промежуток жизни.  Герой   ценит больше не свою жизнь, живёт  не для  себя,  а   заботится о других,   в нём нет эгоизма, а лишь проявление светлых, добрых начал. Это стоит огромного внимания, уважения, это ценно в человеческой жизни...

Формула «пространства и времени» подойдёт для рассмотрения абсолютно любого литературного произведения. Зная её,  можно оценивать героев А.С. Пушкина (Онегина, Петра Гринёва, Дубровского),  М.Ю. Лермонтова  (Мцыри, Печорина), Н.В. Гоголя (Чарткова,  Хлестакова, Тараса Бульбу) и т.д.  Во многих случаях идея времени и пространства прослеживается в названиях произведений.  А.И. Солженицин заглавием рассказа «Матрёнин двор»  ограничивает пространство, в котором живёт главная героиня - это в не область, не город, а всего лишь двор- таких добрых, душевных людей, как Матрёна.  Таких, как она,  немного, но они ещё есть в нутряной России. А  «Один день Ивана Денисовича» это всего лишь день  длинный и трудный в жизни заключённого сталинских лагерей, такой же,   как и весь его  лагерный срок, но ведь он сумел в таких нечеловеческих условиях остаться человеком….

Согласитесь, зная этот подход, можно составлять целостное представление о русских литературных традициях и   творческих методах, осуществлять  внутрипредметную  и  межпредметную связи  на уроках литературы.

Второй важный, как  нам  представляется, подход к анализу идейного содержания   - рассмотрение  каждого изучаемого произведения  на предмет поиска проблем:  Дом, семья, идеал женщины, отношение к Богу,  духовно- нравственных категорий: добро- зло, щедрость- жадность, жестокость –милосердие, эгоизм-  самоотдача, честь – бесчестье,  лень – трудолюбие, любовь к природе, людям, Родине- равнодушие к этому… Сначала необходимо оговорить с учениками каждое понятие, помочь им разобраться в  этих нравственных категориях, поспорить, прийти к определённым выводам, а затем  перейти к поиску данных проблем в  изучаемом конкретном произведении. На уроках довольно часто ученики получают задание написать небольшие письменные работы по выявлению  значимости эпизода, идейного содержания, смыслового значения заглавия и т.д., что,  собственно, является одним из критериев работы над текстом на экзамене. Тут- то и приходится ученикам доказывать, что какая- либо проблема содержится в произведении, находить доказательства и аргументы для подтверждения своих мыслей.

Попробуем рассмотреть  это на конкретном произведении и проблеме. Представим, что нам необходимо пояснить ученикам, что значит Дом, семья в широком смысле этого слова(1). «Дом, семья,- говорим мы  детям, завершая обмен информацией, - это не количество членов семьи, не материальный достаток, не стены и мебель, а те  невидимые нити, которые связывают людей- членов семьи друг с другом, это желание людей помогать друг другу в трудную минуту, поддерживать и помогать, не расстраивать, приносить радость, тепло в отношения».  А теперь возьмём повесть А.С. Пушкина «Дубровский». Можно ли, используя сказанное, назвать семью Дубровских семьёй в широком смысле этого слова? (Да, потому что здесь  Владимир, узнав о болезни отца, по первому сигналу спешит  домой, здесь даже крепостные люди проявляют заботу о помещиках  Дубровских, а сам Владимир долго разглядывает семейные архивы, ему дорого всё, что связано с домом, миром его детства). Можно ли с этих позиций  назвать семью Троекуровых семьёй?  (Нет, потому что отец Марии Троекуровой,  выдавая замуж дочь,  не думает о её счастье).

Образ Дома, очага-пристанища в его архетипическом звучании  изображён в произведениях: «Обломов» И.А.Гончарова, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Вишневый сад» А.П.Чехова, «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Прощание с Матерой» В.Г.Распутина (2)… Можно, анализируя поступки героев,  пробовать  найти  отражение той или иной проблемы  в этом произведении. К примеру,  жестокость и доброта  могут уживаться в одном из героев романа А.С. Пушкина «Дубровский»   - Архипе. С одной стороны он виновник гибели приказчика и его людей - он подпёр дверь, чтобы люди не выбежали из пылающего дома. С другой стороны автор  показывает, что перед нами никакой не душегубец и злодей, а человек, который, увидев на горящем сарае кошку, говорит смеющимся детям: «Ну что вы смеётесь, видите, божья тварь мучается…» -  и спасает бедное животное. Как объяснить такое поведение? Верующий человек, знающий заповедь «Не убий!»,  нарушает её. Что привело его к этому? Безусловно, он доведён до отчаяния  беззаконием, «беспределом», который творится вокруг.  Другое дело, необходимо сказать ученикам, что нет такой причины, по которой можно лишить жизни человека.

Уроки литературы, о которых было сказано выше,  можно проводить  в  качестве вводных и заключительных,  в средних  и старших  классах,  в форме круглого стола, обмена мнением, дискуссии.  Занятия   далеко не репродуктивные, они запоминаются, потому что  и ученикам, и учителю есть о чём поговорить, что обсудить,  им интересно.

В любом случае,  схемы, трафареты, планы, таблицы, которые  предлагаются  вниманию детей, заставляют их как  бы примерять проблемы к изучаемому произведению, героям, их поступкам, подталкивает к рассуждениям, размышлениям, многие из которых становятся открытием не только для ученика, но и для самого учителя, позволяют увидеть  духовно- нравственный мир ребёнка, подправить, объяснить  ему то, что находится за гранью его понимания в силу небольшого жизненного опыта.   Постепенно  ученик, вписывая творца,  его героя,  даже реальных людей, современников, в  пространство и время,  взвешивая проблемы,  связанные с ними, поведение, привыкает самостоятельно оценивать  описанное и происходящее в реальной жизни, задумывается о смысле человеческого бытия...  А разве это не главная задача  нашей работы при подготовке к ЕГЭ?

В заключение,  хочется ответить на ещё один важный вопрос: из чего же в школе  складывается система подготовки к ЕГЭ по русскому языку.  Чтобы хорошо выполнить задания ЕГЭ, нужна работа в целом всего коллектива школы. Сюда входят

* слаженная система уроков русского языка и серьёзная подготовка по этому предмету

*качественное проведение уроков литературы, обществознания, экономики, истории

*хорошая организация научно-исследовательской и проектной  деятельности по предмету

*активное участие в творческих конкурсах  и олимпиадах

*правильная, целенаправленная организация воспитательной работы в школе:

взаимодействие с семьёй, социумом, классные часы,  самоуправления школы,

высокая эффективность  акций, вечеров, собраний - всех проводимых

школьных мероприятий,  дополнительное образование  и т.д…

Чем лучше в школе будет продумана и реализована вся эта программа,  тем лучше будет уровень сдачи ЕГЭ по русскому языку.

 Список использованной литературы

1.      Серёгина Л.М. «Литература. Поурочные планы по программе А.Г. Кутузова» 9 класс, «Волгоград. Учитель»,  2003 год  Стр. 50-51

2.      Чалмаев    В.А.     «Откройте русскому человеку русский «свет»- »- Ж-л «Литература в школе»,№ 9, 2005 год.  Стр.2-8

3.      Чертов В.Ф. «Литература как метафора мира» - «Литература в школе», №4, 2007 год, стр. 21-24

Категория: ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ | Добавил: admin (24.06.2013)
Просмотров: 2951 | Теги: русский язык в школе, уроки русского языка, ЕГЭ по русскому языку, уроки русской литературы в школе, подготовка к ЕГЭ по русской литерат | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0