Назначение
демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому
участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре
будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности: базовом,
повышенном и высоком. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с
развёрнутым ответом (тип «С»), включённые в этот вариант, позволят составить
представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого
ответа.
Эти сведения
позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ в соответствии
с целями, которые они ставят перед собой.
Инструкция
по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение
даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем распределить время на выполнение работы
следующим образом: на части 1, 2 – не более двух часов, на часть 3 – два часа.
Части
1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или драматического)
произведения и лирическое произведение). Внимательно прочитайте каждый из
предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий.
Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую
структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова
или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1–С2), требующие
написания ответа в объеме 5–10 предложений.
Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В)
и 2 задания с развернутым ответом (С3–С4) в объеме 5–10 предложений.
Выполняя задания С1–С4, постарайтесь сформулировать прямой ответ на
поставленный вопрос.
Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом пропускайте те из
них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после
выполнения всей работы, если останется время.
Приступая к выполнению заданий части 3, выберите один из трех предложенных
проблемных вопросов и дайте на него письменный развёрнутый аргументированный
ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов).
За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности можно получить
один и более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания,
суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!
Часть
1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и
выполните задания B1–B7; C1–С2.
Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла.
Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади
были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную
плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему
обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я
позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему
полтину на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку! – сказал он, –
за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля
твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому
скоро придется голодать". Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему
обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно однако ж, что
не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней
мере из очень неприятного положения. «Хорошо – сказал я хладнокровно; – если не
хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком
легко. Дай ему мой заячий тулуп».
– Помилуй, батюшка Петр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий
тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.
– Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или
нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а
твое холопье дело не спорить и слушаться.
– Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты
видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради.
Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.
– Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке, – сейчас неси сюда тулуп.
– Господи владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новешенький!
и добро бы кому, а то пьянице оголелому!
Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле,
тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он
кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл,
услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он
проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше
благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших
милостей". – Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая
внимания на
досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о
заячьем тулупе.
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
При
выполнении заданий В1–В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от
номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо
дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке
разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1
Укажите название главы, из которой взят фрагмент пушкинского романа.
Ответ: ___________________ .
B2
Кто указал Гриневу путь в буране? (Назовите фамилию персонажа.)
Ответ: ___________________ .
B3
Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину
ХIХ века и к которому относят позднее творчество А.С. Пушкина.
Ответ: ___________________ .
B4
Фрагмент открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид описания
в художественном произведении?
Ответ: ___________________ .
B5
Каким термином обозначают выразительную подробность,
играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например,
заячий тулуп, подаренный Гриневым незнакомцу)?
Ответ: ___________________ .
B6
Значительное место в эпизоде занимает разговор героев между собой. Как
называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?
Ответ: ___________________ .
B7
Речь незнакомца характеризуется мнимым простодушием. Как
называется скрытая насмешка в речи персонажа?
Ответ:___________________ .
Для
выполнения заданий С1–С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер
задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
C1
В данном эпизоде получают свое развитие темы, важные для всего произведения.
Какая из них представляется Вам наиболее значимой и почему?
C2
Что сближает роман «Капитанская дочка» с другими произведениями отечественной
классики, посвященными крупным событиям русской истории? (При сопоставлении
укажите произведения и авторов.)
Часть
2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и
выполните задания B8 – B12; C3 – С4.
ПИСЬМО
МАТЕРИ
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, –
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
(С.А. Есенин, 1924)
При выполнении заданий В8–В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от
номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо
дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке
разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B8
Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери
подчеркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы
(«саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова?
Ответ:___________________.
B9
Назовите средство художественной выразительности, которое предполагает
нарушение прямого порядка слов в предложении. («Слишком раннюю утрату и
усталость// Испытать мне в жизни привелось»).
Ответ:___________________.
B10
Какое художественное средство, являющее собой повтор начальных частей строк,
использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения:
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось…
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу… ?
Ответ: ___________________ .
B11
Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их
сходству, использует автор в строке стихотворения: «Ты одна мне несказанный
свет»?
Ответ: ___________________ .
B12
Каким размером написано стихотворение С.А. Есенина "Письмо матери"?
Ответ: ___________________ .
Для выполнения заданий С3–С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала
номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
C3
В каких образах стихотворения «Письмо матери» воплощено представление
лирического героя о родине?
C4
Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы
сближают их со стихотворением «Письмо матери»? (Приведите 2-3 примера
стихотворений с указанием их автора (авторов) и обоснуйте свой выбор.)
Часть
3
Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите
только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный
развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая
необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные
произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение
проблемы. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.
C5.1
Почему автор-повествователь называет Онегина своим «странным спутником»? (По
роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
C5.2
Что сближает и что разобщает Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова? (По роману
И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
C5.3
В чем необычность звучания темы любви в поэме В.В. Маяковского «Облако в
штанах»? |