Пояснения к демонстрационному варианту
Назначение демонстрационного варианта
заключается в том, чтобы дать возможность любому
участнику ЕГЭ и широкой общественности
составить представление о структуре будущих КИМ,
количестве заданий, их форме, уровне сложности:
базовом, повышенном и высоком. Приведённые
критерии оценки выполнения заданий с
развёрнутым ответом (тип "С”), включённые в этот
вариант, позволят составить представление о
требованиях к полноте и правильности записи
развёрнутого ответа.
Эти сведения позволят выпускникам выработать
стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ в соответствии
с целями, которые они ставят перед собой.
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и
выполните задания B1–B7; C1–С3.
Солдаты, большей частью красивые молодцы (как и
всегда в батарейной роте, на две головы выше
своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в
затруднительном положении, смотрели на своего
командира, и то выражение, которое было на его
лице, неизменно отражалось на их лицах.
Вследствие этого страшного гула, шума,
потребности внимания и деятельности Тушин не
испытывал ни малейшего неприятного чувства
страха, и мысль, что его могут убить или больно
ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему
становилось всё веселее и веселее. Ему казалось,
что уже очень давно, едва ли не вчера, была та
минута, когда он увидел неприятеля и сделал
первый выстрел, и что клочок поля, на котором он
стоял, был ему давно знакомым, родственным
местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё
соображал, всё делал, что мог делать самый лучший
офицер в его положении, он находился в состоянии,
похожем на лихорадочный бред или на состояние
пьяного человека.
Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих
орудий, из-за свиста и ударов снарядов
неприятелей, из-за вида вспотевшей,
раскрасневшейся, торопящейся около орудий
прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за
вида дымков неприятеля на той стороне (после
которых всякий раз прилетало ядро и било в землю,
в человека, в орудие или в лошадь), — из-за вида
этих предметов у него в голове установился свой
фантастический мир, который составлял его
наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в
его воображении были не пушки, а трубки, из
которых редкими клубами выпускал дым невидимый
курильщик.
— Вишь, пыхнул опять, — проговорил Тушин
шёпотом про себя, в то время как с горы выскакивал
клуб дыма и влево полосой относился ветром, —
Теперь мячик жди — отсылать назад.
— Что прикажете, ваше благородие? —
спросил фейерверкер, близко стоявший около него
и слышавший, что он бормотал что-то.
— Ничего, гранату... — отвечал он.
"Ну-ка, наша Матвевна”, — говорил он про
себя. Матвевной представлялась в его воображении
большая крайняя, старинного литья пушка.
Муравьями представлялись ему французы около
своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер
второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще
других смотрел на него и радовался на каждое его
движение. Звук то замиравшей, то опять
усиливавшейся ружейной перестрелки под горою
представлялся ему чьим-то дыханием. Он
прислушивался к затиханью и разгоранью этих
звуков.
"Ишь, задышала опять, задышала”, — говорил
он про себя.
Сам он представлялся себе огромного роста,
мощным мужчиной, который обеими руками швыряет
французам ядра.
— Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! —
говорил он, отходя от орудия, как над его головой
раздался чуждый, незнакомый голос:
— Капитан Тушин! Капитан!
Тушин испуганно оглянулся. Это был тот
штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он
запыхавшимся голосом кричал ему:
— Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано
отступать, а вы...
"Ну, за что они меня?..” — думал про себя
Тушин, со страхом глядя на начальника.
— Я… ничего… — проговорил он, приставляя
два пальца к козырьку. — Я…
Но полковник не договорил всего, что хотел.
Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув,
согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел
сказать ещё что-то, как ещё ядро остановило его.
Он поворотил лошадь и поскакал прочь.
— Отступать! Все отступать! — прокричал
он издалека.
Солдаты засмеялись.
(Л.Н. Толстой. «Война и мир»)
B1
Какое сражение описывается в приведённом
фрагменте романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
Ответ: ___________________________________.
Укажите фамилию одного из главных героев
романа, по достоинству оценившего действия
батареи Тушина и заступившегося за "маленького
капитана” перед начальством.
B2
Ответ: ___________________________________.
Для выполнения задания С1 используйте бланк
ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а
затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5–10
предложений.
C1
С каким эпизодом Бородинской битвы,
изображённой в романе, перекликается
приведённый фрагмент и в чём смысл этой
параллели? (Свой ответ обоснуйте.)
B3
Какое название Н.Г. Чернышевский дал
художественному открытию Толстого,
отобразившего "текучесть” внутренней жизни
человека, её изменчивость?
Ответ: ___________________________________.
B4
Выпишите из 3 абзаца фрагмента слово, которым
автор обозначает необычное состояние героя, его
внутреннее видение и чувствование
происходящего.
Ответ: ___________________________________.
B5
Назовите средство художественной
изобразительности, с помощью которого автор
характеризует поведение солдат батареи во время
боя (см. 1 абзац фрагмента).
Ответ: ___________________________________.
B6
Какой приём использует автор, сопоставляя
различные проявления Тушина: его внутреннее
отождествление себя с "мощным мужчиной” и страх
перед начальством?
Ответ: ___________________________________.
B7
Как называется выразительная подробность в
произведении, несущая важную смысловую и идейную
нагрузку (например, старинная пушка, прозванная
Тушиным "Матвевной”)?
Ответ: ___________________________________.
C2
Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко
прокомментируйте высказывание одного из
исследователей: "Тот, богатырский Тушин, каким
он воображает себя, является более настоящим, чем
«реальный», видимый Тушин”.
C3
В каких произведениях русской классики
ставятся проблемы, близкие проблематике
приведённого эпизода, и как они перекликаются с
толстовской "мыслью народной”?
Часть 2
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и
выполните задания B8–B12; C4–С6 (см. текст
стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!» в №
21/2007, с. 36).
C4
Как вы понимаете основную мысль стихотворения
«Послушайте!»?
B8
Укажите название авангардистского течения в
поэзии начала ХХ века, одним из лидеров которого
являлся В.В. Маяковский и принципы которого
отчасти нашли своё отражение в стихотворении
«Послушайте!».
Ответ: ___________________________________.
B9
Назовите тип композиции, характеризующийся
финальным возвращением к исходной мысли, образу
(см. дважды повторенное обращение лирического
героя в приведённом стихотворении).
Ответ: ___________________________________.
B10
Как называется вид тропа, средство
художественной выразительности, основанное на
переносе свойств одного предмета или явления на
другие ("в метелях полуденной пыли”)?
Ответ: ___________________________________.
B11
Укажите термин, обозначающий повтор слова или
группы слов в начале смежных строк ("значит —
это кому-нибудь нужно? // Значит — это
необходимо…”).
Ответ: ___________________________________.
B12
Стихотворение заканчивается вопросом,
обращённым к человеку и человечеству. Как
называется тип вопроса, не требующего ответа и
нередко являющегося скрытым утверждением?
Ответ: ___________________________________.
C5
Какими чувствами наполнена лирическая
исповедь поэта и что придаёт ей особую
выразительность?
C6
В каких произведениях отечественной классики
герои размышляют о связи человека и мироздания и
в чём эти произведения созвучны стихотворению
В.В. Маяковского «Послушайте!»?
Часть 3
Для выполнения заданий части 3 используйте
бланк ответов № 2. Выберите только одно из
предложенных ниже заданий (С7.1, С7.2, С7.3). Дайте
полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в
объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые
теоретико-литературные знания, опираясь на
литературные произведения, позицию автора и по
возможности раскрывая собственное видение
проблемы. В бланке ответов запишите номер
выбранного вами задания.
C7.1
Как вы понимаете слова И.А. Гончарова:
"Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (По
комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
C7.2
На какие особенности поэзии А.А. Фета
указывал Л.Н. Толстой, отмечавший "лирическую
дерзость” поэта?
C7.3
В чём заключается праведничество Матрёны и
почему оно не было оценено и замечено
окружающими? (По рассказу А.И. Солженицына
«Матрёнин двор».)
Ответы к заданиям В1–В12
№ задания |
Ответ |
В1 |
Шенграбенское |
В2 |
Болконский |
В3 |
диалектика души |
В4 |
наслаждение |
В5 |
сравнение |
В6 |
контраст <или> антитеза |
В7 |
деталь |
В8 |
футуризм <или>
кубофутуризм |
В9 |
кольцевая <или>кольцо |
В10 |
метафора |
В11 |
анафора <или> единоначатие
|
В12 |
риторический | |