В жизни каждому человеку приходится общаться с
другими людьми, и он должен уметь ясно выражать
свои мысли и правильно понимать чужие. В этом
помогут нам уроки культуры речи, которые
являются важнейшим аспектом обучения русскому
языку.
Весь курс условно можно разделить на следующие
блоки:
- Речь. Слово. Язык. Русский язык.
- Речевой этикет.
- Учись рассказывать.
- О богатстве русского языка.
- Говорите правильно.
Разнообразный материал может быть использован
как на уроках культуры речи, так и на уроках
русского языка, факультативах, внеклассных
мероприятиях, для того чтобы помочь школьникам
подняться на новую ступень речевой культуры,
научиться более осознанно и свободно
пользоваться богатствами родного языка для
передачи своих мыслей и чувств.
Основные задачи курса по данной программе
сводятся к следующему:
- прививать любовь к русскому языку;
- развивать языковое чутьё;
- способствовать развитию речи и мышления
учащихся;
- повышать культуру речи;
- формировать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать общечеловеческие нравственные,
духовные ценности.
В 5 классе необходимо рассмотреть следующие
вопросы:
- речь как способ общения людей;
- формы речи и их особенности;
- требования к речи;
- правила речевого поведения;
- речевой этикет.
Программа рассчитана на 17 часов. Каждый урок
включает в себя материал по языку и культуре
общения. Программа предусматривает организацию
лингворечевой деятельности учащихся:
выразительное чтение текстов, работа с языковыми
и художественными средствами, творчество
учащихся, публицистическая речь. Очерёдность
расположения ролевых игр выбрана так, чтобы
способствовать нарастанию доверительности и
откровенности группового общения.
Тематическое планирование занятий курса.
№ |
Материал по культуре речи |
Учимся общению |
1. |
Для чего людям нужна речь? Слово –
единица речи. |
Игра "На необитаемом острове”. |
2. |
Как различают формы речи? |
Игра "Изобрази проблему”. |
3. |
Что такое диалог и монолог? |
Ролевая игра "В магазине”. |
4. |
Как вести беседу? |
Ролевые игры "В аптеке”, "На почте”. |
5. |
Речевой этикет. |
Этикетные задачи. |
6. |
Практикум по речевому этикету. |
|
7. |
Утешение и ободрение. "Давайте
говорить друг другу комплименты”. |
Игра "Мнения” |
8. |
Как разговаривать по телефону? Урок –
практикум. |
Игра "Испорченный телефон” |
9. |
Учись рассказывать. |
Игра "Где бывали, что видали”. |
10. |
Учись рассказывать. Главное – быть
человеком. |
Игра "Что думает обо мне класс”. |
11. |
Уроки великодушия и доброты. |
|
12. |
Уроки милосердия. А.И. Куприн "Чудесный
доктор”. |
Вокруг тебя – мир… |
13. 14. |
Словари – наши друзья и помощники. |
|
15. 16. |
Словарное и фразеологическое богатство
русского языка. |
Игра "Охота за синонимами”. Конкурс
антонимических пар. |
17. |
Говорите правильно. Наша речь должна
быть чистой. |
Игра "Музей вредных привычек”. |
|
Список литературы для учителя
- Балаклай А.Г. Словарь русского речевого этикета.
– М., 2001 г.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. –
М., 1993 г.
- Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь
русского языка. – М., 2004 г.
- Львова С.И. Речевой этикет. – М., 1995 г.
- Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры
речи. – М., 1980 г.
|