Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с
требованиями примерной программы основного общего образования по
русскому языку, с учётом федерального компонента государственного
стандарта общего образования, 2007 г. и на основе авторской программы
Т.Ю. Куренковой «Изобразительно-выразительные средства речи». Для
усвоения программы обучающимся рекомендуется список литературы
(приложение 1). Программа рассчитана на 8 часов.
Актуальность программы.
Главная цель обучения русскому языку
состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие обучающихся, помочь им
овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного
письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи,
научить их свободно говорить и писать на русском языке, пользоваться им в
жизни как основным средством общения. Согласно существующей типологии
элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных
курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика
изучать выбранный предмет (в данном случае – предметы образовательной
области "Филология”) на профильном уровне. Опираясь на знания, умения и
навыки обучающихся, полученные при изучении базового курса русского
языка 2 образовательной ступени, данный курс является прогностическим
(и пропедевтическим) по отношению к профильным курсам старшей школы и
создаёт условия осознанного и успешного выбора профиля. Данный
элективный курс предполагает обучение приемам анализа авторского
текста, основываясь на особенностях изобразительно-выразительных средств
языка, и создание собственного текста с учётом различных целевых
установок и интерпретации информации.
Адресат: обучающиеся 9
класса, желающие развить навык языкового анализа текста и подготовиться
к прохождению итоговой аттестации в новой форме.
Цель: формирование системы ориентиров в многообразии языковых средств, расширение аналитического и речеведческого опыта обучающихся.
Задачи курса:
- задать систему ориентиров в многообразии языковых средств,
вооружить ученика чёткими критериями разграничения языковых средств,
чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой
компетенции и ставить индивидуальные учебные цели;
- способствовать овладению новыми формами работы с информацией: анализ, синтез, проектирование;
- подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме;
- сформировать потребность в речевом совершенствовании.
Специфика подхода к занятиям:
- Программа курса носит примерный характер: не ставится задача
системного и последовательного изучения всех
изобразительно-выразительных средств русской речи. Отбор их
производится по критериям частотности употребления их в
художественных текстах и уровню лингвистической компетенции
обучающихся
- Форма организации курса – 8 учебных занятий. При этом каждое занятие обладает относительной автономностью, а следствием этого является произвольный порядок изучения тем.
- Темп изучения может быть адекватен реально
складывающейся ситуации: можно задержаться на трудностях, можно
бегло рассмотреть материал или совсем отказаться от какого-то
элемента содержания
- При выполнении творческих работ может быть использовано содержание сразу нескольких тем
Основные формы организации занятий: проблемно-ориентированные и эвристические беседы, практические занятия, самостоятельная работа
Форма контроля знаний
1) Творческие и практические работы
обучающихся (индивидуальные или групповые) по анализу
изобразительно-выразительных средств художественного текста и
презентация выполненных работ в любой форме (эссе, электронная
презентация, статья, сочинение на лингвистическую тему и т. д.) Критерии оценки:
правильность классификации изобразительно-выразительных средств;
самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; грамотность
речи и степень владения научно-популярным стилем анализа. Художественные
тексты для анализа предлагаются обучающимся в начале курса в избыточном
количестве, чтобы у учеников была возможность выбора.
2) Итоговый тест, содержащий вопросы формата ГИА-9
Ожидаемые результаты
Обучающиеся:
- вспомнят уже изученные тропы и стилистические фигуры, познакомятся с новыми;
- научатся видеть их в тексте, а значит лучше справляться с
анализом текста на литературе и с анализом текста на экзамене по
русскому языку;
- …сумеют понять, почему тот или иной текст производит ( или не производит) впечатление на читающего;
- разовьют навык работы со справочной и научной литературой;
Содержание программы
Выразительные средства фонетики. Звукопись как звуковой приём, связанный с созданием звуковых образов. Звуковой повтор. Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание.
Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Специальные
изобразительно-выразительные средства языка (эритет, сравнение,
метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола,
литота, ирония). Неспециальные лексические изобразительно-выразительные
средства языка (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы). Фразеологизмы
как средства языковой выразительности.
Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Разряды
стилистически окрашенной лексики (эмоционально-экспрессивная,
функционально-стилистически окрашенная). Лексика ограниченного
употребления (диалектная, просторечная, профессиональная, жаргонная,
устаревшая, новая)
Выразительные средства морфологии. Употребление
каких-либо грамматических форм не в их прямом значении.
Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи.
Выразительные средства словообразования. Использование
выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов
субъективной оценки. Использование индивидуально-авторского
(окказионального) словообразования.
Выразительные средства синтаксиса. Синтаксическая
структура предложения и знаки препинания. Роль знаков препинания как
выразительных средств. «Авторские» знаки препинания.
Стилистические фигуры. Риторический
вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор,
анафора, эпифора, подхват,параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис,
инверсия, парцелляция, градация, антитеза, оксюморон.
Календарно-тематическое планирование
|
№
|
Тема
|
Количество часов
|
Цель
|
Дидактические единицы
|
Виды деятельности
|
|
1.
|
Цели и задачи курса. Выразительные средства фонетики
|
1
|
Формирование представления о звукописи как основном выразительном средстве фонетики
|
Знать определение звукописи, аллитерации, ассонанса, звукоподражания, уметь находить их в текстах
|
Анализ текстов, определение роли звукописи, работа со справочной литературой
|
|
2.
|
Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы.
|
1
|
Расширение знаний о тропах, их роли в тестах различных стилей
|
Навык анализа текстов различных стилей, умение анализировать употребленные автором лексические средства выразительности
|
Анализ языка текстов различных стилей речи. Работа со справочной литературой. Мини-сочинение на лингвистическую тему
|
|
3.
|
Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления
|
1
|
Формирование представления о разрядах стилистически окрашенной
лексики и лексики ограниченного употребления, их роли для усиления
выразительности текстов
|
Умение анализировать роль стилистически окрашенной лексики и лексики ограниченного употребления
|
Анализ текстов разных стилей. Сочинение-рассуждение, презентация
|
|
4.
|
Выразительные средства морфологии
|
1
|
Формирование представления о морфологических средствах языка как изобразительно-выразительном средство
|
Умение анализировать морфологические средства художественной выразительности
|
Анализ текстов различных стилей. Определение роли морфологических средств. выразительности
|
|
5.
|
Выразительные средства словообразования
|
1
|
Формирование представления о словообразовательных возможностях языка как средстве выразительности речи
|
Умение анализировать словообразовательные средства художественной выразительности
|
Рассуждение на лингвистическую тему «Роль словообразовательных средств художественной выразительности»
|
|
6.
|
Выразительные средства синтаксиса
|
1
|
Формирование представления о структурных, смысловых и интонационных
особенностях синтаксических единиц языка как средствах
выразительности
|
Умение использовать различные приёмы композиционно-речевого оформления текстов
|
Создание текстов с учётом различных целевых установок
|
|
7.
|
Стилистические фигуры
|
1
|
Расширение знаний о стилистических фигурах речи, формирование умения их практического применения
|
Умение анализировать роль стилистических фигур в текстах
|
Сочинение-рассуждение о роли стилистичес-ких фигур
|
|
8.
|
Итоговое тестирование
|
1
|
Контроль и коррекция знаний по темам курса
|
Навык анализа текстов различных стилей с точки зрения выразительности
|
Тест (комплексный анализ текста)
|
Приложение 1
Список литературы:
- Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку.
Теоретический и практический материал для подготовки к тестированию по
русскому языку. – М., 2003.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика. – М.,1991.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.
|