Факультативный курс
"Изобразительно-выразительные средства языка”
разработан для учащихся 7 класса, проявляющих
интерес к словесности, к речевому общению, к
чтению, к творческой мысли.
Целевая направленность факультативного курса.
Развивающие цели:
- развитие речевой культуры, интеллектуальных и
творческих способностей личности.
Обучающие задачи:
- понимание роли выразительных средств языка в
развитии ассоциативного, аналитического
мышления человека;
- развитие монологической и диалогической речи,
речевого самоконтроля, культуры публичной речи;
формирование навыка создания текстов
художественного, публицистического,
научно-популярного стилей языка.
В основе занятий практика наблюдений,
исследований, диспутов.
- анализ текста (понимание роли выразительного
средства языка в создании образа, в развитии
мысли, в рождении чувства, в определении понятия);
- конструирование текста;
- редактирование текста;
- создание собственного текста;
- интерпретация созданного образа;
- обсуждение прочитанного, услышанного,
осмысленного, созданного; защита аналитических,
творческих работ;
- домашнее задание: поиск текстов разных стилей с
определенным (заданным) выразительным средством
языка.
Итоговая коллективная работа.
- Работа над проектом: составление словаря
"Яркие словесные образы русских писателей и
поэтов”. Защита проекта.
- Зачёт. Образное воприятие эйдос-конспектов,
выполненных учащимися 8, 11 классов. Защита
творческой работы с точки зрения уместного
выбора выразительного средства языка для
интерпретации увиденного.
Факультативный курс предусматривает
формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций:
- сравнение и сопоставление; синтез, обобщение,
абстрагирование;
- владение монологической и диалогической речью,
умение перефразировать мысль, выбор и
использование выразительных средств языка и
знаковых систем (текст, аудиовизуальный ряд) в
соответствии с коммуникативной задачей;
- подбор аргументов, формулирование выводов,
отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари,
Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной
деятельности, владение навыками контроля и
оценки своей деятельности, осознанное
определение сферы своих интересов и
возможностей.
Курс рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
Тематика занятий
- Работа эпитета в тексте.
- Работа метафоры в тексте.
- Работа олицетворения в тексте.
- Работа метонимии в тексте.
- Работа сравнения в тексте.
- Работа литоты и гиперболы в тексте.
- Работа аллегории в тексте.
- Работа оксюморона в тексте.
- Работа аллитерации и ассонанса в тексте.
- Работа стилистически окрашенной лексики в
тексте.
- Работа оценочной лексики в тексте.
- Работа синонимов и антонимов в тексте. Антитеза.
- Работа омонимов в тексте.
- Работа паронимов в тексте.
- Работа фразеологизма в тексте.
- Работа неологизма в тексте.
- Работа архаизма в тексте.
- Работа заимствованного слова в тексте.
- Работа перифраз в тексте.
- Работа анафоры, эпифоры, анадиплозиса, симплоки
в тексте.
- Работа градации в тексте.
- Работа инверсии в тексте.
- Работа синтаксического параллелизма в тексте.
- Работа образного параллелизма в тексте.
- Работа риторических вопросов, восклицаний,
обращений в тексте.
- Работа парцелляции, эллипсиса в тексте.
- Работа асиндетона, полисиндетона в тексте.
- Коллективная работа.
- Коллективная работа.
- Коллективная работа.
- Коллективная работа.
- Коллективная работа: поиск литературного
материала, составление словаря "Яркие словесные
образы русских писателей и поэтов”.
- Защита проекта. Презентация. Обсуждение.
- Зачёт.
Приобретенные знания, умения способствуют
самореализации, самовыражению личности;
развивают навыки самостоятельной деятельности;
совершенствуют коммуникативные способности;
увеличивают словарный запас; расширяют круг
используемых языковых и речевых средств.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения факультативного курса
ученик должен
знать/понимать
уметь
- анализировать структуру и языковые особенности
текста;
- адекватно понимать информацию устного и
письменного сообщения (цель, тему основную и
дополнительную, явную и скрытую информацию);
- владеть разными видами чтения (изучающим,
ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации; свободно
пользоваться лингвистическими словарями,
справочной литературой;
осуществлять выбор и организацию языковых
средств в соответствии с темой, целями, сферой и
ситуацией общения; владеть различными видами монолога
(повествование, описание, рассуждение) и диалога
(побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных
отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие
теме и др.); адекватно выражать свое отношение к
фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать
свою речь с точки зрения её правильности,
находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
Список литературы
- Голуб И., Розенталь Д.. Секреты стилистики. – М.,
2007.
- Горшков А. Русская словесность. – М., 2001.
- Мокиенко В. Образы русской речи. – СПб., 1999.
- Поспелов Г. Введение в литературоведение. –
М.,1980.
- Энциклопедический словарь юного филолога. – М.,
2001.
Творчество поэтов- Ахматова А.
- Бальмонт К.
- Блок А.
- Брюсов В.
- Бунин И.
- Грибоедов А.
- Гумилев Н.
- Державин Г.
- Есенин А.
- Козловский Я.
- Крылов И.
- Лермонтов М.
- Лохвицкая М.
- Мандельштам О.
- Маршак С.
- Маяковский В.
- Пастернак Б.
- Пушкин А.
- Северянин И.
- Твардовский А.
- Тютчев Ф.
- Фет А.
- Филатов Л.
- Фонвизин Д.
- Хлебников В.
- Цветаева М.
|
Творчество писателей- Булгаков М.
- Гоголь Н.
- Горький М.
- Достоевский Ф.
- Кассиль Л
- Зощенко М.
- Платонов А.
- Чехов А.
Устное народное творчество - Былины.
- Загадки.
- Лирические песни.
- Пословицы.
| |