Пояснительная записка
В век рыночной экономики значительная
часть населения России активно вовлекается в
экономическую деятельность. Появилось много
людей, у которых основная профессия –
предпринимательство, которое позволяет
развернуть свои деловые качества.
Следует отметить, что у большинства наших
предпринимателей крайне низка культура устной
речи, что значительно снижает их деловой
потенциал и не позволяет максимально
реализовать свои возможности.
Учащиеся практически ничего не знают о нормах и
правилах поведения в трудовом коллективе, о его
морально-психологическом климате, об этике
служебных отношений. А такие знания остро
необходимы начинающему работнику, поскольку,
плохо зная особенности этикета, он будет всё
время ставить себя и других в трудное положение.
Место и роль данного курса
Данный курс позволяет сформулировать основные
положения, характеризующие деловую беседу,
коммерческие переговоры, служебные совещания,
служебный телефонный разговор и приём
посетителей с позиции их речевой, логической,
психологической и невербальной культуры.
При изучении данного курса учащиеся знакомятся с
языковыми особенностями официально-делового
стиля речи, учатся вести деловой разговор,
деловую беседу, оформлять в соответствии с
нормами русского языка деловые бумаги.
Программа курса предусматривает
предпрофильную подготовку учащихся 9 классов
в той сфере русского языка, которая связана с его
функционированием в области
официально-делового стиля. Кроме того, в курс
включены инструкции по употреблению средств
языка в деловых документах, а также система
упражнений, основанная на типичных ошибках в
согласовании и словоупотреблении.
Цели курса
Разрабатывая данный курс, мы ставили
перед собой конкретную цель: познакомить
учащихся с нормами и правилами делового общения,
нормами и правилами составления и формирования
деловых документов. Практическая часть курса
включает в себя ряд полезных практических
советов по улучшению человеческих отношений, по
установлению деловых контактов.
Задачи курса
Обучающие
- Познакомить учащихся с языковыми особенностями
официально-делового стиля речи на лексическом,
морфологическом, синтаксическом уровнях.
- Ввести понятия «этикет», «этика», «служебный
этикет», «служебная этика», с нормами поведения в
трудовом коллективе.
Воспитывающие.
- Дать практические рекомендации учащимся по
поведению в конфликтных ситуациях, по
установлению и улучшению человеческих
отношений.
Развивающие.
- Усвоение учащимися навыков устного и
письменного этикета.
- Научить ребят правильно составлять такие
документы, как автобиография, заявление,
доверенность, резюме, апелляция.
- Познакомить учащихся с речевыми стандартами,
помогающими вести любую из основных форм
делового разговора.
Основные особенности программы
Программа курса разделена на 3 части:
Часть первая – «Культура делового
общения»
Часть вторая – «Деловой стиль речи»
Часть третья – «Деловые бумаги».
Первая часть знакомит учащихся с понятиями
«этикет», «этика», «служебный этикет»,
«служебная этика», с нормами поведения в
коллективе. Ребята получают рекомендации по
поведению в конфликтной ситуации, идёт отработка
навыка этикета (устного и письменного).
Во второй части идёт знакомство с языковыми
особенностями официально-делового стиля речи на
лексическом, морфологическом и синтаксическом
уровнях.
Назначение третьей части практическое. Идёт
ознакомление учащихся с образцами составления
таких документов, как автобиография, заявление,
доверенность, резюме, апелляция.
Сроки реализации программы
Обучение по данному курсу рассчитано на 34 часа.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Форма обучения
Организация работы в рамках данного
элективного курса: лекции, семинары,
познавательные игры, решение практических
задач, заполнение бланков деловых бумаг,
анкетирование, тестирование и др.
Планируются уроки следующих типов:
уроки-консультации, деловые игры, уроки-семинары,
уроки-конференции, игры и тесты: «Познай себя»,
«Какой вы слушатель», «Качества, важные для
общения, анализ ситуаций, зачёты и контрольные
работы, устные выступления. На занятиях широко
используются опорные схемы, творческие опорные
конспекты, справочная литература.
Предполагаемые результаты
В результате изучения курса «Культура делового
общения» учащихся должны научиться:
- понимать значимость официально-делового стиля,
уяснить его самостоятельность и связь с другими
стилями;
- знать средства языка официально-делового стиля
и уметь ими пользоваться;
- уметь составлять и рецензировать тексты
официально-делового стиля: служебная
переписка, заявление, резюме, расписка,
доверенность, справка, письменные отчёты и др.;
- уметь ориентироваться в мире профессий и уметь
связывать их с понятием «Культура делового
общения»;
- овладевать нормами делового разговора, а также
навыками правильного оформления деловых бумаг.
Учебно-тематический план курса
«Культура делового общения»
№
п\п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Формы контроля |
I. Культура делового общения |
1. |
Этика и этикет |
1 |
Конспект |
2. |
Искусство вежливости |
1 |
Конспект |
3. |
Основные правила поведения на улице, в
общественном транспорте, за столом. |
1 |
Конспект |
4. |
Знаете ли вы? (из истории русского этикета) |
1 |
Разбор ситуации успеха |
5. |
Мимика, позы, жесты. Тест «Умеете ли вы
общаться?» |
1 |
рисунок по теме |
6. |
Служебная этика и служебный этикет.
(из истории делового этикета) |
1 |
Конспект. Разбор ситуации успеха |
7. |
Искусство вежливости. |
1 |
Конспект |
8. |
Если на работе возникает конфликт. |
1 |
Разбор ситуации успеха |
9. |
Этикет деловой речи. |
1 |
Конспект. Разбор ситуации успеха |
10 |
Традиции в составлении официальных писем
(письмовики). |
1 |
Урок-консультация |
11. |
Деловые качества (выбор профессии) |
1 |
Урок-лекция, анализ тестов. |
12. |
Типы темпераментов
Тест «Умеете ли вы себя контролировать?» |
1 |
Урок-лекция, деловая игра. |
13. |
Ключи к успеху в жизни и работе
(Разбор способов выработки иммунитета от
эмоциональных травм) |
1 |
Урок-диалог |
14. |
Заповеди делового человека. |
1 |
Разбор ситуаций и составление конспекта
рекомендации. |
15. |
Тест «Рационально ли вы используете своё
свободное время? Возраст успеха. |
1 |
Тестирование, разбор мнений по данному
вопросу. |
II. Деловой стиль речи |
1. |
Языковые средства в официально-деловом стиле
речи. |
1 |
Конспект. Тренировочные упражнения. |
2. |
Лексические средства делового стиля речи. |
1 |
Лекция |
3. |
Фразеология деловой речи. |
1 |
Конспект, работа над тренировочными
упражнениями. |
4. |
Морфологические средства языка
а) трудности в употреблении кратких форм
прилагательных; |
1 |
Урок-семинар |
б) – трудности в употреблении местоимений;
– трудности в употреблении числительных. |
1 |
Урок-семинар |
в) особенности употребления форм глагола.
Трудности в употреблении предлогов. |
1 |
Урок-семинар |
5. |
Синтаксические ошибки делового стиля а)
трудности в согласовании сказуемого с
подлежащим; |
1 |
Урок-лекция, упражнения тренинги. |
б) трудности в согласовании определений; |
1 |
Урок-лекция, упражнения тренинги. |
в) трудности в употреблении дополнений и
обстоятельств; |
1 |
Урок-лекция, корректировка текстов. |
г) использование конструкций с отглагольными
существительными; |
1 |
Урок-лекция, корректировка текстов. |
д) употребление личных и безличных конструкций
действительных и страдательных оборотов. |
1 |
Урок-лекция, корректировка текстов. |
е) сложное предложение. |
1 |
Урок-лекция, отработка навыка
(упражнение-тренинг) |
III. Деловые бумаги |
1. |
Автобиография |
1 |
Практическое занятие |
2. |
Заявление |
1 |
Практическое занятие |
3. |
Личный листок по учёту кадров. |
1 |
Практическое занятие |
4. |
Доверенность. |
1 |
Практическое занятие |
5. |
Резюме |
1 |
Практическое занятие |
6. |
Апелляция |
1 |
Практическое занятие |
|
Примерная тематика проектов:- Риторический инструментарий деловой речи.
- Речевой этикет в деловом общении.
- Умозаключения и их использование в деловой
практике.
- Вербальные и невербальные средства делового
общения
- Официально-деловой стиль: особенности, жанры,
сфера употребления.
- Деловые бумаги и работа с ними.
- Употребление нейтральных жестов в деловом
разговоре.
|
2 |
Защита проектов |
Библиография
- Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский
речевой этикет. М., 1975 г.
- Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского
телефонного разговора. М. 1990г.
- Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. М. 2004г.
- Брагина А.А. Правильно ли мы говорим? Как
обратиться к незнакомому человеку? Ж. «Русская
речь», 1985 г., № 1.
- Веселов П.В., Овчинникова Н.В. «Служебный
речевой этикет». Ж. « Русская речь», 1986 г., № 5.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты
хорошей речи». М.,1993 г.
- Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983 г.
- Горелов И.Н. и другие. «Умеете ли вы
общаться?» , М., 1991 г.
- Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов) М., 1989 г.
- Т.С.Кудрявцева, О.Ю.Шарапова. Деловой стиль
речи. Деловые бумаги. Деловые качества. М.: ЮНВЕС
– 1997 г.
|