Вторник, 06.12.2016, 17:11

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [12]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [5]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ПЛАНЫ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Элективный курс по русскому языку "Сложности простого предложения"
Элективные курсы – новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников.

Элективные курсы — это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Подробное изучение синтаксиса начинается с изучения синтаксиса простого предложения в 8 классе по традиционной программе. В учебнике предлагается большое количество материала в сжатом виде, чего недостаточно для полного понимания этой темы. Известно, что курс русского языка 8 класса вызывает трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна теория определенно-личных, обобщенно-личных, неопределенно-личных предложений в связи с наличием общих признаков . Кроме того теория простого предложения изучается за один год в очень быстром темпе. Материала в рамках школьного курса не всегда достаточно для определения типа предложений, встречающихся в жизни и литературе, что вызывает сложности в понимании теории и невозможности применения ее на практике.

Данный элективный курс предлагает подробное изучение синтаксиса простого предложения за короткий срок в интересной форме. Дидактический материал учащимся предлагается выбрать самостоятельно, опираясь на текст любимой книги ( главное условие книга русской литературы). В процессе элективного курса учащиеся самостоятельно проведут небольшую исследовательскую работу, выявят особенность синтаксиса с точки зрения конструкций простых предложений в выбранных текстах и напишут проектную работу на предложенную или собственную тему.

Курс рассчитан на учащихся 8-11 профильных и общеобразовательных классов, абитуриентов и тех, кто интересуется русским языком. Курс направлен на расширенное формирование представления о простом предложении в русском синтаксисе. Возраст учащихся определяет подбор дидактического материала, поэтому возможна работа с разной возрастной категорией. Данный курс построен с опорой на базовую программу, предполагается, что учащиеся будут опираться на имеющиеся знания, а в ходе занятий эти знания будут углубляться и расширяться. Занятия организуются в стандартной классно-урочной форме. Но обучение идёт от самостоятельной работы ученика, от проблемной ситуации к ее решению. Программа элективного курса «Сложности простого предложения» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о профильной подготовке в школьном образовательном процессе. Курс рассчитан на 35 часов.

Основные задачи курса:

  1. обобщить и углубить полученные ранее знания о простом предложении;
  2. совершенствовать умение определять вид предложения;
  3. активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
  4. обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
  5. способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе;

Учебно-тематический план

Программа курса Количество часов Содержание занятия
1. Введение. Значение простого предложения в современном русском языке. Классификация простых предложений. 1 Цели и задачи курса. Особенности простого предложения (ПП). Работа с текстом*.
2. Логическая основа предложения. 1 Многозначность глагольных форм. Работа с текстом
3. Особенность определенно-личных предложений.Парадигма определенно-личных предложений 2 Определенно-личные предложения в диалогах и полилогах. Примеры из текста.
4. Отличие односоставных неопределенно-личных предложений от двусоставных неполных. Значения неопределенно-личных предложений. 2 Примеры из рабочих текстов. Стилистическое назначение предложений данного вида
5. Обобщенно-личные предложения. Значения обобщенно-личных преддложений. 2 Примеры из текста. Умение находить такие предложения в тексте.
6. Обобщенно-личные предложения. и их отличие от определенно- и неопределенно-личных 2 Значения обобщенно-личных предложений.
7. Тест по пройденному материалу 1 Умение различать предложения
8. Безличные предложения. 2 Понятие. Семантические группы безличных предложений. Структурные типы безличных предложений. Подбор примеров из текста на каждый тип предложений.
9. Инфинитивные предложения. 2 Особенности грамматической и семантической формы. Подбор примеров из текста.
10. Самостоятельная работа с текстом 1 Определение видов предложений
11. Особенности номинативных предложений. 2 Семантические типы
12. Особые типы простых предложений. Генетивные предложения 1 Модели предложений
13. Особые типы простых предложений. Вокативные предложения 1 Отличие от обращений
14. Особые типы простых предложений. Нечленимые предложения 2 Семантические группы и Структурные типы нечленимых предложений.
15. Контрольная работа с текстом. 1 Определение видов предложений в тексте и их назначения в зависимости от жанра и стиля.
16. Неполные предложения. 2 Понятие неполноты. Особенности неполных предложений.
17. Эллиптические предложения. 2 Особенности.
18. Повторение пройденного материала. Подготовка к итоговому тесту. 2 Обобщение и систематизация изученного материала.
19. Итоговый тест 1  
20. Анализ итогового теста 1 Разбор типичных ошибок.
21. Работа с выбранной литературой. 3 Анализ текста с точки зрения синтаксиса. Написание небольшого проекта.
22. Итоговое занятие 1 Защита проекта

Итого 35 учебных часов

*Текст у каждого учащегося свой (выбранное художественное произведение русского автора, лучше проза)


План занятия №1. Введение. Значение простого предложения в современном русском языке. Классификация простых предложений. 

Введение. Значение простого предложения в современном русском языке. Классификация простых предложений.

Цель: познакомить учащихся с полной классификацией  простых предложений;              

       помочь учащимся найти примеры таких предложений в текстах и определить их функцию в языке и речи.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы

1.Оргмомент

2.Сообщение темы и цели

3.Актуализация знаний. Беседа с учащимися на свободную тему.

    Какими предложениями мы пользуемся в беседе больше всего? Почему? (простые, краткость и точность мысли)

         Найдите простые предложения в ваших текстах.

(Учитель просит записать 5 односоставных простых предложений разных по типам)

Например, И. Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»

1. Боюсь не случилось бы чего.

2. Ничего не будет маман.

3. Почет дорогому гостю!

4. Путаются, туды их в качель, под ногами.

5. Ни за что!

4. Проанализируем односоставные предложения, выделим главный член предложения, выявим особенности.

5. Опираясь на  выводы учащихся составляем схему.

 

Односоставные предложения в современном русском языке

с главным членом — сказуемым                                    с главным членом — подлежащим  

определенно-личные          неопределенно-личные                                      номинативные

 обобщенно-личные       безличные       инфинитивные

Итог урока

Домашнее задание. Подобрать по 3 примера на каждый вид предложений. Если учащиеся не смогут найти какие-то примеры, пусть попробуют объяснить почему.

План занятия №14 Особые типы простых предложений. Нечленимые предложения

Особые типы простых предложений. Нечленимые предложения

Цель: познакомить учащихся с особым типом простых предложений - нечленимыми;              

       помочь учащимся на основе теоретического материла найти примеры  в текстах и определить их функцию в языке и речи.

Тип урока: урок-лекция

1.Оргмомент

2.Сообщение темы и цели

3. Актуализация знаний

4. Лекция

 Нечленимые предложения, или слова-предложения, - это особый семантический тип простых предложений, которые состоят из одного слова, фразеологизма, неразложимого сочетания частиц, модальных слов, которые не членятся ни на какие компоненты и функционируют в речи как целостные коммуникативные единицы.

Да! Нет. Конечно. Вот еще. Здравствуйте.

Грамматическое значение — это целостное выражение чувства, воли говорящего, различных эмоциональных оценок или этикетных форм общения.

 

(Название группы сообщает учитель, примеры учащиеся пробуют привести сами, на первом этапе можно не из текста)

Семантические группы нечленимых предложений

1. утверждение: Да. Так точно. Правда. Хорошо. Вот именно

2. отрицание: Нет. Не может быть. Ни за что

3. согласие (несогласие): Конечно. Ладно. Разумеется. Ну еще бы

4. побуждение : Вон. На. Цыц. Баста. Ну. Ну хватит. Стоп

5. эмоциональная оценка высказывания или ситуации: Боже мой. Браво. Ого. Ура

6. вопрос: А? Ну? Да ну? Не уж то?

7. этикетные:  Спасибо. Доброй ночи.

    В таких предложениях нет членов предложения. В их общих характеристиках можно отметить только те особенности, которые в данном предложении присутствуют.

    Цыц! (простое, нечленимое, побудительное, восклицательное)

По количественному составу такие предложения на однословные и фразеологического типа.

 

5. Работа с текстами. Найти примеры нечленимых предложений.

6. Итог урока

7. Домашнее задание. Найти нечленимые предложения разных семантических групп. Выявить их стилистическую окраску и определить функцию в тексте.

Основные понятия курса 

Односоставное предложение

Логическая основа предложения

Субъект

Семантическая структура предложения

Парадигма

Определенно-личное предложение

Неопределенно-личное предложение

Обобщенно-личные предложения

Безличные предложения

Инфинитивные предложения

Номинативные предложения

Эллиптические конструкии

Генетивные предложения

Вокативные предложения

Нечленимые предложения

Неполные предложения

Требования к умениям и навыкам

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

  • прочитать выбранное произведение и под руководством учителя выявить особенности синтаксиса;
  • уметь найти и охарактеризовать разные виды простых предложений;
  • уметь выделить стилистические особенности простых предложений в тексте;
  • уметь проиллюстрировать теоретический материал примерами из текста;
  • изучив теоретический материал курса, решить итоговый проверочный тест на знание теории, выявить преобладающие типы простых предложений в тексте и написать проект на выбранную тему.

Формы контроля за знаниями учащихся:

  1. Подбор указанных предложений по типам.
  2. Устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы.
  3. Характеристика указанных учителем предложений (устная и письменная).
  4. Написание проекта после изучения курса.

Список используемой литературы:

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: Справочные материалы / Под редактированием Н.М. Шанского. – 7-е изд., испр. – М., 1995.
  2. Изучение углубленного курса русского языка в 8-11 классах / Ю.С. Пичугов, Г.К. Лидман-Орлова, Т.М. Пахнов // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1994. С. 73-105.
  3. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т.Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368с.
  4. Учебный комплекс под ред. М.М. Разумовской // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1998. С. 68-92.
  5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3: Синтаксис. Пунктуация. – М., 1987.
  6. Бабайцева В.В., Инфантова Г.Г., Николина Н.А., Чиркана И.П. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч. /Под ред. Е.И. Дибровой. Ч. 3: Синтаксис. – Ростов-на-Дону, 1997.
  7. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. – М., 1977.
  8. Валгина Н.С. Современный русский язык: Пунктуация. – М., 1989.
  9. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М., 1973.
  10. Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. – М., 1976.
  11. Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. – М., 1977.
  12. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М., 1986.
  13. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.
  14. Русская грамматика. – М., 1980. – Т. 2.
  15. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М., 1980.
  16. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1997.
  17. Современный русский язык /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984.
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (08.06.2013)
Просмотров: 1644 | Теги: элективный курс по русскому языку и, русский язык в школе, методические рекомендации для учите, русский язык планирование | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0