Среда, 24.04.2024, 18:27


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [12]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [5]

Главная » Статьи » ПЛАНЫ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА «ТЕКСТ» НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ В 8 КЛАССЕ

 В восьмом классе главные цели изучения словесности – уточнить представления учащихся о качествах текста и о способах выражения авторской позиции в произведениях разных родов и жанров.
Теме «Качества текста и художественность произведения словесности» можно посвятить 8 уроков. Задача учителя – помочь школьникам вырабатывать художественный вкус. Восьмиклассники уже способны самостоятельно оценивать качества текста, но это умение формируется не стихийно, а при активном педагогическом воздействии. На уроках необходимы и теоретическое определение положительных качеств текста, и практические упражнения по различению хорошего и плохого, и внимательное рассмотрение семантики языковых средств в образцовых текстах, и создание собственных произведений.
На первых трех уроках углубляются и выстраиваются в систему знания учащихся о том, что такое текст, каковы его признаки, что такое содержание, тема и идея текста. Эти сведения в учебнике даются с практической целью – вырабатывать умение видеть качество текста. Выполняя упр. 1, восьмиклассники назовут признаки текста на основании прочитанного отрывка из книги И.С. Соколова-Микитова «На теплой земле», подумают над значением слов, их стилистической и эмоциональной окраской, над значением параллельной и последовательной связи предложений в тексте.

Учащиеся сопоставят отрывки из книги искусствоведа Н.Дмитриевой и стихотворения Д.Кедрина «Зодчие» (упр. 16), в которых говорится о храме Покрова, что на Рву в Москве (храм Василия Блаженного). На этом примере уточняются понятия: тема, идея, содержание. Одно и то же явление действительности (объект) послужило созданию разных по содержанию текстов. Искусствовед сообщает специальную информацию о храме как памятнике древнерусского зодчества, и текст носит научно-популярный характер. Поэт рассказывает о том, как храм создавался зодчими, описывает его, и текст принадлежит к художественной словесности. Темы тоже различны: у поэта храм вызвал мысль о величии и трагической судьбе его создателей, а искусствовед рассуждает о достоинствах и недостатках архитектурного сооружения. Различны идеи текстов: Н.Дмитриева доказывает мысль о том, что это здание не самый характерный и не самый лучший образец древней архитектуры, а Д.Кедрин передает чувство восторга, вызванного красотой храма и мастерством зодчих, отчего с огромной силой звучит тема трагической судьбы создателей храма. Так в работе над конкретными произведениями уточняется понятие о тексте как единстве содержания и словесной формы его выражения, об идее как отношении автора к изображаемому, о содержании, которое существует только в единстве со словесной формой.

Следующие два урока посвящены рассмотрению основных требований к любому связному тексту. Эти требования:

  • правильность (соответствие литературным нормам);

  • точность в выборе слова;

  • последовательность (непротиворечивость изложения);

  • соответствие выбранного стиля функции, т.е. ситуации.

В учебнике рассмотрены положительные и отрицательные примеры. Выполняя упр. 3–7, школьники поучатся различать ошибку как нарушение литературной нормы и ошибку как средство художественной выразительности. Например, ошибки Никифора Ляписа в романе «Двенадцать стульев» – следствие незнания героем точного значения слов, над чем смеются авторы. Между тем использование А.П. Чеховым неправильностей в речи Дениса в рассказе «Злоумышленник» – средство речевой характеристики героя, темного мужика, который не в состоянии понять, что он совершил преступление.

Особое внимание надо уделить рассмотрению последнего требования: соответствие стиля речевой ситуации. То, что хорошо и уместно в официально-деловом стиле книжного языка, неуместно в разговоре, а то, что приемлемо в беседе, неприменимо в ученическом сочинении (об этом мы говорим начиная с 5-го класса). Другими словами, необходимы четкое представление о свойствах разговорного и книжного языка, а также многократные и постоянные упражнения. Учащиеся могут сравнить научно-популярный и художественный тексты о храме Покрова (упр. 16), доказать, что приведенное в упр. 19 стихотворение Пушкина – художественный текст, и написать план или тезисы сочинения, эпиграфом к которому послужит это стихотворение.

Умение контролировать собственные высказывания вырабатывается постоянно, а не только на уроках.
Особенно важно формировать умение оценивать высказывание, соглашаться или не соглашаться с другой точкой зрения не по тому, чье это высказывание, а по его смыслу и форме. С этой целью полезно иметь на стенде в кабинете постоянную памятку «Как оценивать высказывание».

1. Правильность понимания проблемы, содержания и формы художественного текста.
2. Композиционная стройность высказывания, логическая последовательность, необходимость и достаточность аргументов, их убедительность.
3. Соответствие высказывания нормам русского языка, точность в употреблении слов, соответствие стиля назначению высказывания; выразительность речи, способность вызвать интерес слушателей.

Чтобы научить ребят слушать и критически оценивать чужое выступление, а также готовить собственное, можно организовать такую работу. Класс делится на три группы (ряда), один из группы оценивает ответ товарища по предложенным критериям, другой после прослушивания высказывает свое мнение, третий добавляет и уточняет оценочное суждение. И коллективно определяется качество высказывания и выставляется оценка.
Хороший результат дает также взаимная проверка, когда соседи по парте обмениваются работами и редактируют их. Полезно воспользоваться принципом деловой игры: каждый выступает в роли редактора, чья задача – довести текст до совершенства. Оценивается не количество найденных у товарища ошибок, а качество исправленного текста.

6-й и 7-й уроки посвящены свойствам художественного текста. У восьмиклассников на смену наивно-реалистическому восприятию произведения приходит понимание художественного текста как искусства слова. Восьмиклассник расстается с примитивным пониманием искусства, когда единственным критерием художественности является сходство изображенного с реальным предметом: хорошо, потому что как в жизни! При этом мысль, которую автор выстрадал и хотел донести до читателя, остается невоспринятой, а искусство для такого человека будет необязательным приложением к настоящей жизни и не сможет оказать преобразующее воздействие на его душу.
С 5-го класса в учебниках определяется особая функция языка в художественном тексте: язык здесь служит изображению картины жизни. Писатель средствами языка создает как бы вторую реальность, художественную действительность, и вымышленные герои живут в нашем сознании. Вместе с тем произведение открывает в хаосе повседневности гармонию и красоту мира и тем самым заставляет нас стремиться к идеалу. Даже показывая пороки, настоящее искусство воздействует на человека, потрясает душу и помогает познать собственные недостатки. И у учащихся должно складываться представление о художественном тексте как о единстве художественного содержания и словесной формы его выражения. Формирование умения эстетически воспринимать художественный текст продолжится в следующих классах.
В учебнике показаны специфические свойства языка художественного произведения. Главное из них – соответствие языка художественной задаче. Писатель выбирает слова той стилистической окраски, которая наиболее точно передает его мысли. Так, изображая далекое прошлое в «Песни о вещем Олеге», Пушкин употребил архаизмы – ныне, сбирается, вещий, отмстить и др., у Чехова в рассказе «Злоумышленник» в речи следователя много слов официально-делового стиля, а речь Дениса насыщена просторечными словами. Писатель может отступить от литературной, правильной речи, как сделал Некрасов в стихотворении «Железная дорога» (вспомним слова подрядчика: Ладно... нешто... молодца!.. молодца!..).

Точность в выборе слова – важнейшее свойство художественного текста. Об этом говорит В.П. Катаев в книге «Трава забвенья», отрывки из которой даны в упр. 8 и 9. Выполняя их, школьники поучатся не только «видеть» нарисованные художником слова картины, но и, внимательно вглядываясь в реальные картины, искать и находить самые точные, единственно верные слова для передачи своего впечатления.
На уроках речь идет о том, что в произведении при создании художественного образа все стороны языка становятся значимыми: и фонетика, и лексика, и фразеология, и грамматика. Например, в стихотворении Пушкина «Анчар» гипербола – один во всей вселенной – и ряд слов с отрицательной эмоциональной окраской – грозный, гнева, мертвую, ядом – передает мысль о том, что это не просто ядовитое дерево, а воплощение смерти. Значительность нарисованной картине придают и славянизмы: древо, потек, раскаленной (рифма подсказывает, что надо читать не [о], а [э]).
Слово анчар как бы вбирает в себя все, что несут другие слова, и образ древа смерти становится необычайно емким, многозначным. Благодаря этому тема стихотворения расширяется, вырастает в размышления о человеке и обществе.
В художественном тексте все средства языка приобретают особую силу, даже служебные слова. Союз но, употребленный в начале предложения: Но человека человек послал к анчару властным взглядом, притягивает внимание к этой строчке, а такое средство, как лексический повтор – человека человек, передает мысль о том, что по природе властелин и раб равны, но один посылает другого на верную смерть не палкой и даже не словом, а только властным взглядом. И мы видим, что необходимы именно такие слова для выражения мысли поэта: вся природа стремится избежать смерти, а человек как будто лишен инстинкта самосохранения, потому что общество людей основано на власти одного человека над другим.

Приведенные в учебнике примеры из произведений А.Фета, М.Зощенко, А.Платонова, М.Булгакова, Н.Заболоцкого должны убедить школьников, что законы художественности – особые законы.
Восьмиклассники и сами попробуют оценить художественное достоинство произведения искусства. По вопросам, поставленным в упр. 6, проанализируют очерк Л.Толстого «Какая бывает роса на траве». По этому образцу самостоятельно (упр. 7) разберут отрывок из рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки», дадут оценку стихам юной поэтессы Вики Ивченко (упр. 2), сравнят стихи А.Ахматовой и А.Прокофьева (упр. 11) и рисунки Н.Кузьмина и В.Фаворского на одну тему, выберут по своему вкусу лучшее и аргументируют свое мнение (упр. 14), напишут критический этюд с оценкой прочитанного произведения (упр. 12), составят другие тексты.

На 8-м уроке по этой теме школьники подумают о том, что отличает великие художественные произведения от просто хороших. Ученые по-разному отвечают на этот вопрос. Мы согласны с теми исследователями, которые считают, что художественный мир бессмертных шедевров многогранен, как сама жизнь. Такие произведения открывают человеку его высокое предназначение, утверждают его достоинство, помогают его совершенствованию. Герои кажутся нам живыми, их судьбы затрагивают личные чувства каждого, мысль раскрывается художественно убедительно, и автор находит для ее выражения нужные слова. В учебнике как пример великого произведения рассмотрено стихотворение Пушкина «Пророк», а в методических рекомендациях приведен отрывок из книги В.С. Непомнящего «Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина». На уроке могут быть прочитаны и обсуждены оба текста, и дома учащиеся напишут эссе «Мои мысли о стихотворении Пушкина "Пророк”» (или «Какие истины открывает людям пушкинский "Пророк”?», «В чем я вижу значение стихотворения Пушкина "Пророк” в наше время» и т.п.).

Важнейшей стороной понимания идеи художественного текста является умение отличить точку зрения автора от позиции рассказчика и героя. Отличие автора от героя не всегда очевидно, в повествовании от первого лица неопытный читатель часто отождествляет их. Тем более трудно отличить точку зрения автора от позиции рассказчика. Мы уже немало говорили о способах выражения позиции автора (темы: «Юмор в произведениях словесности», «Герой произведения и его автор» – 6-й класс, «Сказ», «Стиль», «Роды словесности», «Эпические произведения» – 7-й класс, «Словесные средства выражения комического», «Художественность произведения» – 8-й класс). Специально об этом речь пойдет на одном из уроков по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении». На уроке можно вместе прочитать и прокомментировать рассказ М.Зощенко «Монтер» и §  74 учебника, а затем учащиеся определят идею произведения. Другой вариант – предложить учащимся, прочитав рассказ и раздел учебника, ответить на вопросы:

1) Как язык рассказа помогает нам понять, какое слово принадлежит герою, какое – рассказчику?
2) Как выражена авторская точка зрения?
3) Что нового открыл автор в рассказе «Монтер»?

Сравним реплику монтера: Пущай не поет. Наплевать на него. Раз он в центре сымается, то и пущай одной рукой поет, другой свет зажигает. Думает – тенор, так ему и свети все время. Теноров нынче нету! – и рассуждение рассказчика: Так что они оба-два представляют собой одинаковую ценность. И нечего тут задаваться: дескать, я – тенор. Нечего избегать дружеских отношений. И сымать на карточку мутно, не в фокусе!
Восьмиклассники легко заметят в обоих высказываниях нарушение норм литературного языка, разговорные и просторечные слова, речевые штампы. И сделают вывод о сходстве не только в речи, но и во взглядах героя и рассказчика. Рассказчик полностью разделяет обиду монтера на тенора. А нам симпатичны эти герои? Что проявилось в словах и поступках монтера – отстаивание своих прав или спесь и мелкая зависть? Почему мы так решили? Потому что читатель знакомится с точкой зрения автора, не совпадающей с мнением рассказчика. Как же она выражена?
Автор наделил своих героев такой речью, которая выдает их невежество. Монтер пытается доказать свою значительность не отличной работой в театре, а тем, что срывает спектакль. Тем не менее рассказчик считает, что монтер прав только потому, что он рабочий. Автор же высмеивает своих героев, показывает также несостоятельность официального лозунга свободы и равенства. Он убеждает нас, что его герои – воинствующие невежды, решившие, что имеют право диктовать свою волю творческому человеку. Такая позиция не только безнравственна, но и опасна для общества.

Работая над этой темой и выполняя разнообразные упражнения, восьмиклассники будут учиться различать героя, рассказчика, автора, понимать точку зрения автора, обращая внимание на сюжет и композицию эпического произведения, на особенности лексики и синтаксиса, на формы словесного выражения (повествование, описание и др.).
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (13.05.2012)
Просмотров: 4827 | Теги: русский язык в школе, преподавание русского языка и литер, методические рекомендации для учите, русский язык планирование | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0