Главным стержнем программы в седьмом
классе является проблема стиля и
стилистической окраски высказывания. Так, на
уроке, посвященном теме «разговорный язык»,
эта разновидность языка предстает как целостная
система стилистических возможностей языка.
Учащиеся знакомятся с отличительными свойствами
разговорного языка и говорят о том, как, отбирая
необходимые языковые средства и организуя их,
автор добивается наибольшей выразительности
текста. В этом специфический подход к теме,
который отличает уроки словесности от уроков
русского языка. Школьники убедятся, что
разговорный язык очень богат, а текст, в котором
он использован, становится ярким и
выразительным. Такие знания помогут учащимся
замечать стилистическую окраску текста,
создавать удачные устные и письменные
высказывания. Учитель найдет характеристику
свойств разговорного языка в книге Р.И.
Альбетковой «Методические рекомендации к
учебнику "Русская словесность. От слова к
словесности. 7-й класс”» (М.: «Дрофа», 2000), а более
полно – в книге О.Б. Сиротининой «Что и зачем
нужно знать учителю о русской разговорной речи»
(М., 1996).
Работу на уроке можно организовать так.
Предложим учащимся внимательно прочитать § 5 и § 6
и ответить на вопросы:
1. Какие формы словесного выражения
используются в разговорном языке?
2. Каковы особенности синтаксиса и каковы
особенности лексики?
Общими силами ответ будет найден и
записан в тетрадях (запись примерная).
Признаки разговорного языка: 1)
неподготовленный диалог или монолог
(импровизация, вызванная ситуацией); 2) простой
синтаксис – неполные предложения, повторы,
необязательные слова, уточнения, отсутствие
причастных и деепричастных оборотов; 3)
использование различной лексики в зависимости
от темы, в том числе разговорных и, возможно,
просторечных слов.
Затем можно приступить к выполнению
упр. 4. Семиклассники подумают над тем, как
разговорный язык служит средством сообщения
информации и воздействия на слушателей в ответе
Д.С. Лихачева на вопросы телеведущего. Учитель
предложит найти в высказывании Лихачева
признаки разговорного языка. И ребята увидят, что
это запись устной речи, а не созданный
заранее текст. Он рождается непосредственно в
момент высказывания, в ответ на вопрос.
Предложения 1-е и 2-е – неполные, смысл их понятен
из ситуации. Фразы короткие и связаны не так, как
в подготовленном тексте, они поясняют или
уточняют сказанное ранее, присоединяются к
предыдущим и составляют цепочку. Словосочетания
более свободны, чем в литературном языке: к
агрессивности к страшной, на помойках на
всяких – определения стоят после
определяемого слова, повторяются предлоги. В
ответах нет причастий и деепричастий,
использована общелитературная лексика, есть как
книжные слова (гуманитарной, терроризировать,
духовной культуры, экспансия), так и чисто
разговорные обороты (мы все пропадем;
понимаете, ведь дело дойдет до того; и мне
биолог говорил). Предложения связываются друг
с другом по иным правилам, чем в литературном
языке: в устной речи нельзя зачеркнуть
неправильное, зато можно после неточного слова
сказать более точное: и один человек может,
сможет...; животными... птицами... Текст строится
по мере того, как созревает мысль. Сначала идут
два предложения – непосредственный ответ на
вопрос (если бы ученый писал статью, он начал бы с
тезиса), а потом формулируется тезис: XXI век
должен быть веком гуманитарной культуры. Затем
говорится об опасности отсутствия такой
культуры и приводятся аргументы: о террористе с
карманной атомной бомбой, о росте агрессивности,
дается иллюстрация – экспансия чаек – и
делается неожиданный на первый взгляд, но
совершенно верный вывод – человечество может
уподобиться хищным чайкам и будет жить на
помойках.
Теперь надо объяснить, почему в
интервью ученого уместен разговорный язык.
Школьники заметят, что его рассуждение обращено
не к специалистам, а к каждому человеку, и ученый
доказывает свою мысль, подбирая слова, понятные
любому. При этом проявляются свойства личности
говорящего, его глубокий ум, богатый жизненный
опыт, позиция гражданина, высокая общая культура
и культура речи. Благодаря использованию
разговорного языка с его выразительными
средствами он добивается убедительности речи.
На том же уроке школьники увидят, как и почему
используется разговорный язык в художественном
произведении, и вспомнят (об этом шла речь в 5-х и
6-х классах), что это не точная передача нашей
повседневной речи, а изображение разговорного
языка, созданное писателем с художественной
целью. Учащиеся прочитают § 7, рассмотрят, как
проявились признаки разговорного языка в
монологе Илюши из рассказа «Бежин луг» И.С.
Тургенева (упр. 5), и подумают, как это служит
характеристике персонажа (Илюша, хороший
рассказчик, конечно, не владеет литературным
языком, отличается от других мальчиков тем, что
знает много таинственных, странных, мистических
историй, и, завершая рассказ кульминационным
эпизодом, ярко описывает предметы, передает
состояние Ермила).
Дома школьники выполнят упр. 17 – опишут
натюрморт Ф.Толстого средствами разговорного
языка, то есть так, как они рассказали бы о
картине своему приятелю. Так они будут
постепенно овладевать умением прибегать к той
разновидности языка, которая необходима в данной
ситуации, поучатся создавать текст, применяя
разговорный язык, используя его выразительные
возможности. На последующих уроках учащиеся
проанализируют приведенные в учебнике тексты и
напишут собственные. Все это поможет
формированию культуры устной разговорной речи,
развитию умения вести диалог, доказывать свою
мысль и интересно рассказывать об увиденном,
услышанном, прочитанном.
Остановимся на уроке о стилистической
окраске слова в художественном произведении.
В § 33 учебника рассмотрен знакомый
семиклассникам текст – стихотворение
Н.А. Некрасова «Железная дорога». Мы взглянем
на него с особой точки зрения, характерной для
уроков словесности: подумаем, как
стилистическая окраска слов служит выражению
идеи текста. Вот примерные вопросы, которые
помогут увидеть это.
1. Как вы думаете, кем является человек,
который тонко чувствует красоту природы, создает
звучные стихи и умеет найти точные и красивые
эпитеты – лед неокрепший, под сиянием лунным, яркое
сравнение – словно как тающий сахар?
2. Найдите в первой части стихотворения
разговорные слова и выражения и подумайте, какое
значение имеет их употребление здесь.
3. Какова стилистическая окраска выражений: родимую
Русь, дороженька, с матушки Волги? В чем их
значение?
4. Вот словесный ряд: усталые силы, в мягкой
постели, выспаться можно. О чем говорят эти
слова?
5. Поэт использует в одном стихотворении и
поэтическую лексику, и разговорные, и
народно-поэтические слова. Выражению какой мысли
это служит?
Ученики скажут, что о природе пишет
поэт, владеющий литературным языком. Этот
человек, сам труженик, знает много о крестьянской
жизни, сочувствует простому крестьянину,
радующемуся окончанию летней страды. Он
употребляет разговорные слова: славная,
ядреный, студеная, кочи (обл.) и
народно-поэтические выражения, потому что
смотрит на природу глазами простого человека,
крестьянина. А учитель углубит сказанное: «Это
верно, но дело не только в том, что такие слова
употребляют крестьяне, а в том, что картина
природы предстает прекрасной и гармоничной
благодаря такой стилистической окраске текста,
где на равных присутствуют слова разговорные
и поэтические... Тем самым Некрасов утверждает,
что народная точка зрения – высокая и
поэтическая, а сам народ в стихотворении
изображен не только как создатель всех
материальных ценностей – от железной дороги до
великолепных дворцов, но и как творец
поэтического мира...».
А затем семиклассники прочитают § 33 и
поработают над упр. 1. Они рассмотрят отрывки из
поэм «Мцыри» и «Песня про... купца Калашникова»
М.Ю. Лермонтова и подумают, почему в одной поэме
преобладают слова и выражения книжного языка, а в
другой – народно-поэтические. В поэме «Мцыри»
речь ведет поэт-романтик, а в «Песне...» – гусляры.
Образ рассказчика – один из главных
компонентов художественного произведения –
позволяет проникнуть в его смысл. И
стилистическая окраска текста в поэме «Мцыри»
служит утверждению романтического идеала
активной, свободолюбивой личности, а в «Песне...»
такая окраска говорит о народном идеале –
человеке смелом, наделенным чувством
собственного достоинства, высокой
нравственностью. |