Четверг, 25.04.2024, 01:25


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [12]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [5]

Главная » Статьи » ПЛАНЫ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА «ТЕКСТ» НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ В 9 КЛАССЕ
В девятом классе завершается второй концентр изучения предмета «словесность», и здесь есть свое главное направление в работе. Вырабатывается понимание, во-первых, законов употребления языка как системы, позволяющей ему служить материалом словесности, и, во-вторых, художественного произведения как искусства слова. Знания школьников о языковых средствах выражения художественного содержания постепенно расширяются и систематизируются, возникает важнейшее читательское умение – образный анализ текста в процессе чтения, чуткость к слову, внимание к тем средствам языка, которые выражают именно это конкретное содержание. Приемы анализа текста, освоенные на уроках словесности, постепенно превращаются в навык.
По сути, весь курс 9-го класса – это совершенствование умения воспринимать текст как явление искусства. Приводятся в систему знания о выразительных ресурсах языка, говорится о том, что художественное произведение – это средство эстетического освоения действительности, показывается, как жизненный факт превращается в явление искусства слова. Остановимся лишь на нескольких уроках, чтобы показать своеобразие изучения предмета в 9-м классе.

По теме «Жизненный факт и поэтическое слово» один из уроков посвящен проблеме претворения жизненных впечатлений в явление искусства. В учебнике этой проблеме посвящен разбор стихотворения Пушкина «Вновь я посетил...». Работа в классе ведется над текстом фрагмента стихотворения и комментариями, данными в § 28 учебника. Сравнивается художественный текст с отрывком из письма, в котором поэт пишет жене о своем впечатлении от увиденного в Михайловском. В письме обращаем внимание на такие слова и словосочетания: около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уж не пляшу... А в стихотворении картина окрашена совсем иным чувством, потому что впечатление стало основой размышлений поэта о смысле жизни, о смене поколений, и в увиденном ему открылся новый смысл.
Чтобы понять, как это произошло, предложим учащимся вдуматься в слова, которыми нарисована картина. Этому могут помочь вопросы:

1. Обратите внимание на стилистическую окраску слов, на звучание стиха, на инверсию. Какое чувство возникает при чтении стихотворения?
2. Найдите метафоры и сравнения в описании сосен. Какую мысль раскрыл поэт с их помощью?
3. Вдумайтесь в предложение: Здравствуй, племя, младое, незнакомое! Почему оно звучит как обращение к грядущим поколениям?
4. Покажите, как в художественном тексте в словах возникает новый, переносный смысл.

Школьники отметят славянизмы, например, младая роща (не молодая!); обнаружат, что метафора зеленая семья и сравнение кусты, как дети, способствуют возникновению в словах переносного смысла, связанного с понятиями дома, семьи, рода. И вот уже читатель начинает понимать, что речь идет не только о сосновой поросли, но и о будущих поколениях, которые придут на смену ныне живущим: Здравствуй, племя младое, незнакомое! Обратим также внимание на восклицательную интонацию фразы, на паузы после каждого слова, на инверсию и обращение. Теперь слова приобрели особую значительность, превратились в символы.
Подумаем над словами Г.О. Винокура: «Смысл литературно-художественного произведения представляет собой известное отношение между прямым значением слов, которыми оно написано, и самим содержанием, темой его. Язык с своими прямыми значениями в поэтическом употреблении как бы весь опрокинут в тему и идею художественного замысла, и вот почему художнику не все равно, как назвать то, что он видит и показывает другим». Так, вникая в слова, отобранные и организованные поэтом, опираясь на суждение Г.О. Винокура, школьники определят тему лирического текста – мысль о будущих поколениях, о взаимоотношении поколений – и его идею – оптимистический взгляд в будущее. (Вспомним, что в лирике тема – то, о чем поэт размышляет под впечатлением явлений жизни, а идея – оценка явлений в свете эстетического идеала.)
По этому образцу девятиклассники смогут проанализировать стихотворение Н.Заболоцкого «Прохожий» (упр. 2), реальная основа которого описана в воспоминаниях Н.К. Чуковского, приведенных в учебнике. Начало стихотворения буднично, о прохожем говорится стилистически нейтральными словами.

Исполнен душевной тревоги,
В треухе, с солдатским мешком,
По шпалам железной дороги
Шагает он ночью пешком.

Но уже первая строка неуловимо напоминает пушкинское: Духовной жаждою томим. Вдруг в серенький пейзаж из-за края амбара врывается лунный свет, словно с трудом пробиваясь сквозь привычную прозу жизни. И картина меняется, появляются слова, связанные с миром природы, – в весеннюю глушь, сосны, а слова к погосту, сравнение словно скопища душ говорят о чем-то нематериальном, и прохожий оказывается не на привычной дороге от станции к поселку, а в темном чертоге вселенной. При этом расширяется значение слова прохожий: это не случайный встречный, а человек, проходящий свой жизненный путь, это живая людская душа, чувствующая свое единство с миром. И тогда преображаются реальные предметы: и луна, и сосны, и могила летчика, и сонная листва, и шуршание почек – все величие и гармония мира оказываются родственными этой живой душе, ее пронзает

Тот дивный покой, пред которым,
Волнуясь и вечно спеша,
Смолкает с опущенным взором
Живая людская душа.

И она поднимается над повседневностью. Горе и тревоги не исчезли, но они стали маленькими, жалкими и смешными, недаром о них сказано с юмором:

А тело бредет по дороге,
Шагая сквозь тысячи бед,
И горе его, и тревоги
Бегут, как собаки, вослед.

Итак, какова тема стихотворения? Оно о смысле жизни, о выпрямлении, преображении прохожего при общении с природой, о том, как задавленный заботами человек обретает гармонию с миром. На своем жизненном пути прохожий переживает тысячи бед, но этими бедами жизнь не исчерпывается, в ней есть нечто более значительное и высокое – эту идею и открывает нам поэт. Так реальные впечатления превратились в художественные образы, слова, не утрачивая своего прямого значения, приобрели более глубокий смысл.

Тема еще одного урока – «Что такое художественная правда». В учебнике тема раскрывается на примере изображения героини повести Лермонтова «Тамань». В результате рассуждений приходим к выводу: «Художественная правда состоит не в сходстве нарисованной картины с реальным фактом, а в том, чтобы картина наилучшим образом служила решению художественной задачи, чтобы мысли, выраженные в картине, были глубокими и истинными, а поэтический язык – точным и ярким. Художественно правдивыми могут быть как правдоподобные, так и условные образы».

По этой теме может быть проведен урок-семинар, материалом для которого послужат упражнения 3, 4, 5: сопоставление художественного текста – фрагмента поэмы Некрасова «Русские женщины» (встреча княгини Волконской с мужем), и отрывка из «Записок княгини М.Н. Волконской», где рассказывается об этом же, и двух иллюстраций к поэме, помещенных в учебнике. Этот материал может стать интересным и для учащихся, и для учителя, а значит, создает возможность настоящего диалога.
Семинар, даже проводимый по заранее данным вопросам, отличается от урока-беседы. В беседе каждый ученик (в идеале) должен быть готов ответить на все вопросы, и потому его ответы в лучшем случае оказываются поверхностными. В семинаре же каждый ответствен за определенный «участок», а потому в ответе обнаруживает более глубокие знания.
Семинару предшествует серьезная подготовка. Кому-то надо поручить выразительное чтение текста, создать несколько рабочих групп, которые подготовят доклады или сообщения, определить оппонентов – они продумают собственное мнение по одному из вопросов и выступят на семинаре. Надо подготовить вопросы для обсуждения, они должны заключать в себе возможность разных ответов. На этом семинаре вопросы могут быть такими:

1. Почему Некрасов соединил два эпизода «Записок» в один, изобразил встречу княгини с мужем не в тюрьме, а в руднике? Можно ли назвать это изображение правдивым?
2. В чем отличие героини поэмы от прототипа и какую идею выразил поэт, рисуя этот образ в поэме?
3. Рассматриваем две иллюстрации к эпизоду в руднике. Что в тексте поэмы дает возможность художникам по-разному представить картину? В чем отличие словесного изображения от рисунка?

В сообщении по первому вопросу будет сказано, что творческая фантазия поэта преобразила эпизод, сохранив главное. В поэме встреча изображена так:

Невольно пред ним я склонила
Колени, – и, прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила!..

В «Записках» тоже говорится о таком поступке: Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом – его самого. Но реально встреча героини с мужем происходила в тюрьме, в присутствии одного только начальника рудников, который, как пишет Волконская, был поражен изъявлением моего уважения и восторга к мужу, которому он говорил «ты» и с которым обходился как с каторжником. В поэме же свидетелями встречи стали все каторжники. Благодаря этому отступлению от правды факта интимная встреча превратилась в событие, в выражение преклонения перед другими узниками. Некрасов пишет поэму в 1872 г., в пору подъема движения народников. Поэт восхищается подвигом декабристов, видит в них пример гражданственности. И эта сцена в руднике оказалась ключевой для воплощения идеи поэмы.
«Записки» Волконской тогда еще не были опубликованы, и сцена в руднике многим критикам показалась психологически недостоверной. Но порыв героини не был выдуман Некрасовым, он только перенесен в другие обстоятельства и объяснен иначе, чем в «Записках». Поэт сознательно изменяет мотивы поведения персонажа, усиливает черты героизма, то есть решает определенную художественную задачу.

Авторы второго доклада отметят, что образ героини поэмы не вполне соответствует облику реальной княгини Волконской. Некрасов рисует ее порыв как выражение солидарности с убеждениями декабриста, а в «Записках» мотивы ее поведения объяснены иначе: Действительно, если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и политический бред, все же справедливость требует признать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело свое. В действительности Волконская, как и другие декабристки, ехала в Сибирь по долгу жены, выражала уважение к стойкости мужа, жертвующего всем за свои убеждения, оценивала его с моральной позиции, а вовсе не была идейной соратницей декабристов. Об этом она недвусмысленно пишет в воспоминаниях. И это нисколько не умаляет значения ее подвига, ведь она не менее твердо и решительно, чем декабрист Волконский, жертвует всем ради выполнения своего христианского долга. Но художественная задача, которую решал Некрасов, вовсе не в том, чтобы исследовать мотивы поведения исторического лица, а в том, чтобы воспеть подвиг декабристок, выразить преклонение перед их духовной высотой. И потому он наделяет человека, принадлежащего к прошлому поколению, чертами героя своего времени, и это не противоречит художественной правде, потому что образ верно отражает мысли и настроения той эпохи.

Недаром Некрасов пишет поэму, этот лиро-эпический жанр дает возможность открыто выразить отношение автора к изображаемому. Важную роль при этом играет стихотворная форма: углубляется смысл каждого слова, усиливается эмоциональная насыщенность эпизода. (Об этом говорилось неоднократно на уроках словесности.) Хорошо, если докладчикам удастся показать, как словесными средствами поэт передает свою оценку события, если они заметят роль стилистической и эмоциональной окраски слов, повторов и инверсий, интонации, сопоставления и противопоставления слов.

В третьем докладе авторы выскажут свое отношение к иллюстрациям, покажут своеобразие словесного изображения. Такая работа проводится с самого начала изучения словесности, она учит вниманию к поэтическому слову и наблюдательности, помогает яснее увидеть специфику словесного образа.
Оппоненты выскажут свое отношение к содержанию сообщений, возможно, в чем-то не согласятся с авторами. А класс примет участие в дискуссии, если она возникнет, и оценит все выступления по определенным критериям, с которыми учащиеся знакомы (см. выше).
В заключение учитель подведет итоги: сформулирует важнейшие выводы, к которым пришли учащиеся, выскажет свое мнение о достоинствах и недостатках выступлений, выставит оценки.

Итак, в результате изучения проблемы текста на уроках словесности учащиеся к концу 9-го класса должны овладеть (хотя бы частично) умением эстетически воспринимать художественный текст и создавать собственные правильные и выразительные высказывания. Что значит «эстетически воспринимать текст»?

Во-первых, это – умение зрительно представить себе изображенную картину жизни как реальную, вообразить героя, понять его мысли и чувства, мотивы его поступков, сопереживать герою, волноваться при неожиданных поворотах сюжета в эпическом и драматическом произведении, проникнуться настроением, переданным в лирике, испытывать особое наслаждение от совершенства формы художественного текста.

Во-вторых, это умение анализировать текст в процессе чтения. Понимать значение стилистической окраски слов, принадлежности текста к определенному роду и жанру словесности. Оценивать художественный текст с точки зрения соответствия языковой формы задаче, которую решает автор, понимать тему и идею, выраженную средствами языка, замечать функцию различных сторон поэтического языка. Понимать, что же сказал автор читателю средствами художественного слова, открывать смысл прочитанного.

Такое умение самостоятельно понимать текст и ощущать его красоту – важнейшая предпосылка возрождения интереса к чтению. Однако, чтобы оно произошло, необходима дальнейшая работа. Надо, чтобы понимание функции выразительных средств языка, словесной формы раскрытия художественного содержания совершалось непосредственно в процессе чтения, даже первого чтения, как обычно читают люди «для себя». Чуткий читатель не раскладывает текст по полочкам, а ощущает себя внутри художественной действительности, понимает значение именно такого построения произведения, восхищается удачным образом, метким эпитетом, неожиданной рифмой. Он испытывает радость от знакомства с личностью автора, с его взглядом на мир, с его эстетическим идеалом. И если автор его убедил, он захочет соответствовать этому идеалу. Начало выработке такого умения положено в 7–9-х классах, и оно будет совершенствоваться в третьем концентре изучения словесности – в 10–11-х классах
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (13.05.2012)
Просмотров: 4198 | Теги: русский язык в школе, преподавание русского языка и литер, методические рекомендации для учите, русский язык планирование | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0