Пояснительная записка
Цель литературного образования – становление
духовного мира человека, создание условий для
формирования внутренней потребности личности в
непрерывном совершенствовании, в реализации и
развитии своих творческих способностей.
Именно достижению этой цели призваны служить
дополнительные занятия по литературе. На
занятиях литературного кружка предполагается
работа по нескольким направлениям:
1) совершенствование навыков выразительного
чтения художественного произведения с
сочетанием музыки.
3)формирование навыков сочинения прозаических и
лирических произведений,
4)развитие умения музыкально-художественного
оформления своих творческих работ.
Программа рассчитана на 18-20 часов и содержит
как теоретические, так и практические занятия.
Итог деятельности кружка – выпуск
литературно-музыкального сборника с
произведениями собственного сочинения,
презентация его перед публикой.
Цели и задачи кружка:
- Обучение учащихся выразительному чтению
художественных произведений; первоначальное
знакомство с мастерством художественного слова.
- Дать понятие о «музыкальности» поэзии и
развивать у детей чувствовать музыку в
поэтических строках.
- Обучение учащихся приемам и навыкам работы с
поэтическим текстом, умению элементарного
анализа текста, видению средств выразительности
поэтического языка.
- Обучение учащихся созданию своих композиций на
программах «гараж», «подскат» операционной
системы Makintoch.
Дети, работающие по данной программе, к
концу года обучения должны
Знать:
- Звуковые направленности стиха (инструментовка
стиха, использование терминологии,
принадлежащей музыкальному искусству,
музыкальная жанровость в стихотворении)
- Поэтов серебряного века.
- Стили сложения стиха разных народов.
- Приобретать навык работы на компьютере с
программами «гараж», «подскат» на Maсintosh.
Уметь:
- Выразительно читать стихотворения, правильно
интонируя их с сочетанием музыки.
- Выделять в тексте основные категории
музыкальности стихотворения.
- Видеть поэтический образ, характер, чувствуя
настроение, переданное поэтом и подбирать
соответствующую музыку.
- Создавать собственные стихотворные
произведения заданной тематики.
- Создать литературно-музыкальную композицию по
определенной теме.
Педагогические принципы
Дифференцированный подход к образованию
ребенка, учет его индивидуальных возможностей и
способностей; уважение личности; использование
метода предметного обучения; достижения
качества, самостоятельного поиска
художественного решения: предоставление условий
для участия в разнообразной деятельности.
1. Введение
Знакомство с целью, задачами, программой,
условиями работы кружка.
2. Основы анализа лирического произведения
Понятие музыкальности поэзии. Анализ работ
известных мастеров художественного слова.
Средства передачи образности языка
произведения-оригинала. Подбор музыки к текстам.
3. Работа над творческим самовыражением
Методы творческого самовыражения. Создание
характерных образов средствами слов, рисунков,
фотографии. Подбор музыки к собственному
творчеству.
4. Работа на компьютере
Создание на программах фрагментов композиций.
5. Итоговая работа. Выпуск литературного
альманаха
Понятие «литературный альманах». Выбор
материала и подготовка своих творческих работ к
печати. Работа над художественно-музыкальным
оформлением альманаха на компьютере.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№№ |
Название темы |
Колич.часов |
1. |
Введение |
1 |
2. |
Основные категории музыкальности поэзии. |
1 |
3. |
Особенности японского стихосложения хокку. |
1 |
4. |
«Скрытая музыка» в поэзия серебряного века. |
1 |
5. |
Анализ и выразительное чтение стихотворений
поэтов серебряного века. |
1 |
6. |
Подбор музыки к стихотворениям. |
1 |
7. |
Создание подкаста к стихам |
1 |
8. |
Пастернак и Алампа в «персимфансе»
серебряного века. |
1 |
9. |
Мелодичность в строках лирики Алампа. (в
переводе) |
1 |
10. |
Созвучие хомуса и поэтических строк. |
1 |
11. |
Создание подкаста к стихам. |
1 |
12. |
Анализ собственных творений. |
1 |
13. |
Передача образа с помощью авторских снимков. |
1 |
14. |
Музыка к собственным стихам. |
1 |
15. |
Выразительное чтение с музыкой своих
сочинений. |
1 |
16. |
Понятие «литературный альманах». Подготовка
материалов для литературного альманаха. |
1 |
17. |
Художественное оформление альманаха. |
1 |
18. |
Презентация альманаха. |
1 |
Дифференцированный подход к образованию
ребенка с применением инновационной технологии:
учет его индивидуальных возможностей и
способностей, уважение личности, достижения
качества, самостоятельного поиска
художественного решения, предоставление условий
для участия в разнообразной деятельности –
может сыграть немаловажную роль в формировании
поликультурной компетентности и
интегративности в условиях внедрения ФГОС. Детям
предоставляется возможность реализовать своих
способностей и возможностей на
интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном
уровне. Способствует эффективной подготовке к
ЕГЭ в старших классах, выявляет талант, даст
познать себя полезным для общества, для родных и
близких, для себя. |