Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мимо скольких интересных
событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их! Мир
полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом
деле является наша способность исследовать окружающий нас мир. Всем
известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а
можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных
опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно
самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые
получены путём выучивания. В последние десятилетия стала ощутимой
потребность в думающей, ищущей и творческой личности. В психологической и
педагогической литературе появилось немало трудов, посвящённых
формированию творческой личности.
Является ли такая социальная потребность скоропреходящей модой или она
отражает закономерные сдвиги в развитии общества? Второе предположение,
на мой взгляд, ближе к истине. И вот почему. Проблемы социальных
отношений, производства, науки, техники, быта и общения людей уже
настолько усложнились, что решать их по чьим-то указаниям в каждом
конкретном случае оказывается всё труднее, а нередко и просто
невозможно. Человеку приходится самому думать, искать, перебирать,
взвешивать и оценивать разные варианты действий и находить единственно
правильное решение. Таким образом, потребность в творческих людях будет
только нарастать. И важно разобраться подробнее, как это можно сделать в
условиях школы. Одной из ведущей деятельности в школе, на мой взгляд, и
должна быть исследовательская работа, построенная целиком и полностью
на творчестве, которому нужно учить с раннего возраста.
Прежде чем внедрять что-то новое в процесс образования, учитель
должен хорошо себе представлять саму суть этого нового введения, уметь
предугадывать, предполагать результаты своей творческой работы. Чтобы
учить детей творить, учителю в первую очередь самому нужно быть творцом
своей деятельности, самому учиться делать открытия и вести за собой
ребят. Только личность, умеющая заинтересовать и повести за собой,
сможет добиться хороших результатов в процессе учёбы.
С исследовательской деятельностью я познакомилась ещё будучи студенткой
БГПИ, защитила дипломную работу на тему: "В.В.Розанов о русской
литературе ХIХ века. Творческий метод
писателя". Собрав большой материал о В.В.Розанове, прочитав его
литературные произведения, критические статьи, успешно защитив дипломную
работу, я решила использовать накопленный мною материал на уроках
литературы в школе. Актуальность данного материала состоит в том, что
Розанов несправедливо был забыт и долгое время оставался за гранью
литературы. И дело вовсе не в том, что он мало был кому интересен, а в
том, что Розанов – личность сложная и дать ему какую-либо конкретную
характеристику было затруднительно. Он далёк от традиционного понимания
писателя, а мы так к этому привыкли и не можем представить, что на
писателей возможны другие точки зрения. Он противоречив, а мы привыкли
получать информацию конкретную, не допускающую противоречий. Прежде, чем
прийти к окончательному решению, нужно так много передумать и
переосмыслить. Только понимая это, современный читатель сможет понять
Розанова и высоко его оценить. Этот писатель необходим в наше время, так
как его оценки помогают разобраться в писателях, с которыми мы часто
встречаемся в своей повседневной жизни. Интерес к этой замечательной
личности возрастает с каждым годом. Критики всё чаще обращаются к
работам В.В.Розанова. Наследие писателя обширно и включает в себя более
30 книг по философии, истории, религии, морали, литературе, культуре.
Его творчество – одно из наиболее неоднозначных явлений русской
культуры, чем и объясняется розановское "забвение".
Розанов удивительно современен, «ужасающе современен», как отозвался о
нём крупный английский писатель Д.Г.Лоренс. Действительно, розановское
слово живо, как будто написано в наши дни. Его оценки интересны и
убедительны, они помогают решить многие проблемы в понимании русской
классики.
Имея желание познакомить учащихся с новым писателем, я поставила перед собой цель: "Разработать цикл уроков по розановским произведениям и ввести их в школьную программу".
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
1. Познакомить учащихся с новым писателем.
2. Изучить литературные произведения и критические статьи В.В.Розанова.
3. Разработать цикл уроков по теме исследования.
4. Предположить жанр розановских работ и стиль его написания.
5. Рассмотреть его взгляды на литературу в целом и на конкретных писателей.
6. Определить позицию Розанова, с которой он анализирует творчество
русских писателей. Проследить, как изменялся его взгляд на них.
7. Продолжить разработку и освоение метода комментирования наследия В.В.Розанова.
8. Сравнить оценки Розанова с оценками других, известных нам по школьной программе, критиков.
9. Дать оценку Розанову в наши дни.
10. Определить значение его работ.
Планирование уроков по теме исследования
Текущая литературная тема (российская программа)
|
Класс
| Рекомендуемые уроки по В.В.Розанову
| Кол-во уроков
|
Форма урока
|
| 9 кл.
| 1. В.В.Розанов. Жанр трилогии «Уединённое» и «Опавшие листья».
| 1 час
| Урок-исследование
|
Лирика А.С.Пушкина
| 9 кл.
| 2. А.С.Пушкин глазами В.В.Розанова и В.Г.Белинского.
| 1 час
| Урок-сравнение
|
Лирика М.Ю.Лермонтова
| 9 кл.
| 3. В.В.Розанов о лирике М.Ю.Лермонтова
| 0,5 час
| Элемент урока
|
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
| 9 кл.
| 4. В.В.Розанов о творчестве Н.В.Гоголя. За и против.
| 1 час
| Урок-диспут
|
И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе»
| 10 кл.
| 5. «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева и трилогия В.В.Розанова. Сравнительный анализ произведений.
| 1 час
| Урок-сравнение
|
Лирика Н.А.Некрасова
| 10 кл.
| 6. В.В.Розанов о лирике Н.А.Некрасова
| 0,5 час
| Элемент урока
|
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
| 10 кл.
| 7. «Легенда о Великом инквизиторе» В.В.Розанова как разговор о романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
| 1 час
| Урок-размышление
|
Л.Н.Толстой «Война и мир»
| 10 кл.
| 8. В.В.Розанов «Забытое возле Л.Н.Толстого».
| 1 час
| Внеклассное чтение
|
В 9 классе был проведён урок-исследование по теме: "В.В.Розанов. Жанр трилогии "Уединённое" и "Опавшие листья".
План урока.
1. Вступительное слово учителя.
2. Определение темы, постановка цели урока.
3. Сообщение "Жизненный и творческий путь В.В.Розанова".
4. Открытие Розановым нового литературного жанра.
5. Исследовательская работа «Уединённое». Тематика и специфика книги».
6. Исследовательская работа "Тематика "Опавших листьев» В.В.Розанова".
7. Своеобразие трилогии.
8. Розановский стиль глазами Жоржа Нивы.
9. Жанр трилогии "Уединённое" и "Опавшие листья".
10. Актуальность творчества Розанова в наши дни.
11. Подведение итогов уроку.
В заключении урока было проведено анкетирование ребят по вопросам:
1. Понравился ли вам урок? Чем?
2. Заинтересовал ли вас В.В.Розанов как писатель?
3. Хотели ли вы продолжить работу с его произведениями, узнать его оценки литературы и оценки отдельных писателей?
Результаты опроса учащихся: понравилось выступление исследовательской
группы; интересна подача, размещение предложенного на уроке материала;
смелые, меткие высказывания писателя; соединение в одном произведении
противоречивых взглядов одного и того же человека; хочется получить о
В.В.Розанове больше информации. Таким образом, данный вид урока вызвал
интерес учащихся и желание проводить подобные уроки в дальнейшем.
С некоторыми заданиями исследовательского характера, которые уже использовались на уроках, мне бы хотелось вас познакомить.
После урока по анализу поэтического текста в 6 классе можно провести
итоговую работу «Стихотворение Н.А.Заболоцкого "Журавли" и картина
А.А.Рылова "В голубом просторе". Чем близки эти произведения и чем
различаются?" (Картина «В голубом просторе» А.А.Рылова приводится в
самом учебнике за 6 класс. Автор-составитель В.П.Полухина. Ребята должны
были проследить не только формальные сходства и различия, но и уделить
внимание настроению произведений, краскам и звукам).
В результате у ребят получились совершенно не похожие друг на друга
работы. Это говорит о том, что не учитель «заставил» увидеть сходства и
различия произведений, а ученики открыли перед учителем свой мир
представлений и ощущений.
Привожу в пример лучшие работы из класса:
- На картине А.А.Рылова "В голубом просторе" крупным планом
показаны журавли. Они здесь главные герои. Мы делаем такой вывод потому,
что остальные предметы находятся вдали, они второстепенные (сходство с
Заболоцким). Вожака не видно (отличие), но его легко представить, ведь
журавли летят, образуя на небе треугольник, угол которого скрыт от глаз
зрителя. Стая доверяет ему, ведь журавли летят не хаотично, а
выстроившись в определённом порядке (сходство). У Заболоцкого «вожак
ведёт немногочисленный народ", У А.А.Рылова также журавлей немного.
Далее Заболоцкий говорит о прозрачном озере, и я, читая стихотворение,
даже представляла себе его границы, а у Рылова показанное на картине
больше походит на море. Скорее всего это бухта, на горизонте
прослеживается очертание берега. У Заболоцкого чёрное дуло показалось из
кустов. У Рылова «чёрного дула» на картине нет, хотя его легко можно
представить, мысленно дорисовать. Гора отдалена от наших глаз, и человек
с ружьём будет на ней не заметен, да и расстояние приличное до птиц,
вряд ли патрон долетит до цели. Я думаю, что журавлям не стоит
беспокоиться, ничего им здесь, в голубом просторе, не угрожает. На
картине они не одиноки. В море есть ещё один предмет – парус, который
так же, как и журавли, отправился в далёкий путь. Это видно по его
расположению. Солнце отражается в волнах, мы видим золотые переливы на
море. Вся картина солнечная, яркая, цвета переданы от белого до
тёмно-синего. Чёрный цвет здесь вообще отсутствует, поэтому я ощущаю
чувство радости. Если говорить о звуках картины, то мне представляется
затишье. И среди него журавли иногда издают какие-то звуки. Также я
слышу шелест волн. Картина располагает к размышлениям о дальнем,
нелёгком пути. Я думаю, что данная картина отражает настроение 1 части
стихотворения, где присутствует спокойствие, стремление птиц добраться
до родины.
- Картина А.А.Рылова как нельзя лучше отражает настроение
стихотворения Н.А.Заболоцкого "Журавли". Чем же близки эти произведения
искусства? Предшествующая работа по анализу стихотворения помогла
разобраться в нарисованных писателем картинах. Всего картин у
Заболоцкого представлено шесть. На картине же А.А.Рылова «В голубом
просторе» изображён лишь один эпизод. Этим-то и отличаются стихотворения
от картин. Какой же именно эпизод из «Журавлей» можно отнести к данной
картине? Я думаю, что уместно назвать четвёртый и шестой. Мы пропускаем
пятый, так как в нём содержится авторское отступление и его изобразить
на полотне невозможно. Почему же я делаю такой вывод? Если у Заболоцкого
в начале стихотворения вожак ведёт «свой народ», то на картине вожака
нет. Его автор не показывает зрителю, значит можно предположить, что его
просто уже нет среди птиц. У Заболоцкого дуло ружья появилось из
кустов. У Рылова такой предмет на картине отсутствует, но ведь можно
предположить, что выстрел последовал до того, как журавли были
нарисованы художником, а выстрелить можно было и со стороны горы, и со
стороны парусника, который находится не очень далеко от птиц. Вся
картина содержит тревогу. Тёмная вода с волнами говорит о присутствии
ветра, серые тучи расположены художником низко и предвещают изменение в
погоде. Даже последние лучи солнца не делают наше настроение светлей
и радостней. Мы понимаем, что это ненадолго, что скоро лучи не смогут
пробраться через облака и вокруг станет ещё темней, ещё тревожней. Во
все времена поэты, писатели, художники старались донести до читателя и
зрителя истинный смысл своего творения. В изученных произведениях мы уже
встречались с таким приёмом, как описание природы. Описание часто
помогает читателю подготовиться к последующим событиям, природа
настраивает нас на определённую ноту, идёт как бы нагнетение ситуации.
Читатель благодаря этому лучше понимает и воспринимает описанный далее
эпизод. Здесь, на картине, природа тоже помогает нам понять чувства
птиц, их тревогу, которая постепенно передаётся и нам. Вожак уже мёртв,
он так же, как и у Заболоцкого, погрузился на дно моря. Его нет, и
журавли устремлены в вышину. Они в растерянности, пытаются осознать
случившееся. Но понять происходящее они не в силах, срабатывает чувство
самосохранения, поэтому они и стремятся улететь от этого ужасного места,
где был убит их лучший товарищ и друг. У Заболоцкого «заря над ним
образовала золотого зарева пятно». Эта строчка перекликается с
изображённым на картине. Если внимательно приглядеться, то мы увидим
золотые отсветы на волнах моря. Что это? Тоже отклик природы на смерть
птицы? Мне кажется, не с проста художник изобразил их, они символизируют
память о вожаке. Анализируя стихотворение Н.А.Заболоцкого «Журавли», можно предложить учащимся другой вариант работы.
В учебнике литературы для 6-го класса под редакцией А.Г.Кутузова
стихотворение Н.А.Заболоцкого «Журавли» даётся в сокращённом варианте.
Учитывая то, что отсутствующая часть имеет важное значение для понимания
смысла всего стихотворения, я сконструировала познавательную задачу на
основе фрагмента, не вошедшего в учебник. Прочитайте два варианта
стихотворения Н.А.Заболоцкого «Журавли» (первый вариант даётся в
учебнике литературы в сокращённом виде, второй вариант, который является
полным, законченным стихотворением, раздаю на отдельных листах каждому
ученику).
Задания
- Чем являются два не вошедших в учебник четверостишия в системе
всего стихотворения? Как называется в литературе подобный приём?
- Что теряет сокращённое стихотворение и чем обогащается с данным
отрывком? Влияет ли эта часть на понимание смысла всего стихотворения?
- Каково место данного отрывка среди сюжетных картин? Можно ли, на
ваш взгляд, им закончить лирическое произведение? Ответ обоснуйте.
В итоге я получаю от ребят замечательные ответы. Приведу в пример некоторые из них.
1. Два не вошедших в учебник четверостишия являются авторским
отступлением. Именно в них мы слышим размышления лирического героя, в
уста которого автор вложил свои мысли, свои переживания. Данный фрагмент
по своему содержанию отличен от других сюжетных отрывков. Здесь нет
очередной картины, которую можно зрительно представить. Не вошедшие в
учебник четверостишия заставляют перейти на другой план восприятия
стихотворения. Происходит как бы скачок в сознании читателя. Для автора
очень важно, чтобы мы на данном этапе осознали смысл всего произведения,
оценили главных героев.
2. Безусловно, не вошедшая в учебник часть влияет на понимание смысла
всего стихотворения. Именно здесь мы как нельзя лучше понимаем, что в
1-ую очередь речь идёт не о птицах, а о людях. История журавлей – это
история, которую можно отнести и к реальному человеку. На это указывают
строки самого стихотворения:
Всё, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
Здесь, я думаю, содержится и утверждение, и в тоже время призыв к
молодёжи перенимать у старшего поколения, воспитывать в себе лучшие
качества, верить, что Добро, Любовь, Истина, Красота не могут быть
уничтожены. Они переходят от одного поколения к другому. А человек в
любых условиях должен оставаться человеком. Только героическим трудом
достигается добро и очень много надо бороться, чтобы стать стойким и
мужественным. Только труд души и позволяет стать тем, о ком можно
сказать: «Он воин в поле, даже и один» (Из стихотворения Н.А.Заболоцкого
«Одинокий дуб»)
Без авторского отступления стихотворение бы строилось только на одних
картинах. При чтении чувствовалась бы только грусть, печаль от потери
вожака, тревога за судьбу журавлей. Про птиц, оставшихся в живых, ничего
бы не было сказано. И даже представить птиц было бы очень
затруднительно после того, как они остались одни. Данное отступление
даёт нам понять, что у журавлей всё сложится хорошо, они не погибнут,
они смогут выжить и завершить полёт на родину, ведь они обрели то, что с
собою унесла смерть вожака, то есть у журавлей появляются черты,
имевшиеся у умершей птицы. В данных четверостишиях прослеживается тема
преемственности поколений. По сути они являются одной смысловой частью
стихотворения. На это указывает и двоеточие в конце 1-го отрывка.
Четверостишия не разделимы. Они единое целое, объединённое общей темой,
очень важной для понимания смысла всего стихотворения.
3. У Н.А.Заболоцкого данный отрывок не является завершающим, он не
подводит итог всему содержанию. Поэт поместил его ближе к концу, но не
закончил им. Почему же он сделал такой выбор? Авторское отступление
помогает дать точную, верную оценку журавлям, оно вроде бы уводит нас от
случившегося, но и заставляет переосмыслить ситуацию, поверить в
сильный дух героев картины. А после того, как мы прониклись уже не
сочувствием к птицам, а уважением, гордостью за них, поэт рисует нам ещё
одну, последнюю картину:
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
Природа на смерть птицы откликается по-своему. Золотое зарево словно
вечный огонь, вечная память героям, победившим над злом, оставшимся
самим собой, а не побеждённым. Именно после предшествующей части мы
понимаем смысл последнего четверостишия.
Если бы попробовать закончить стихотворение этим отрывком, то теряется,
бледнеет смысловой образ смерти вожака. Единственное, что останется,
так это понимание скрытого смысла (журавли – люди) и мысль о
преемственности поколений. Остальное останется за гранью понимания.
Выбор места для каждой картины у Н.А.Заболоцкого не случаен.
Прослеживается постепенный переход от одной части к другой.
Анализировать лирические стихотворения нелегко. Это знает каждый
учитель-практик. Как научить ребят видеть не формальные стороны
стихотворения, а развить умение вдумчивого чтения, умение заглядывать в
саму душу произведения, понимать настроение автора и то, что он хотел до
нас, читателей, донести? На мой взгляд, уместнее всего лирическое
произведение разбить на отдельные картины и работать непосредственно с
каждой из них в отдельности, соединяя в результате полученный материал
воедино. Можно поработать с каждым описываемым предметом в стихотворении
отдельно, так, как предлагается мною ниже. Такой вариант уже был
апробирован на уроках, вызвал интерес у ребят и, я думаю, имел неплохие
результаты.
Сопоставительный анализ стихотворений. Познавательная задача.
Задание: заполните таблицу, отбирая материал из двух стихотворений,
напишите сочинение-рассуждение о сходстве и различии в описании
природного явления, настроении поэтов.
В результате работы у учащихся получается таблица примерно такого содержания:
Перечень тем
| Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело…»
| А.А.Блок «О, как безумно за окном…»
|
1. Пространство
| Просторы родины - поля
| Вид из окна, предметов нет, только буря и ветер
|
2. Дождь
| И дождь порой (периодичность).
| Сырой холод
|
3. Буря и её проявление
| Вихрем пыль летит с полей
| Ревёт, бушует буря злая
|
4. Ветер
| Тёплые порывы ветра
| Ветер воет, замирая
|
5. Время суток
| День
| Ночь
|
6. Гром
| 1) за тучей прогремело
2) дальний гром
3) раскаты громовые всё
сердитей и смелей
|
|
7. Тучи
| 1) За тучей прогремело
(отдельно заполненное
пространство, не всё небо)
2) Пробилась из-за тучи (не
плотная завеса, позволяющая
проникнуть сквозь себя)
Движение тучи отсутствует.
| Несутся тучи
|
8. Чувство лирического героя
| Зеленеющие нивы зеленее под грозой
| Ужасна ночь! В такую ночь мне жаль людей, лишённых крова.
|
Также привожу в пример лучшую работу из класса.
Сочинение-размышление
Поэты обратились к описанию природного явления – грозе. Но одинаково ли они воспринимают её и показывают в своих творениях?
В стихотворении «Неохотно и несмело…» Тютчев изобразил просторы родины.
Речь в данном произведении идёт не об отдельном конкретном уголке
земли, просторы – обобщённый образ, который можно отнести к любой части
России. Время суток – день. Днём всегда спокойнее. Страх для этого
времени суток неуместен. В стихотворении нет образов, которые бы пугали,
настраивали на тревожную ноту. Туча грозовая одна, она не закрывает всё
небо, не давит на читателя. Тем более иногда из-за неё выглядывает
солнце, обещая нам, что всё будет хорошо, нет повода для волнения.
Тютчев в своём стихотворении показал грозу как природное явление во всей
своей прелести и красоте. Такая гроза нам знакома, каждый из нас
наблюдал подобное в своей жизни. Поэт даже рад дождю: «Зеленеющие нивы
зеленее под дождём». Он (дождь) помогает увидеть красоту природы,
которая сама расцветает под его началом. Тютчев зарождает этой любовью и
нас, читателей. Совершенно противоположное по духу, настрою
стихотворение Блока. На протяжении всего произведения присутствует
чёрный пугающий цвет. Он отрицательно действует на читателя. Лирический
герой не может насладиться картиной грозы. Он спрятан в укромном месте и
только наблюдает с ужасом за происходившим из окна. А за окном вой,
бушевание стихии. Тучи несутся, и появляется ощущение недоброго. Что
скрыто за этими тучами? Что будет, когда они пронесутся? Буря у Тютчева
злая, не предвещающая ничего хорошего. От неё можно ждать чего угодно.
Дождь сравнивается с сырым холодом. Что это за холод? Почему холод
сырой? Сразу возникают ассоциации с могилой, где холодно и сыро, где нет
места для жизни, где нет будущего, а есть пустое настоящее. Лирический
герой жалеет тех, кто не имеет крова в такую погоду. Им невозможно
укрыться, как это сделал сам лирический герой. Но и укрывшись от зла, он
не ощущает себя счастливым и защищённым. От зла не скроешься. С ним
нужно только бороться. И лучше присоединиться к страдальцам и разделить
их участь, чем отсидеться в укрытии и не быть никому полезным.
Стихотворение Блока более сложное для разбора. В нём взята не только
тема природы, в нём поднимается сложный вопрос о взаимоотношениях людей.
Вопрос, который задаётся между строк: «А каждый ли из нас сможет
пожертвовать своим благополучием ради благополучия всего народа?»,
заставляет задуматься о своей жизни, переосмыслить своё поведение. Ведь
зло было и будет всегда, а раз оно есть, то и надо находить в себе силы
бороться с ним, помогать тем, кто нуждается в нашей поддержке и
внимании. Это стихотворение – урок для каждого из нас.
Подобные задания часто применяются на уроках литературы, но и изучение
русского языка не обходится без исследовательских методов. Например,
изучение правил орфографии, пунктуации проводится на конкретных
примерах, учащиеся самостоятельно сопоставляют записанные учителем на
доске или на листках слова, предложения и делают попытку сформулировать
правило правильного написания, постановки какого-либо знака препинания.
Конечно, не всегда ребятам удаётся сразу пойти по верному пути при
решении проблемы, они ещё нуждаются в поддержке и помощи учителя. Но всё
же первое слово остаётся всегда за детьми и только потом в зависимости
от ситуации учитель подсказывает верное направление поиска. Главное, что
у ребят есть желание самим найти решение проблемы и если это удаётся,
то правило запоминается намного лучше, чем вызубренный материал.
Начиная вводить задания исследовательского характера на уроках, я
задавалась вопросами: "Интересно ли самим ребятам работать в таком
направлении? Видят ли они перспективы такой работы?"
Желая знать ответы ребят, я провела анкетирование по следующим вопросам:
1. Нужно ли применять исследовательскую деятельность в образовательных учреждениях?
2. Нравится ли вам самостоятельно находить ответы на возникшие в процессе обучения вопросы?
3. Имеет ли применение исследовательской деятельности в школе свои плюсы?
4. Если да, то какие?
В анкетировании приняло участие 60 человек из 6, 8-ых, 10 классов. Ниже приводятся результаты анкетирования.
1 вопрос - 90% положительных ответов,
2 вопрос - 83%,
3 вопрос - 90%
На вопрос, какие плюсы имеет исследовательская деятельность, в основном
ответы учащихся совпали. Ребята отметили, что исследовательская
деятельность в школе способствует развитию творческих способностей,
критического мышления, расширяет кругозор, приучает к самостоятельности в
накоплении знаний, готовит к самостоятельной жизни, где не будет места
шаблону и решение в трудных ситуациях придётся принимать
самим. Результаты анкетирования показали, что большинство ребят
принимают исследовательские методы, видят их практическую значимость. И
пусть для некоторых ребят ещё трудно принимать самостоятельно решения и
творить, главное, что и они не останутся в стороне, будут тянуться за
остальными. Ведь только в поиске рождается желание новых открытий. И у
них они обязательно будут. Нужно только иметь терпение, постоянно
поддерживать ребят в нелёгкой работе исследователей. Применение в
школьной работе исследовательской деятельности даёт положительные
результаты для развития познавательной активности учащихся в процессе
образования, побуждает формулировать имеющиеся у ребят идеи и
представления, даёт возможность исследовать свои предположения, находить
доказательства для них. Исследовательская деятельность даёт большой
простор для развития творческого, критического мышления, речи ученика,
расширяет его кругозор, приучает к самостоятельности в накоплении
знаний, готовит ребят к дальнейшему обучению, где навыки самостоятельной
работы будут им необходимы, ведь исследовательская деятельность создаёт
условия для активного исследования самых разных проблем.
|