Скажите, можно ли выполнить приказания: Открой это окно; ту книгу не бери, возьми
вон ту, если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В
таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то
предмет из ряда однородных; показывает место — рядом, наверху, под ним, там;
подчеркивает порядок следования — по очереди, через одного.
Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем
(указательным, большим), ногой, поворотом тела.
Некоторые указательные жесты имеют условный характер.
Так, когда говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: У него тут (жест) ничего нет, то понятно: речь идет о бессердечном, бесчувственном
человеке.
Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется
ситуацией. Вот несколько примеров.
Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого,
показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он
спрашивает? Он хочет узнать, который час.
Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же
знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать
лекцию».
Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись!
Настало время уходить».
Задание 18. Определите, что означают жесты и какими
словами, восклицаниями, возгласами они обычно сопровождаются.
Большой палец правой руки указывает за правое плечо;
большой палец указывает под ноги; большой палец правой руки поднят вверх;
пальцы правой руки указывают в середину груди, одновременно следует кивок
головы.
|