Русский язык обладает богатейшими словообразовательными
возможностями.
Словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами.
Если русский язык сравнить с другими языками, то он выгодно отличается по
разнообразию и количеству способов образования новых слов. Они создаются с
помощью приставок, суффиксов, чередования звуков в корне, сложением двух или
нескольких основ, путем переосмысления (звено,
спутник), расщепления слов на омонимы (месяц
— луна и месяц — отрезок времени)
к т. д. Наиболее продуктивным является морфологический способ образования, с
помощью которого от одного и того же корня создаются десятки новых слов. Так,
от корня уч- образованы слова: учитель, изучать, выучить, поучать,
обучать, переучивать, заучивать, приучить, научить, учение, ученость, ученик,
ученичество, ученый, учитель, учебный, научный и др. По данным
«Словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова,
словообразовательное гнездо с этим корнем включает более 300 слов.
Задание 81. Прочитайте отрывки из работ М. В. Ломоносова
и Н, Г. Чернышевского. Что общего в их высказываниях о словообразовании в
русском языке?
...увеличительные имена, представляющие вещь огромную,
отменою окончания коренного имени у россиян и у италиянцев весьма многие
производятся: casa, casaccia, casone, дворъ, дворина, дворище. Напротив того, немцы и
французы таковых имен не имеют. Подобным образом умалительных имен, как дворик, платьице, девушка не во всяком
языке разное довольство. Российский и италиянский весьма оными богаты,
немецкий скуден, французский еще скуднее (М. В, Ломоносов. Российская грамматика).
В латинском языке довольного много уменьшительных
окончаний; но увеличительных (мужичище и т. д.) почти решительно нет. В
греческом еще гораздо меньше, нежели в латинском, уменьшит, нарицат. имен; но
зато есть уменьшительные собственные имена, впрочем довольно
малоупотребительные, и едва ли не в одном только прошлом смысле, В немецком
только одно скончание для уменьшения
(слова, принимающие chen,
не могут приникать lein,
и наоборот), В английском уменьшит, форму приникают только собственные, имена;
во франц. также, и эта форма бывает в обоих языках почти всегда только одна
для каждого имени, У нас этих форм множество.
Наши уменьшительные от нарицательных имен имеют, кроме
значения уменьшения, еще значение привязанности или нежности — этот оттенок
могут принимать существительные уменьшительные почти только в одном
итальянском, который из всех известных нам языков только один выдерживает до
некоторой степени соперничество с русским в образовании уменьшительных и
увеличительных (обладая окончаниями обоих разрядов, но с гораздо меньшим разнообразием,
нежели русский).
Надобно сказать, что народный (великорусский) язык
превосходит литературный язык в этом отношении; и что народный малорусский еще
богаче народного великорусского разнообразием и употребительностью
уменьшительных.
Кроме собственно существительных имен, уменьшительные
окончания в русском народном языке принимают и несклоняемые части речи (напр.,
ась? (что?) — асинька, от тут — туточка и т. д.) (H.Г. Чернышевский.
Словообразование в русском языке).
Скажите, в каком значении Чернышевский употребляет термин окончание! Сформулируйте основные
положения, высказанные Чернышевским.
Задание 82. Используя приведенные слова, составьте
перечень уменьшительно-ласкательных суффиксов для существительных мужского
рода, среднего рода, женского рода.
Голосок, листик, сучочек, плечико, печурка, бородишка,
работишка: колесико, колышек, хлебец, девчурка, девчурка,
девчоночка, головешка, нянюшка, конек, морозец, голосочек, облачко, письмишко,
дочурка, рубашоночка, рыбёшка, комнатёнка, личико, пупырышек, уродец, возик,
работишка, избушка, избёнка, ноченька, человечек, яичко, ручоночка, дочушка,
комнатушка, деревушка, ротик, листочек, головушка, лошаденка, часик, речонка,
коровёнка, сестричка, подруженька, яблочко, воробышек, книжечка, ямочка,
старушонка, головушка, глазки, иголочка, клячонка, голубушка, ножка, юбчонка,
ивушка, капелька, шубенка, земличка, ручка, коровушка, водичка, речка, речушка,
реченька, речонка.
Задание 83. От слов родства образуйте названия с
уменьшительными, увеличительными, ласкательными, пренебрежительными суффиксами.
Дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра, тетя, дядя,
Задание 84. Познакомьтесь с уменьшительно-ласкательными
формами собственного имени Людмила. Определите,
как они образованы? Какие варианты имеет это имя?
Людмила, Люда, Людака, Людаха, Людаша, Людашенька,
Людашечка, Людашка, Людёнка, Людик, Людка, Людмилка, Людмилонька, Людмилочка,
Людмилушка, Людок, Людонька, Людочек, Людочка, Людусенька, Людусечка, Людуська,
Людуся, Людуха, Людуша, Людушенька, Людушечка, Людушка, Людушка.
Люка, Люконька, Люкочка, Люкша.
Люленька, Люлечка, Люлик, Люлька, Люля.
Люсек, Люсёнка, Люеёнок.
Люся, Люсенька, Люсечка, Люсик, Люеиша, Люскш-ка, Люська,
Люсюха, Люсюша, Люсюшенька, Люсюш-ка, Люсюка, Люсявка.
(Н.А. Петровский. Словарь русских личных имен).
Задание 85. Напишите уменьшительно-ласкательные
формы от имени Иван.
Богатством, гибкостью и выразительностью отличается и грамматический
строй языка. Возьмем для примера категорию вида. В отличие от категории
времени, которая указывает на отношение действия к моменту речи, категория вида
обозначает способ протекания действия. Так, в видовой паре прочитать — прочитывать глаголы характеризуют действие
по-разному. Глагол прочитать (совершенный
вид) указывает на действие, которое исчерпало себя и дальше продолжаться не
может. Глагол прочитывать (несовершенный
вид) указывает на действие, которое не ограничено.
Кроме того, в русском языке очень развито префиксальное
образование глаголов, в результате чего глаголы одного корня приобретают самые
различные значения.
Задание 86. Из приведенных ниже глаголов выпишите:
1) разновидовые пары; 2) синонимичные глаголы; 3) антонимичные глаголы.
Объясните, какой оттенок значения придает глаголу каждая приставка.
Отплывать, плыть, уплывать, заплывать, переплывать,
переплыть, приплывать, подплыть, сплавать, наплывать, проплыть, доплыть,
отплыть, приплыть, заплывать, подплывать, плавать, проплывать, доплывать,
наплыть.
Задание 87. В чем смысловое различие глаголов?
Плавать — плыть, приплывать — подплывать, выплыть — всплыть,
поплыть — поплавать, расплыться — расплаваться, подплыть — наплыть — уплыть.
Задание 83. Прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского.
Согласны ли вы с мнением критика, что «это все один глагол» и что смысловое различие
обусловлено наличием у русского глагола категории вида? Аргументируйте свою
точку зрения.
В самом деле, какое богатство для изображения явлений
естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих
виды! Плавать, плыть, приплывать,
заплывать, отплывать, заплыть, приплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть,
подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплавиться, расплыться,
наплаваться, заплаваться — это все один глагол для выражения двадцати
оттенков одного и того же действия!
Степь раздольная
Далеко вокруг,
Широко лежит,
Ковылем-травой
Расстилается!
Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
На каком другом языке передали бы вы поэтическую прелесть
этих выражений покойного Кольцова о степи: расстилается,
пораскинулась, понадвинуласъ?
Задание 89. Прочитайте высказывания В. Брюсова. В чем
он видит особенность русского глагола?
Сила русского глагола в том, что школьные грамматики
называют видами. Возьмем четыре глагола одного корня: стать, ставить, стоять, становиться. От них при помощи приставок пред-, при-, за-, от- и др., флексии
«возвратности» и суффиксов «многократности» можно образовать около 300
глаголов, которые в сущности будут, по грамматике, разными «видами» одного и
того же. Ни на один современный язык нельзя перевести всех оттенков значения,
какие получаются таким образом. <...>
Как, например, передать по-французски разницу между: «я
переставлял стулья», «я перестановлял их», «я перестанавливал их», «переставил»,
«перестановил»?
Сопоставьте данное высказывание с тем, что написал В.Г.
Белинский о глаголе в русском языке. В чем совпадают их мнения?
Задание 90. Распределите приведенные ниже глаголы по
группам, учитывая их значение: 1) двигаться медленно, с трудом; 2) ходить
взад-вперед; 3) ходить без цели; 4) ходить с целью отдыха; 5) ходить в незнакомом
месте; 6) совершить действие быстрое, стремительное.
Броситься, кинуться, ползти, слоняться, мотаться, гулять,
прохаживаться, брести, тащиться, метнуться, рыскать, шастать, толкаться,
бродить, путешествовать, рвануться, размяться, проветриться, шататься, шляться,
шнырять, плестись.
|