Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте,
смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют,
заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест — поклоны как
символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене,
актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в
зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко
кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.
Вспомните передачу КВН. Ведущий Александр Масляков
представляет членов жюри. Один, когда называют его, встает, поворачивается к
сидящим в зале и делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх,
соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый
приветственно машет рукой. Такие жесты условны, и называются они символическими.
Если изобразительный жест связан с конкретными
признаками, то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только
какому-то народу или определенному коллективу. Это приветствие, прощание,
утверждение, отрицание, призыв к молчанию, предвкушение приятного.
Так, для русских знаком согласия служит покачивание
головой вперед-назад, а для болгар — влево-вправо. О различии между жестом
прощания во Франции и в России узнаем из произведения И.С. Тургенева «Новь»:
Нежданов наклонил голову, а Сипягин простился с ним на
французский манер, несколько раз сряду быстро поднес руку к собственным губам
и носу и пошел далее, бойко размахивая тростью и посвистывая — вовсе не как
важный чиновник или сановник, а как добрый русский.
Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими
жестами. Возьмем предложение Меня это не касается. При слове меня используется
указательный жест (ладонь движется к середине груди,?, это сопровождается тоже
указательным жестом (рука отбрасывается вперед от себя ладонью вверх),
сочетание не касается — символическим жестом (покачивание рукой из стороны в
сторону).
Задание 20. Найдите в материале для справки описание
жестов, которые соответствуют содержанию приведенных предложений.
Воспроизведите каждый из указанных жестов.
1. Вареники лепят вот так. 2. Ну, это что-то такое
огромное, необъятное. 3. Замкнутый круг какой-то. 4. Машинка шьет зигзагами. 5.
Есть у вас дырокол? 6. Его надо держать крепко, а то разболтается. 7.
Полюбуйтесь-ка на него.
Материал для справки: вытянутая ладонь; указательным
пальцем правой руки описывается круг; разводящие движения обеими руками в
воздухе; сжатый кулак; движение в воздухе указательным пальцем налево-направо,
снизу вверх или сверху вниз; движение сжатой в кулак правой руки вниз с
нажимом; защипывающие движения пальцами.
Задание 21. Определите, какие жесты могут быть
использованы при произнесении фраз.
1. Все это не для меня. 2, Стучат, стучат и вверху и
внизу. 3. Пришли и те и другие. 4, Пусть это останется между нами. 5. Мы-то с
тобой поймем друг друга. 6. Пускай, пускай, оставь его. 7. Да что там, ну
пусть. 8. Избавьте меня от этого, я этого не хочу. 9. Нет-нет, ни за что! 10.
Так все напутано, такая неразбериха. 11. Никто ничего не поймет, полная сумятица.
12. Все это не совсем так. 13. Тут как-то все, знаете, эдак.
В художественной литературе мастера слова, изображая
героев, передавая их разговоры, беседы, споры, описывают и жесты, которыми
сопровождается речь. Жест героя — немаловажная деталь в его характеристике.
Задание 22. Определите, к какому виду жестов (ритмический,
указательный, эмоциональный, изобразительный, символический) относится каждый
жест, описанный И.С. Тургеневым в романе «Новь»:
1. — И откуда взялся черномазый, паскудный, нудный, усы
как у таракана... — тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами,
какие у него усы.
2. Соломин повел сперва одним плечом — потом другим; у
него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать.
— Без сомнения, — промолвил он, наконец, — вы, господин
Паклин, обиды никому причинить не можете — и не желаете; и к господину
Голушкину почему же нам не пойти? Мы, я полагаю, там с таким же удовольствием
проведем время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой.
Паклин погрозил ему пальцем.
— О! Да и вы, я вижу, злой!
3. — За наше... наше предприятие! — воскликнул Голушкин,
мигая при этом глазами и указывая головою на слугу, как бы давая знать, что в
присутствии чужого надо быть осторожным!
4. — Я вот к нему, — он указал на Маркелова, который
стоял неподвижно, скрестив руки на груди.
5. — Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой
степени я несчастлив! — Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно
что застонало. — Нежданов! Будь великодушен! Дай мне руку... Не откажись
простить меня!
Нежданов протянул ему руку — нерешительно, но протянул.
Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не вскрикнул.
6. — Ведь если взвешивать наперед все последствия, —
наверное между ними будут какие-либо дурные. Например, когда наши
предшественники устроили освобождение крестьян — что ж? могли они предвидеть,
что одним из последствий этого освобождения будет появление целого класса
помещиков-ростовщиков, которые продают мужику четверть прелой ржи за шесть
рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых, работу
на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов пригнул другой палец) — целую
четверть хорошей ржи — да еще (Маркелов пригнул третий) с прибавком! то есть
высасывают последнюю кровь из мужика!
7. — Да, я решился! — повторил он, с размаху ударив по
колену своим волосатым, смуглым кулаком,
— я ведь упрямый... Я недаром наполовину малоросс.
— Ну, так чем же вы решили? — Нежданов по жал плечами.
— Да я тебе сказал уже, что пока — ничем, надо будет еще
подождать.
8. — Гм! — произнес Сипягин. — Это ты про студентика?
— Про господина студента.
— Гм! Разве у него тут (он повертел рукой около лба) —
что-нибудь завелось? А?
9. Лишь только Соломин переступил порог, Сипягин, на
которого он едва не наткнулся, протянул ему обе руки и, любезно осклабясь и
пошатывая головою, радушно приговаривая — «вот как мило... с вашей стороны...
как я вам благодарен» — подвел его к Валентине Михайловне.
Задание 23. Скажите, о каких жестах пишет в «Кратком
руководстве к риторике» М.В. Ломоносов. Когда они используются и что означают?
Что ж надлежит до положения частей тела, то во время
обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы
прямо и почти никаких движений не потребляют, а когда что сильными доводами
доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда
изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми. Протяженными кверху
обеими руками или одною приносят к богу молитву или клянутся и присягают;
отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и отсылают; приложив ладонь к
устам, назначают молчание. Протяженною же рукою указуют; усугубленным оныя
тихим движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оные на обе
стороны, сомневаются или отрицают; в грудь ударяют в печальной речи; кивая
перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании,
отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют,
представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху знаменуют вещь
великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею
тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение и отрицание изображают.
Жесты, как и слова, бывают сильно экспрессивными,
придают речи грубоватый, просторечный характер. Такими жестами, например,
считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, — «высшая
оценка чего-либо»; щелканье пальцем по шее с правой стороны — «выпить бы»; кручение
пальцем около виска — «из ума выжил», «разума лишился».
При всем разнообразии жестов, их вариативности,
проявляется устойчивость в их воплощении. Однако бывают случаи, когда характер
жеста несколько изменяется, утрачивает свою национальную окраску. Так, за последние
тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился
движением руки влево-вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящим.
Этот жест заимствован с Запада. Но дети, когда им говорят: «Помаши тете
ручкой», еще старательно машут так, как махали при прощании с давних пор на
Руси.
В последнее время ученые-лингвисты ввели термин
«звуковой жест». Конечно, слово жест употребляется в данном случае условно.
Звуковой жест — элемент устной речи, назначение которого похоже на назначение
обычного жеста. Так, в предложении Я зацепилась, и чулок тррр и поехал звукосочетание
тррр совпадает по своему значению с жестом, обозначающим «плавное движение
руки слева направо», который изображает, как спускались петли на чулке. Другой
пример: Я уезжаю... Ту-ту... Звуковой жест тпу-тпу первоначально имитировал
гудок паровоза, но затем приобрел обобщенное значение и стал знаком поездки
независимо от вида транспорта.
Звуковой жест нередко сопровождается жестом в прямом
смысле. Например, выражая укор, произносят Ай-ай-ай! и одновременно с этим
качают головой. Призывом к молчанию служит звуковой жест Тсс! или собственно
жест — прижатый к губам палец, а чаще и то и другое одновременно. Вот пример
из произведения И.С. Тургенева:
— Запретили бы об этом говорить? — переспросила Марина.
— Да! Я бы сказал публике: интересоваться не мешаю... но
говорить... Тссс! — Он поднес палец к губам.
Задание 24. Все участники делятся на пары. Один из пары
изображает какой-либо жест, а другой его разгадывает, определяет значение и
тип жестов, к которому он относится. После демонстрации 10-15 жестов участники
меняются ролями.
Задание 25. В каждой паре участники встают друг против
друга. Один из них — «зеркало». Другой перед «зеркалом» жестикулирует, а
«зеркало» тут же жесты воспроизводит. Затем участники меняются ролями.
|