Письменная форма литературного языка — это научная,
художественная, публицистическая литература. Беря в руки книгу, мы редко
задумываемся: а чего стоило автору ее написать? Сколько времени он на это
потратил? Вот что рассказывает Н.В. Гоголь о своем писательском труде:
Сначала нужно набросать все как придется,
хотя бы плохо, водянисто, но решительно все, и забыть об этой тетради. Потом, через
месяц, через два, иногда более (это скажется само собою), достать написанное и
перечитать: вы увидите, что многое не так, много лишнего, а кое-чего и
недостает. Сделайте поправки и заметки на полях — и снова забросьте тетрадь.
При новом пересмотре ее — новые
заметки на полях,
и где не
хватит места — взять отдельный клочок и приклеить сбоку.
Когда все будет таким
образом исписано, возьмите и перепишите тетрадь собственноручно. Тут
сами собой явятся новые озарения, урезы, добавки, очищения слога. Между прежних
вскочат слова, которые необходимо там должны быть, но которые почему-то никак
не являются сразу.
И опять положите тетрадку.
Путешествуйте, развлекайтесь, не делайте ничего или хоть пишите другое.
Придет час — вспомнится заброшенная тетрадь; возьмите, перечитайте, поправьте
тем же способом, и когда снова она будет измарана, перепишите
ее собственноручно. Бы заметите
при этом, что вместе с крепчанием слога,
с отделкой, очисткой фраз
как бы крепчает и ваша рука; буквы ставятся тверже и решительнее. Так
надо делать, по-моему, восемь раз.
Для иного, может быть, нужно меньше, а для иного и еще больше. Я делаю восемь раз. Только после восьмой переписки,
непременно собственною рукою, труд является вполне художнически законченным,
достигает перла создания. Дальнейшие поправки
и пересматриванье, пожалуй, испортят дело; что называется у живописцев: зарисуешься. Конечно,
следовать постоянно таким
правилам нельзя, трудно. Я говорю об идеале. Иное пустишь и скорее. Человек
все-таки человек, а не машина.
Оказывается, недостаточно быть гениальным, надо быть еще
и великим тружеником. Попробуйте, например, хотя бы три раза переписать «Ночь
перед Рождеством» или... «Мертвые души», и вы убедитесь в этом.
Во времена Н.В. Гоголя не было еще пишущей машинки,
которую изобрели в середине XIX
в. В настоящее время на смену ей пришел компьютер. Возникает вопрос:
изменилось ли соотношение между устной и письменной речью с появлением компьютера,
Интернета, сотового телефона, видеотелефона, аудиокассет? Как вы думаете? Стоит
обсудить этот вопрос, обменяться мнением на уроке. Попробуйте.
Один из героев произведений Александра Грина, профессор
Грантом, говорит о том, как удивительна, сложна, тонка наша нервная система.
Благодаря ей мы различаем фальшивые ноты в разговоре, морщимся от неточного
или неверного жеста; мы заражаем своим весельем или подавленным настроением окружающих,
угадываем мысли других и поэтому часто слышим и говорим: «Я знал, что вы это
скажете», «Это самое я подумал». Мы способны понимать с полуслова или даже при
одном взгляде, чего от нас хотят. Мы чувствуем, когда глядят нам в спину, и
невольно оборачиваемся. Но все это, по мнению ученого, жалкие и обыденные
примеры могущества нашего нервного восприятия. Человек способен на большее. И
Грантом спрашивает:
Не думаете ли теперь вы, что, быть может, скоро наступит
время, когда в этом сплетении, в этом сливающемся скоплении нервной силы
исчезнут все условные преграды и средства общения? Что слово станет ненужным,
ибо мысль будет познавать мысль молчанием, что чувства определятся в сложнейших
формах?
Действительно, а что будет дальше? Будут ли меняться
формы общения? Наступит ли время, когда не нужны будут ни устная, ни письменная
речь? Ведь человек пока использует не все способности, не все возможности,
данные ему природой.
У А.И. Куприна есть рассказ «Звезда Соломона». Вот что
пишет он о своем герое:
С тою же чудесной способностью «двойного зрения», с
какою Цвет мог видеть рельеф императрицы и год чеканки на золотой монете,
зажатой в кулаке Тоффеля, или угадать любую карту из колоды, — так же легко он
читал в мыслях каждого человека. Цвету нужно было для этого, пристально и
непринужденно вглядевшись в него, вообразить внутри самого себя его жесты,
движения, голос, сделать втайне свое лицо как бы его лицом, и тотчас же после
какого-то мгновенного, почти необъяснимого душевного усилия,, похожего на
стремление перевоплотиться, — перед Цветом раскрываюсь все мысли другого
человека, все его явные, потаенные и даже скрываемые от себя желания, все
чувства и их оттенки. Это состояние бывало похоже на то, как будто бы Цвет
проникал сквозь непроницаемый колпак в самую середину чрезвычайно сложного и
тонкого механизма и мог наблюдать незаметную извне, закутанную работу всех его
частей: пружин, колес, шестерней, валиков и рычагов. Нет, даже иначе: он сам
как бы делался на минуту этим механизмом во всех его подробностях и в то же
время оставался самим собою, Цветом, холодно наблюдавшим мастером.
И далее А.И. Куприн замечает, что человек может
развивать у себя способности понимать без слов других людей.
Такая способность углубляться по внешним признакам, по
мельчайшим, едва уловимым, изменениям лица, в недра чужих душ, пожалуй, не
имела в своей основе ничего таинственного. Ею обладают в большей или меньшей
степени старые судебные следователи, талантливые уголовные сыщики, опытные гадалки,
психиатры, художники-портретисты и прозорливые монастырские старцы. Разница
была только в том, что у них она является результатом долголетнего и тяжелого
житейского опыта, а Цвету она далась чрезвычайно легко.
А может быть, человек в недалеком будущем не только
разовьет свои способности, но и использует технику, развитие которой идет
сейчас гигантскими шагами? Изобретут миниатюрную пластинку, которую стоит
прикрепить к виску — к ты сразу начинаешь понимать мысли другого. Согласны с
этим? Или думаете, что будет иначе?
На рубеже двух тысячелетий мы можем только фантазировать!
А пока в нашем распоряжении остается лишь язык, и о нем академик Л.В. Щерба
пишет:
Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно
драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений,
драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и
понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших
времен.
Литературный язык помимо письменной и устной формы в
акте общения представлен в виде книжной и разговорной речи.
Чтобы понять, как они между собой соотносятся, необходимо вспомнить особенности
форм речи. Письменная и устная формы различаются по трем параметрам:
Параметры
|
Письменная форма
|
Устная форма
|
Форма реализации
|
Графически закрепленная; подчиняется нормам:
орфографическим, пунктуационным
|
Звучащая; подчиняется нормам: орфоэпическим ,
интонационным
|
Порождение
формы
|
Возможны обработка, редактирование
|
Создается спонтанно
|
Отношение адресанта к адресату
|
Опосредованное; отсутствие адресата не оказывает
влияния
|
Непосредственное; присутствие адресата оказывает
влияние
|
При реализации каждой из форм пишущий или говорящий
отбирает для выражения своих мыслей слова, сочетания слов, составляет
предложения. В зависимости от того, из какого материала строится речь, она
приобретает книжный или разговорный характер. Сравним для примера пословицы: Желание сильнее принуждения и Охота пуще неволи. Мысль одна и та же,
но оформлена по-разному. В первом случае использованы отглагольные
существительные на -ние (желание,
принуждение), придающие речи книжный характер. Во втором — слова охота,
пуще, придающие оттенок разговорности. Нетрудно предположить, что в
научной статье, дипломатическом диалоге будет использована первая пословица, а
в непринужденной беседе — вторая. Следовательно, сфера общения обусловливает
отбор языкового материала, а он, в свою очередь, формирует и определяет тип
речи. Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы
общения (конгрессы, симпозиумы, конференции, заседания, совещания), а
разговорная речь используется на полуофициальных юбилеях, торжествах, при
дружеских застольях, встречах, доверительных беседах начальника с подчиненными,
в обиходно-бытовой, семейной обстановке.
Книжная речь строится по нормам литературного языка, их
нарушение недопустимо; предложения должны быть закончены, логически связаны
друг с другом. В книжной речи не допускаются резкие переходы от одной мысли,
которая не доведена до логического конца, к. другой. Среди слов встречаются отвлеченные,
книжные слова, б том числе научная
терминология, официально-деловая лексика.
Разговорная речь не столь строга в соблюдении норм
литературного языка. В ней разрешается использовать формы, которые
квалифицируются в словарях как разговорные. В тексте такой речи преобладает
общеупотребительная лексика, разговорная; отдается предпочтение простым
предложениям, избегаются причастные и деепричастные обороты.
Книжная и разговорная речь имеют письменную и устную
формы.
Например, ученый-геолог пишет статью для специального
журнала о залежах минералов в Сибири. Он использует книжную речь в письменной
форме. С докладом на эту тему ученый выступает на Международной конференции.
Его речь книжная, но форма устная. После конференции он пишет о своих
впечатлениях письмо коллеге по работе. Текст письма — разговорная речь,
письменная форма. Дома, в кругу семьи геолог рассказывает, как он выступил на
конференции, с кем из старых друзей встретился, о чем говорили, какие подарки
привез. Его речь разговорная, ее форма — устная.
Задание 33. Внимательно изучите таблицу. Напишите
тексты на одну и ту же тему, используя в одном случае книжную речь, в другом —
разговорную. Например: «Отдых на море», «Собака — друг человека».
Книжная речь
|
Разговорная речь
|
|
Используются конструкции с союзом без: без такого журнала
|
Заменяются конструкции если не будет такого
журнала
|
|
Сложноподчиненные предложения с союзами оттого что, поскольку, ибо
|
Не используются
|
|
Конструкции со словами вследствие, в результате, по причине
|
Используются намного реже, заменяются придаточными
|
|
Конструкции не
только..., ко и.,.; как..., так и...; в то время как; если..,, то...
|
Не используются
|
|
Причастные обороты
|
Заменяются придаточными
|
|
Используются реже
|
Риторические вопросы
|
|
|
Используются реже
|
Лексические, синтаксические повторы
|
|
|
|
|
|
Заданна 34. Конкретизируйте, если необходимо, ситуации
(когда, где, с кем, о чем) перечисленных
ниже видов коммуникаций. Напишите, в каких случаях уместна только книжная речь,
только разговорная, а в каких и та и
другая.
Публичное выступление, лекция, сообщение, разговор
пациента с врачом, разговор ученика с учителем, интервьюирование, разговор
пассажиров в автобусе, разговор покупателя с продавцом, беседа между друзьями,
разговор за обеденным столом.
Задание 35. Напишите несколько названий телепередач,
для которых характерна в основном книжная речь, и передач, в которых
преобладает разговорная речь. Объясните, от чего это зависит.
Для справки. «Новости», «Доброе утро», «Клуб путешественников»,
«Сегоднячко», «До шестнадцати к старше», «Однако», «Сегодня», «У всех ка устах», «Подробности», «Парламентский час»,
«В мире животных», «Человек в маске», «Слушается дело», «Зеркало», «Герой дня
без галстука», «Гомеопатия и здоровье», «Герой дня».
Задание 36. Заполните колонки, придав каждому
предложению первой колонки соответствующую форму.
Преувеличенно вежливая форма
|
Вежливо нейтральная
форма
|
Форма,
типичная для
разговорной речи
|
|
Образец: Будьте добры, скажите, пожалуйста, как пройти
к метро?
|
Скажите, как пройти к метро?
|
Скажите, метро где?
|
|
|
Простите за беспокойство, вы не можете сказать, где
находится химчистка?
|
|
Будьте любезны, дайте, пожалуйста, таблетки от кашля.
|
|
Убедительно прошу вас, отрежьте, пожалуйста, от сыра,
который лежит на прилавке, 200 граммов.
|
|
|
|
|
Благодарю вас за то, что вы уступили мне место, но я на
следующей остановке выхожу.
|
|
|
|
Задание 37. Придайте каждому предложению литературную
форму и запишите их. Определите, в чем особенности бытовой разговорной речи.
Мне от головной боли. Два с сиропом. За три рубля и
городскую. С собакой за вами? Сейчас модно без рукавов. Через веревочку прыгает
/ моя внучка. Напротив живет / ушел на пенсию. Дома забыл чем писать. Ты взял
на чем загорать? Возьми чем укрыться. Завтра праздничное надену. Зимнее надо
брату покупать. Скоро выпускные / потом вступительные / ужас! У мальчика
температура. Без слухе в училище не примут. Он и второй завалил. Мы заняли на
машину.
Задание 38. На какие особенности каких форм и
типов речи указывают сочетания?
Говорит как по-писаному, за словом в карман не лезет,
экий борзописец, говорит — уснуть можно, говорит сухим языком, говорит
по-газетному, излагает по-книжному, говорит по-простому, несет околесицу.
|