М.В. Ломоносов, блестящий оратор своего времени,
теоретик ораторского искусства, писал: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно
говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению".
В этом определении называется характерный признак культуры
речи и подчеркивается, что говорить «красно» (образно, выразительно,
эмоционально) важно для того, чтобы с большей силой воздействовать на
слушателей.
Выразительность речи усиливает ее эффективность: яркая
речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает
воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей.
Это относится не только к публичным выступлениям, не
только к докладам и лекциям, но и к бытовой речи, домашнему разговору. Бывают
случаи, когда об одном и том же дне, проведенном в школе, один ученик
рассказывает серо, не заинтересованно, односложно: «Ничего особенного не было.
Нормально. Учительница рассказывала о Демосфере. Был такой оратор. Меня не
спрашивали, не вызывали. Все нормально». Другой живо, заинтересованно,
остроумно рассказал, что он узнал о Демосфене, вспомнил, как одноклассник на
уроке биологии сказал: «Эмбрион холеры очень опасен», после чего у учителя очки
на лоб полезли. А потом оказалось, что несколько человек в классе не знали, что
возбудитель холеры называется «вибрион», а эмбрион означает «зародыш».
Конечно, некоторые могут сказать, что характеры у людей
разные: одни с детства «молчуны», а другие — «говоруны», одни обладают даром
красноречия, другие — нет. Все это справедливо. Однако теоретики ораторского
искусства утверждают, что любой человек при желании может преодолеть врожденную
склонность к «молчанию» и научиться образно, выразительно говорить.
Что же для этого необходимо?
Прежде всего знать, какими средствами выразительности
обладает язык, что делает речь образной, красочной. Затем научиться
пользоваться этими средствами и самому их создавать. А главное —
руководствоваться народной мудростью: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»,
«Терпенье и труд все перетрут».
Ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы. Они
обнаруживаются на всех его уровнях, особенно на лексическом. Это объясняется
тем, что слово не только называет предмет, качество, действие, состояние, но и
способно передавать отношение говорящего, его оценку (положительную,
отрицательную), его эмоции (неодобрение, пренебрежение, ласку, любовь,
восторг), указывать на степень проявления признака, действия, т. е. быть
экспрессивным (ср.: гореть и пылать, большой и гигантский).
В семантике многих слов русского языка заложена
образность: слово называет предмет и одновременно передает его образ,
раскрывает, почему предмет получил такое наименование (например: медведь — «неуклюжий человек»).
Задание 111. Начертите таблицу. Проанализируйте
каждое слово. Если оно образно или экспрессивно, поставьте в соответствующей
графе +, если передает эмоцию, оценку, то напишите в графе, какую.
Слова
|
Образность
|
Экспрессивность
|
Эмоциональность
|
Оценочность
|
Дом, домишко, гриб (о человеке), крохотуля, дурак,
сирень, дурачок, остолбенеть, лгунишка, проныра, буквоед, подлиза, уплетать
(«быстро есть»), дармоед, курица (о человеке), губошлеп, безмозглый,
истребить, лоботряс, мчаться, невезуха, балдеж, балдеть, баран (о человеке),
книга, интеллигектик, богачиха, выскочка, бумагомаратель, алконавт (алкоголик),
алкаш, чернуха, библиотека, фирмач, тусовка, тусоваться, мать-и-мачеха,
эскулап, глупыш, горемыка, егоза, капризуля, ржать, дружок.
Задание 112. Определите, чем различаются сопоставляемые
слова: лексическим значением, наличием / отсутствием образности, экспрессии,
эмоциональности, оценки?
Бездельник — лодырь — лоботряс, болтун — балаболка —
пустомеля — пустобрех, видоизменять — варьировать — модифицировать, размежевание
— раскол, хилый — хлипкий — дохлый, белка — белочка, лошадь — кляча — буцефал
— коняга — лошаденка — лошадушка — лошадка — савраска — рысак — конь,
растратить — разбазарить, сочинитель — поэт — рифмоплет — стихотворец —
стихоплет, беспечный — бесшабашный — сумасбродный, несообразительный — тупой,
милый — дорогой — ненаглядный, плакса — нюня, лицо — физиономия — морда — харя
— рыло, воин — вояка, муж — супруг — благоверный, скупец — скупердяй — жадина
— жадюга.
Задание 113. Напишите названия птиц, насекомых,
животных, растений, которые в переносном значении характеризуют человека.
Придумайте с ними несколько предложений и запишите их.
Выразительность речи во многом зависит от того, в какой
степени творящий ее знаком с художественными приемами, традиционно называемыми
тропами и фигурами.
Тропы — слова и выражения, употребленные не в обычном,
прямом значении, а в переносном смысле. В основе тропа лежит сопоставление
явлений, сходных по каким-либо признакам или каким-либо образом связанных,
соотносящихся между собой. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха,
аллегория, сравнения, эпитеты.
Метафоры основаны на переносе наименования по
сходству. Они образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные
нервы), отвлечения (поле
деятельности) и т. д. Довольно часто метафоры используются и в обиходной
речи. Нередко мы слышим и говорим: идет
дождь, часы стали, железный характер, теплые отношения, острое зрение. Однако
эти метафоры утратили свою образность и носят бытовой характер.
Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать
эмоциональные ассоциации, помогать глубже осознать, представить событие или
явление. Вот, к примеру, какие метафоры использовал в напутственном слове
первокурсникам выдающийся физиолог академик А.А. Ухтомский:
Ежегодно все новые волны молодежи приходят с разных
концов в университет на смену предшественникам. Какой мощный ветер гонит сюда
эти волны, мы начинаем понимать, вспоминая о горестях и лишениях, которые
приходилось испытывать, пробивая преграды к этим заветным стенам. Силою инстинкта
устремляется молодежь сюда. Инстинкт этот — стремление знать, знать все больше
и глубже.
В этом отрывке несколько метафор: волны молодежи, какой мощный ветер гонит сюда эти волны, пробивая
преграды, к этим заветным стенам. Они создают повышенный эмоциональный
настрой слушателей, заставляют почувствовать значимость происходящего.
Использование метафор не всегда делает речь художественной.
Иногда выступающие увлекаются метафорами. «Чересчур блестящий слог, — писал еще
Аристотель, — делает незаметными как характеры, так и мысли».
Изобилие метафор отвлекает слушателей от содержания
речи, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на
содержании.
Задание 114. Найдите метафоры в тексте. Объясните,
как они образованы. Измените предложения так, чтобы в них отсутствовали
метафоры (общий смысл предложений сохраните). Сравните предложение с метафорой
и предложение без метафоры. Сделайте вывод о функциях метафоры в тексте.
На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в
мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или велосипед
седлайте, а лучше — пешком. Пораньше из дому, лучше с самой зарей. Тогда весь
праздник — ваш. Вы увидите, как стягивает солнце туманное одеяло с реки,
увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как добывает свой «хлеб»
трудолюбивый дятел (Б. Песков).
Метонимия, в отличие от метафоры, основана на
смежности. Если при метафоре два одинаково названных предмета, явления должны
быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления,
получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать не просто как соседние, а
несколько шире — тесно связанные друг с другом. Примерами метонимии являются
употребления слов класс, школа, аудитория,
квартира, дом, завод для обозначения людей.
Словом можно называть материал и изделие из этого
материала (золото, серебро, бронза,
фарфор, чугун, глина). Так, один из спортивных комментаторов, рассказывая
о международных соревнованиях, сказал: «Золото
и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам».
Довольно часто в метонимическом значении используются
географические наименования. Например, названия столиц употребляются в
значении «правительство страны», «правящие круги»: Переговоры между Лондоном и Вашингтоном, Париж волнуется, Варшава
приняла решение и т. п. Географические названия обозначают и людей,
живущих на данной территории. Так, название Беларусь синонимично сочетанию белорусский
народ, Украина — украинский народ.
Задание 115. Составьте предложения, в которых
приведенные ниже слова имели бы метонимическое значение.
Пример: Ростов в сентябре 1999 года праздновал свое
250-летие.
Москва, хрусталь, город, серые шинели, конференция,
фабрика, танки, янтарь, Гоголь.
Синекдоха — троп, сущность которого заключается в том,
что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо
множественного или, наоборот, целое вместо части, множественное число —
вместо единственного.
Примером синекдохи служат эмоциональные, образные,
глубокие по содержанию слова М.А. Шолохова о характере русского человека.
Употребляя слово человек и
собственное имя Иван, писатель
подразумевает весь народ:
Символический русский Иван — это вот что: человек, одетый
в серую шинель, который не задумываясь отдавал последний кусок хлеба и
фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку,
человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от
неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все
лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.
Хорошее имя Иван!
Заданна 116. Составьте предложения, в которых
данные слова выступают в качестве синекдохи.
Пример: Берет (в значении «человек») прошел вперед и
ветел у окна.
Шляпа, борода, голова, лицо, рука, пальто, шинель.
Аллегория — иносказательное изображение отвлеченного
понятия при помощи конкретного жизненного образа. Особенно активно этот прием
используется в баснях и сказках. С помощью образов животных высмеиваются
различные человеческие пороки (жадность, трусость, хитрость, тупость, невежество),
прославляются добро, мужество, справедливость. Так, в народных сказках лиса — аллегория хитрости, заяц — трусости, осел — упрямства и т.д. Аллегория позволяет лучше понять ту или
иную идею говорящего, вникнуть в суть высказывания, нагляднее представить
предмет разговора.
Задание 117. Приведите примеры аллегорий из басен
и сказок.
Образец: И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»: стрекоза
—легкомысленный, беспечный человек, не думающий о будущем; муравей —
трудолюбивый, домовитый человек, заботящийся о своем благополучии.
Сравнение — это образное выражение, построенное
на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
Сравнение предполагает наличие трех данных: во-первых, предмет 1, который
сравнивается с предметом 2, во-вторых, предмет 2, с которым сравнивается
предмет 1, и, в-третьих, признак, на основании которого проводится сравнение
двух предметов. С помощью сравнения говорящий выделяет, подчеркивает предмет
или явление, обращает на него особое внимание. Сравнение только тогда будет
действенным, когда око органично связано с содержанием, когда оно не затемняет
мысль, а поясняет ее, делает более простой, Сила сравнения в его
оригинальности, необычности, а это достигается путем сближения предметов, явлений
или действий, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют.
Оригинально, например, показал роль фактов в науке И.П. Павлов, обращаясь к
молодым ученым:
Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать
черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накапливайте факты.
Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы
поднять ее ввысь, не опираясь на воздух.
Факты — это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете
взлететь. Без них ваши «теории» — пустые потуги.
Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не
остаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов.
Попытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими
управляющие.
Яркие, выразительные сравнения придают речи особую
поэтичность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в
результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в
речевые штампы. Вряд ли у кого-то вызовут положительные эмоции такие
распространенные выражения: храбрый как
лее, трусливый как заяц, отражались как в зеркале, проходят красной нитью и
др.
Недостатком считается использование сравнения ради
сравнения. Тогда речь становится витиеватой, искусственной, растянутой.
Задание 118. Прочитайте отрывок из «Мертвых душ»
Н.В. Гоголя. Скажите, кто / что с кем/чем сравнивается и по какому признаку?
Чичиков въехал во двор. Между тем псы заливались всеми
возможными голосами: один, забросивши вверх голову, выводил так противно и с
таким старанием, как будто за это получал бог знает какое жалованье; другой
отхватывал наскоро, как пономарь; промеж них звенел, как почтовый звонок,
неугомонный дискант, вероятно, молодого щенка, и все это, наконец, довершал
бас, может быть старик, наделенный дюжею собачьей натурой, потому что хрипел,
как хрипит певческий контрабас.
Задание 119. Составьте предложения так, чтобы
данные слова выступали в качестве предмета, с которым что-то сравнивается.
Определите в каждом случае основание сравнения.
Ветер, вода, земля, огонь, птица, золото, серебро, зверь.
Эпитеты — художественные определения. Они позволяют
более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым
обогащают содержание высказывания. Обратите внимание, какие выразительные
эпитеты находит А.Е. Ферсман, чтобы описать красоту и великолепие зеленых
камней:
Ярко-красочный изумруд, то густой, почти темный,
прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый
лишь с камнями Колумбии; ярко-золотистый «хризолит» Урала, тот прекрасный
искристый камень демантоид, который так ценила заграница — следы которого нашли
в старинных раскопках Экбатаны и Персии. Целая гамма тонов связывает слабо
зеленоватые или синеватые бериллы с густо зелеными темными аквамаринами Ильменских
копей, и как ни редки эти камни, но их красота не имеет себе равных.
Эпитетами, как и другими средствами речевой
выразительности, не следует злоупотреблять. Полезным в этом отношении может
оказаться совет А.П. Чехова. В одном из своих писем он отмечал:
...Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения
существительных и глаголов. У Бас так много определений, что вниманию читателя
трудно разобраться, и он утомляется... Понятно, когда я пишу; «Человек сел на
траву», это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот,
неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «Высокий, узкогрудый,
среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами
траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в
мозгу.
Задание 120. Как вы относитесь к совету А.П. Чехова?
Просмотрите свои 2-3 последних сочинения. Найдите эпитеты. Много или мало
эпитетов вы употребляете? Почему? Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на количество
эпитетов в тексте?
Задание 121. Прочитайте текст. Найдите эпитеты.
Что вы можете сказать а) о количестве эпитетов в тексте; б) об их качестве?
Чехова отличали страстная любовь к людям; жгучий интерес
к их нравам, судьбам, профессиям; неутомимая жажда знаний, новых впечатлений,
путешествий; гигантский аппетит к жизни, к самым разнообразным ее
проявлениям; неистощимая заразительная веселость; прекрасная и возвышенная
грусть; нечеловеческая энергия и трудоспособность; ни с чем не сравнимая щедрость;
необыкновенная мягкость и деликатность и встающая на дыбы гордость;
феноменальная скромность и могучая воля. Удивительно органичный сплав этих
качеств и есть личность Чехова.
Законченной и общепринятой теории и классификации
эпитетов пока не существует. В научной литературе обычно выделяют три типа
эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют
устойчивые связи с определяемым словом: трескучий
мороз, тихий вечер, быстрый бег); народно-поэтические (употребляются в
устном народном творчестве: красная
девица, чисто поле, серый волк), индивидуально-авторские (созданы авторами:
мармеладное настроение (А. Чехов), чурбанное равнодушие (Д. Писарев)).
Большую помощь в подборе свежих эпитетов и удачном их
использовании может оказать «Словарь эпитетов русского литературного языка»
К.С. Горбачевича, Е.П. Хабло (Л., 1979). Для наглядности приведем материалы из
словарной статьи к слову авторитет, опуская
приведенные там примеры употребления эпитетов в художественных произведениях:
Авторитет. При положительной оценке. Безграничный,
большой, важный (устар.), всемирный, высокий, громадный, заслуженный, здоровый,
исключительный, незыблемый, непоколебимый, неограниченный, неопровержимый,
неоспоримый, непогрешимый, непреклонный, непререкаемый, общепризнанный, огромный,
оправданный, признанный, прочный, святой (устар.)? солидный, устойчивый,
хороший.
При отрицательной оценке. Грошовый (разг.), дешевый
(разг.), дутый (разг.), липовый (простореч.), невысокий, неоправданный,
подмоченный (разг.), подорванный, пошатнувшийся, сомнительный, шаткий.
Редкие эпитеты. Голый, докторальный, огненный,
Наиболее распространенные эпитеты можно найти в «Словаре
сочетаемости слов русского языка», изданном под редакцией П, Денисова к В.
Морковкина (М., 1983). Приведем в качестве примера отрывок из словарной
статьи:
Борьба 1. Активная деятельность» направленная на
достижение какой-либо цели или на ликвидацию кого- чего-л., столкновение.
Активная, постоянная, длительная, последовательная,
решительная, упорная, напряженная, острая, нелегкая, тяжелая, опасная,
жестокая, ожесточенная, непримиримая, бескомпромиссная, принципиальная,
мужественная, самоотверженная, отчаянная, героическая, справедливая,
благородная, священная, великая, победоносная, успешная, бесцельная,
бессмысленная, неравная, вооруженная, совместная, организованная, стихийная,
всенародная, общенародная, открытая, подпольная, антифашистская, партизанская,
классовая, революционная, национальная, освободительная, политическая,
фракционная, предвыборная, экономическая, стачечная, забастовочная,
теоретическая, идеологическая, идейная.
2. Противоборство соперничающих сторон в спортивном
состязании.
Интересная, увлекательная, честная, товарищеская,
напряженная, упорная, острая, нелегкая, тяжелая, трудная, неравная,
мужественная, бескомпромиссная, спортивная, силовая...
3. Вид спорта, единоборство двух спортсменов по
определенным правилам.
Вольная, классическая, самбо, дзюдо-Задание 122.
Подберите как можно больше эпитетов к словам век, время, вера. Определите победителя (одинаковые слова вычеркиваются,
оставшиеся подсчитываются). Как вы думаете, почему так много одинаковых
эпитетов? О чем это может свидетельствовать? Положительно или отрицательно вы
оцениваете это явление?
Для оживления речи, придания ей эмоциональности,
выразительности, образности употребляют приемы стилистического синтаксиса, так
называемые фигуры: антитезу, инверсию, повтор и др.
Рассмотрим пример употребления фигур в речи Марка Туллия
Цицерона, произнесенной против Луция Сергия Катилины, патриция по
происхождению, возглавившего заговор с целью насильственного захвата власти.
Обращаясь к квиритам (так в Древнем Риме официально назывались полноправные
римские граждане), Цицерон сказал:
...На нашей сторон сражается чувство чести, на той —
наглость; здесь — стыдливость, там — разврат; здесь — верность, там — обман;
здесь — доблесть, там — преступление; здесь — честное имя, там — позор; здесь
— сдержанность, там — распущенность; словом, справедливость, умеренность,
храбрость, благоразумие — все доблести борются с несправедливостью, развращенностью,
леностью, безрассудством, всяческими пороками; наконец, изобилие сражается с
нищетой, порядочность — с подлостью, разум — с безумием, наконец, добрые
надежды — с полной безнадежностью.
В речи сопоставляются резко противоположные понятия: честь — наглость, стыдливость — разврат, верность — обман, доблесть —
преступление, честное имя — позор, сдержанность — распущенность и т. п.
Это с особой силой действует на воображение слушателей, вызывает у них яркие
представления о названных предметах и событиях. Такой прием, основанный на
сопоставлении противоположных явлений и признаков, называется антитезой.
Антитеза широко представлена в пословицах и поговорках: Мужественный пеняет на себя, малодушный —
на товарища; Велик телом, да мал делом; Труд всегда дает, а лень только берет;
На голове густо, да в голове пусто. Для сравнения двух явлении в пословицах
используют антонимы — слова с противоположным значением: мужественный — малодушный, велик — мал, труд — лень, густо — пусто. В
соответствии с этим принципом построены многие строки из художественных, публицистических,
поэтических произведений. Приведем отрывок из Нобелевской лекции А. Солженицына.
Использование антитезы, сопоставление противоположных понятий позволили
писателю выразить главную мысль более ярко и эмоционально, точнее высказать
свое отношение к описываемым явлениям:
То, что по одной шкале представляется издали завидной
благоденственной свободой, то по другой шкале вблизи ощущается досадным
принуждением, зовущим к переворачиванию автобусов. То, что в одном краю
мечталось бы как неправдоподобное благополучие, то в другом краю возмущает как
дикая эксплуатация, требующая немедленной забастовки. Разные шкалы для
оскорбления личности: где унижает даже ироническая улыбка и отстраняющее
движение, а где и жестокие побои простительны как неудачная шутка. Разные
шкалы для наказаний, для злодеяний. По одной шкале месячный арест, или ссылка в
деревню, или «карцер», где кормят белыми булочками да молоком, — потрясают
воображение, заливают газетные полосы гневом. А по другой шкале привычны и
прощены — и тюремные сроки по двадцать пять лет, и карцеры, где на стенах лед,
но раздевают до белья, и сумасшедшие дома для здоровых, и пограничные расстрелы
бесчисленных неразумных, все почему-то куда-то бегущих людей.
Задание 123. Подберите антонимические пары, связанные
с темой «Весна». Напишите текст-описание, используя антитезы, выстроенные на
основе ваших антонимических пар. Озаглавьте текст.
Ценное средство выразительности — инверсия, т. е.
изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической
целью. Так, если прилагательное поставить не перед существительным, к которому
оно относится, а после него, то этим усиливается значение определения,
характеристика предмета, Вот пример такого словорасположения: Он был страстно влюблен не просто в
действительность, а в действительность постоянно развивающуюся, в
действительность вечно новую и необычную.
Чтобы привлечь внимание слушателя, читателя к тому или
иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до
вынесений в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а
подлежащего — в конец. Например: Чествовали
героя дня всем коллективом; Как бы трудно ни было, сделать это должны мы.
Благодаря всевозможным перестановкам, в предложении,
даже состоящем из небольшого количества слов, зачастую можно создать несколько
вариантов, и каждый из них будет иметь различные смысловые оттенки.
Естественно, что при перестановках необходимо следить за точностью
высказывания.
Задание 124. Укажите в предложениях инверсии.
Объясните в каждом случае цель употребления инверсии.
1. Для берегов отчизны дальней / Ты покидала край чужой.
2. Твоих оград узор чугунный (Пушкин).
3. Гремят раскаты молодые. 4. Повисли перлы дождевые. 5. С горы бежит поток
проворный (Тютчев). 6. А в школу я
не пойду! 7. Первым лодку заметил Николай.
Нередко для усиления высказывания, придания речи
динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, как
повтор. Формы повторов бывают самые разнообразные. Иногда начинают несколько
предложений одним и тем же словом или группой слов. Такой повтор называется анафорой,
что в переводе с греческого языка означает единоначатие. Вот как этот
прием использовал Л.И. Леонов в докладе, посвященном 150-летию со дня рождения
А.С. Грибоедова:
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые
изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. Мой
освобожденный народ высоко оценил благородный гнев «Горе от ума» и, отправляясь
в дальний и трудный путь, взял эту книгу с собой...
Писатель трижды повторил сочетание есть книги в одинаковых синтаксических конструкциях и тем самым
подготовил слушателей к мысли, что произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума»
занимает особое место в сердцах русских людей.
Иногда повторяют несколько раз целые предложения, чтобы
подчеркнуть, выделить, сделать более наглядной стержневую мысль, заключенную в
них.
Встречаются повторы и в конце фразы. Как и е начале предложения, повторяться могут
отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции. Такая стилистическая
фигура называется эпифорой. Приведем пример эпифоры из статьи В.Г. Белинского:
Для таких поэтов всего невыгоднее являться в переходные
эпохи развития обществ; но истинная гибель их талантов заключается в ложном
убеждении, что для поэта довольно чувства... Это особенно вредно для поэтов
нашего времени; теперь все поэты, даже великие, должны быть вместе и мыслителями,
иначе не поможет и талант... Наука, живая, современная наука, сделалась теперь
пестуном искусства, к без нее — невозможно вдохновение, бессилен талант!..
Задание 125. Прочитайте отрывок из лекции А.Е. Ферсмана
«Камень в культуре будущего». Найдите в тексте повторы и объясните, с какой
целью автор их использует.
...Разве сами драгоценные камни не являются эмблемою
твердости, постоянства и вечности? Разве есть что-либо тверже алмаза, что может
сравниться с прочностью и нерушимостью этой формы углерода?
...Разве корунд в многочисленных своих видоизменениях,
топаз и гранат не являются основными шлифующими материалами, и с ними сравнимы
лишь новые искусственные продукты человеческого гения?
Разве кварц, циркон, алмаз и корунд не являются одними из
самых устойчивых химических группировок природы и разве огнестойкость и
неизменяемость многих из них при высоких температурах не превышают далеко
огнестойкость подавляющего большинства других тел? |