Пятница, 22.11.2024, 17:14


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ [19]
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ [10]
УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ [17]
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ОБЩЕНИЯ [21]
СЛОВАРЬ ОШИБОК РУССКОГО ЯЗЫКА [29]
ЗАДАНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ [40]
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ [6]

Главная » Статьи » КУЛЬТУРА РЕЧИ » ЗАДАНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Диалогизация монологической речи. Задания 126 - 127

Речевая практика выработала приемы, которые не только оживляют повествование, придают ему вырази­тельность, но и диалогизируют монологическую речь.

Один из таких приемов — вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что создатель текста, как бы предвидя возражения, угадывая возможные воп­росы адресатов своей речи, сам такие вопросы фор­мулирует и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, дела­ет слушателей, читателей собеседниками, активизи­рует их внимание, вовлекает в поиски истины.

Умело и интересно поставленные вопросы при­влекают внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения. Вопросно-ответный ход — один из наиболее доступных приемов. Доказатель­ством этому служит лекция «Холодный свет», про­читанная крупнейшим мастером популяризации научных знаний С.И. Вавиловым:

Возникает вопрос, а почему же спирто­вое пламя, в которое введена стоповая соль, светится ярким желтым светом, несмотря на то, что его температура почти такая же, как температура спички? Причина в том, что пламя не абсолютно черное для любых цве­тов. Только желтый цвет поглощается им в большей степени, поэтому лишь в этой жел­той части спектра спиртовое пламя и ведет себя как теплый излучатель со свойствами черного тела.

Как объясняет новая физика удивитель­ные свойства «холодного света»? Громадные успехи, полученные наукой в понимании стро­ения атомов и молекул, а также о природе света, дали возможность хотя бы в общих чертах понять и объяснить люминесценцию.

Как объясняется, наконец, тушение «хо­лодного света», которое мы видим на опы­те? Причины в различных случаях существен­но различные...

Если убрать предложения с вопросно-ответным ходом, действенность этого текста снизится.

Иногда автор вставляет в текст предполагаемые реплики слушателей, читателей. Это вносит в моно­лог элементы диалога. Так, известный русский исто­рик В.О. Ключевский в лекции «О взгляде худож­ника на обстановку и убор изображаемого им лица» дважды использовал этот прием:

Если исключить редких чудаков, мы обык­новенно стараемся окружить и выставить себя в лучшем виде, показаться себе самим и другим даже лучше, чем мы на самом деле. Вы скажете: это суетность, тщеславие, при­творство. Так, совершенно так. Только по­звольте обратить ваше внимание на два очень симпатичных побуждения.

А посмотрите, как она (боярыня Федосья Прокофьевна Морозова. — Авт.), оставшись молодой вдовой, в «мирном образе», по-на­шему, в трауре, выезжала из дома: ее сажа­ли в дорогую карету, украшенную серебром и мозаикой, в шесть или двенадцать лоша­дей, с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек со сто, а при осо­бенно торжественном поезде с двести и с триста, оберегая честь и здоровье своей государыни-матушки. Царица ассирийская, да и только, скажете вы, — раба суеверного и тщеславного пышного века. Хорошо.

В отрывках В.О. Ключевский мнение аудитории выделяет словами вы скажете, а затем формулиру­ет свое отношение к этому: Так, совершенно так. Хорошо.

Приемы диалогизации монолога получили распро­странение в публицистике, ораторской речи, художе­ственной литературе.

Помимо вопросно-ответного приема, нередко при­меняют так называемый риторический вопрос. Осо­бенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо. Обращение с вопросом к аудитории — эффективный прием.

Риторический вопрос воспринимается обычно не как вопрос, на который необходимо дать ответ, а как положительное утверждение. Именно такое значение имеет риторический вопрос в заключи­тельной части лекции А.Е. Ферсмана «Зеленые камни России»:

Что может быть интереснее и прекраснее этой тесной связи между глубокими закона­ми распределения химических элементов в земной коре и распространением в ней ее нежных цветов — драгоценного камня?!

Слава русского зеленого камня коренит­ся в глубоких законах геохимии России, и не случайно наша страна сделалась страной зеленого самоцвета.

Риторический вопрос усиливает воздействие речи на слушателей, пробуждает в них соответствующие чувства, несет большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Вспомните начало произведения А.С. Пуш­кина «Станционный смотритель». Как блестяще ис­пользовал он этот прием, создавая обобщенный образ станционного смотрителя!

Кто не проклинал станционных смотрите­лей, кто с ними не бранивался? Кто, в мину ту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы   вписать  в  оную  свою  бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисп­равность? Кто не почитает их извергами че­ловеческого рода, равными покойным по­дьячим или по крайней мере муромским раз­бойникам?   Будем,   однако,   справедливы, постараемся войти в их положение, и, мо­жет быть, станем судить о них гораздо снис­ходительнее. Что такое станционный смот­ритель? Сущий мученик четырнадцатого клас­са, огражденный своим чином токмо от по­боев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего дик­татора, как называет его шутливо князь Вя­земский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Бею досаду, накоплен­ную во время скучной езды, путешествен­ник вымещает на смотрителе.

Однако не все вопросы, встречающиеся в тексте, относятся к средствам выразительности. Они могут выполнять и композиционную функцию, т. е. огра­ничивать одну часть текста от другой» В этом слу­чае вопрос соответствует плану изложения и опреде­ляет содержание последующей части. Именно так построил одну из своих радиобесед о воспитании А.С. Макаренко, который, по мнению исследователей, умел говорить с родителями и на языке научных понятий, и на языке художественных образов. Рас­сматривая проблемы родительского авторитета, он с помощью вопросов выделил ряд моментов: «Откуда берется родительский авторитет и как он организу­ется?»; «В чем же должен состоять настоящий ро­дительский авторитет?».

Задание 126. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Легко ли быть молодым?», используя риторичес­кие и композиционные вопросы.

К средствам выразительности относят и прямую речь, которую вводят в текст. Эта речь может быть точ­ной или приблизительной, а иногда даже вымышлен­ной. Дословно переданная прямая речь называется цитатой. Иногда кажется, что цитирование не требует особого умения. Однако и в этом есть свои особеннос­ти, свои положительные и отрицательные стороны, ко­торые приходится учитывать. Например, некоторые свою речь строят на одних цитатах. Такие тексты вы­зывают недоумение: ведь читатель, слушатель хочет знать мнение самого автора, результат его наблюдений. Кроме того, обилие цитат утомляет, затрудняет воспри­ятие текста. Поэтому прежде чем использовать цита­ты, нужно отобрать наиболее интересные, содержатель­ные, оригинальные или наименее известные.

Важно правильно подать цитату, т. е. ввести в текст так, чтобы было понятно, где ее начало и ко­нец. Нужно следить за тем, чтобы не исказилась мысль автора, потому что отдельно взятое предложе­ние или несколько предложений могут иметь иное значение, чем в контексте.

Нельзя произвольно изменять текст, т. е. пере­ставлять слова, вводить вместо одних слов другие, изменять грамматическую форму слов. Цитата дол­жна быть точной.

Необходимо знать, кому принадлежат цитируемые слова, из какого источника взяты, каковы выходные данные источника. Иногда эти сведения приводятся после цитаты, иногда в конце текста в списке использованной литературы.

В устной речи (в беседах на различные темы, в которых приходится обсуждать чужие мысли, поступ­ки, действия, говорить о чувствах людей) в основном применяется приблизительная или вымышленная прямая речь. Она оживляет высказывание, делает его эмоциональным, привлекает внимание слушателей, Удачно использовал прямую речь в лекции «Науч­но-технический прогресс и математика» академик Б.В. Гнеденко:

После того как мы продемонстрировали машину и наши гости сами поработали с ней, профессор Иванов, о котором я вам рассказывал, заявил: «Идите работать с нами, мы умеем диагностировать хорошо, с нами вы сумеете создать такую машину, которая будет диагностировать не хуже лучшего ди­агноста мира».

Врач-терапевт, специалист по диагности­ке заболеваний пищеварительного тракта, сказал иначе: «Зачем вы взялись за такую трудную задачу, как диагностика сердечных заболеваний? Давайте работать вместе, и мы создадим такую машину, которая будет диаг­ностировать практически без ошибок».

Наконец, психиатры реагировали так: «Ну зачем вы взялись за диагностику сердечных заболеваний? — говорили они. — Вам каж­дый инженер скажет, что сердце — это про­стой насос, который гонит жидкость по тру­бам. А вот человеческую психику не знает никто. Давайте работать с нами. Без матема­тиков здесь дело пойти не может. И любой шаг в области изучения высшей нервной деятельности для человечества будет вели­чайшим благом. С психикой связаны не толь­ко заболевания людей. От нее зависит вся повседневная человеческая деятельность. Мы не знаем возможностей человеческой пси­хики, не знаем, насколько мы ее может заг­ружать. Нам неизвестно, правильно ли мы учим людей, правильно ли мы лечим их.

Желательно не просто ввести в текст прямую речь, но и прокомментировать чужое высказывание, опре­делить к нему свое отношение, а иногда и вступить в полемику с конкретным (или вымышленным) ли­цом. Приведем пример использования этого приема в лекции «О важнейших предметах воспитания», прочитанной профессором Московского университе­та П.С. Александровым:

Вчера в мои руки попало высказывание одного из крупнейших современных физиков, старого геттингенского профессора Макса Борна: «Будущее науки зависит от того, удаст­ся ли эту потребность, порыв и стремление к творчеству, согласовать и привести в гармо­нию с условиями социальной жизни и этики».

К этим словам можно добавить только то, что от этого зависит не только судьба науки, но, может быть, и судьба челове­чества.

Как форма передачи чужого высказывания в тек­сте употребляется и косвенная речь, передающая чьи-либо слова от третьего лица. Пример введения косвенной речи находим в уже упомянутой лекции П.С. Александрова:

Чайковский говорил о музыке как об осо­бенном средстве общения людей, которое не может быть заменено никаким другим средством общения. Вспоминаю один кон­церт в консерватории: давали Первую сим­фонию Бетховена. Я обратил внимание на выражение лиц наших студентов.

Косвенная речь, по сравнению с прямой речью, ме­нее выразительна и экспрессивна. Хороший эффект дает умелое сочетание в выступлении прямой и кос­венной речи: с одной стороны, это позволяет избе­жать обильного цитирования, а с другой — делает высказывание более разнообразным и ярким.

Задание 127. Прочитайте отрывок из вводной лек­ции, посвященной творчеству Н.А. Некрасова. Опреде­лите, в каких формах говорящий использует чужую речь. Иллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

Мы убедились в том, что подлинно новаторские творения всегда вызывают разноречивые суждения, неоднозначные оценки современников. Вспомните неприятие критиками «Грозы», борьбу и споры вокруг романа «Отцы и дети»... Такая же судьба постиг­ла и лирику Некрасова. Мнения и оценки читателей и критиков резко разделились.

Так, тонкий ценитель изящного, известный кри­тик-эстет Василий Боткин утверждал, что стихи Не­красова не могут «волновать по-настоящему — ка­кой грубый слог, топорные фразы... будто не скульп­тор ваял из благородного мрамора, а мужик топором полено рубил».

В то же время Белинский «давал голову на от­сечение, что у Некрасова есть «талант», что он «поэт — и поэт истинный». Тургенев в минуту раз­дражения уверял, что «в стихах Некрасова поэзия и не ночевала», но он же признавался, что стихотворе­ние «Еду ли ночью...» его «совершенно с ума свело»: «денно и нощно твержу я это удивительное произве­дение и уже наизусть выучил».

Сам Некрасов сокрушенно восклицал: «Нет в тебе поэзии свободной, мой суровый, неуклюжий стих». А Чернышевский и Добролюбов называли его «един­ственной прекрасной надеждой нашей литературы», «любимейшим русским поэтом».

Кто из них прав? Как примирить, казалось бы, не­примиримое? Где истина?

Работа, которую мы с вами проделаем сегодня, позволит нам подойти к решению этого вопроса.

Категория: ЗАДАНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ | Добавил: admin (23.10.2014)
Просмотров: 4347 | Теги: занятия по риторике, устная речь, ораторское искусство для школьников, культура речи, учимся выступать перед публикой, основы риторики | Рейтинг: 4.5/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0