Речевая практика выработала приемы, которые не только
оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь.
Один из таких приемов — вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что создатель текста,
как бы предвидя возражения, угадывая возможные вопросы адресатов своей речи,
сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход
превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей, читателей
собеседниками, активизирует их внимание, вовлекает в поиски истины.
Умело и интересно поставленные вопросы привлекают
внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения.
Вопросно-ответный ход — один из наиболее доступных приемов. Доказательством
этому служит лекция «Холодный свет», прочитанная крупнейшим мастером
популяризации научных знаний С.И. Вавиловым:
Возникает вопрос, а почему же спиртовое пламя, в которое
введена стоповая соль, светится ярким желтым светом, несмотря на то, что его
температура почти такая же, как температура спички? Причина в том, что пламя не
абсолютно черное для любых цветов. Только желтый цвет поглощается им в большей
степени, поэтому лишь в этой желтой части спектра спиртовое пламя и ведет себя
как теплый излучатель со свойствами черного тела.
Как объясняет новая физика удивительные свойства
«холодного света»? Громадные успехи, полученные наукой в понимании строения
атомов и молекул, а также о природе света, дали возможность хотя бы в общих
чертах понять и объяснить люминесценцию.
Как объясняется, наконец, тушение «холодного света»,
которое мы видим на опыте? Причины в различных случаях существенно
различные...
Если убрать предложения с вопросно-ответным ходом,
действенность этого текста снизится.
Иногда автор вставляет в текст предполагаемые реплики
слушателей, читателей. Это вносит в монолог элементы диалога. Так, известный
русский историк В.О. Ключевский в лекции «О взгляде художника на обстановку и
убор изображаемого им лица» дважды использовал этот прием:
Если исключить редких чудаков, мы обыкновенно стараемся
окружить и выставить себя в лучшем виде, показаться себе самим и другим даже
лучше, чем мы на самом деле. Вы скажете: это суетность, тщеславие, притворство.
Так, совершенно так. Только позвольте обратить ваше внимание на два очень
симпатичных побуждения.
А посмотрите, как она (боярыня Федосья Прокофьевна
Морозова. — Авт.), оставшись молодой
вдовой, в «мирном образе», по-нашему, в трауре, выезжала из дома: ее сажали в
дорогую карету, украшенную серебром и мозаикой, в шесть или двенадцать лошадей,
с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек со сто, а при особенно
торжественном поезде с двести и с триста, оберегая честь и здоровье своей
государыни-матушки. Царица ассирийская, да и только, скажете вы, — раба
суеверного и тщеславного пышного века. Хорошо.
В отрывках В.О. Ключевский мнение аудитории выделяет
словами вы скажете, а затем формулирует
свое отношение к этому: Так, совершенно
так. Хорошо.
Приемы диалогизации монолога получили распространение в
публицистике, ораторской речи, художественной литературе.
Помимо вопросно-ответного приема, нередко применяют так
называемый риторический вопрос. Особенность
его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для эмоционального
утверждения или отрицания чего-либо. Обращение с вопросом к аудитории —
эффективный прием.
Риторический вопрос воспринимается обычно не как вопрос,
на который необходимо дать ответ, а как положительное утверждение. Именно такое
значение имеет риторический вопрос в заключительной части лекции А.Е. Ферсмана
«Зеленые камни России»:
Что может быть интереснее и прекраснее этой тесной связи
между глубокими законами распределения химических элементов в земной коре и
распространением в ней ее нежных цветов — драгоценного камня?!
Слава русского зеленого камня коренится в глубоких
законах геохимии России, и не случайно наша страна сделалась страной зеленого
самоцвета.
Риторический вопрос усиливает воздействие речи на
слушателей, пробуждает в них соответствующие чувства, несет большую смысловую и
эмоциональную нагрузку. Вспомните начало произведения А.С. Пушкина
«Станционный смотритель». Как блестяще использовал он этот прием, создавая
обобщенный образ станционного смотрителя!
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не
бранивался? Кто, в мину ту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать
в оную свою
бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не
почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по
крайней мере муромским разбойникам?
Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их
положение, и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что
такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса,
огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть
моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо
князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Бею досаду,
накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе.
Однако не все вопросы, встречающиеся в тексте, относятся
к средствам выразительности. Они могут выполнять и композиционную функцию, т.
е. ограничивать одну часть текста от другой» В этом случае вопрос
соответствует плану изложения и определяет содержание последующей части.
Именно так построил одну из своих радиобесед о воспитании А.С. Макаренко,
который, по мнению исследователей, умел говорить с родителями и на языке
научных понятий, и на языке художественных образов. Рассматривая проблемы
родительского авторитета, он с помощью вопросов выделил ряд моментов: «Откуда
берется родительский авторитет и как он организуется?»; «В чем же должен
состоять настоящий родительский авторитет?».
Задание 126. Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Легко ли быть молодым?», используя риторические
и композиционные вопросы.
К средствам выразительности относят и прямую речь, которую вводят в текст.
Эта речь может быть точной или приблизительной, а иногда даже вымышленной.
Дословно переданная прямая речь называется цитатой.
Иногда кажется, что цитирование не требует особого умения. Однако и в этом
есть свои особенности, свои положительные и отрицательные стороны, которые
приходится учитывать. Например, некоторые свою речь строят на одних цитатах.
Такие тексты вызывают недоумение: ведь читатель, слушатель хочет знать мнение
самого автора, результат его наблюдений. Кроме того, обилие цитат утомляет,
затрудняет восприятие текста. Поэтому прежде чем использовать цитаты, нужно
отобрать наиболее интересные, содержательные, оригинальные или наименее
известные.
Важно правильно подать цитату, т. е. ввести в текст так,
чтобы было понятно, где ее начало и конец. Нужно следить за тем, чтобы не
исказилась мысль автора, потому что отдельно взятое предложение или несколько
предложений могут иметь иное значение, чем в контексте.
Нельзя произвольно изменять текст, т. е. переставлять
слова, вводить вместо одних слов другие, изменять грамматическую форму слов.
Цитата должна быть точной.
Необходимо знать, кому принадлежат цитируемые слова, из
какого источника взяты, каковы выходные данные источника. Иногда эти сведения
приводятся после цитаты, иногда в конце текста в списке использованной
литературы.
В устной речи (в беседах на различные темы, в которых
приходится обсуждать чужие мысли, поступки, действия, говорить о чувствах людей)
в основном применяется приблизительная или вымышленная прямая речь. Она
оживляет высказывание, делает его эмоциональным, привлекает внимание
слушателей, Удачно использовал прямую речь в лекции «Научно-технический
прогресс и математика» академик Б.В. Гнеденко:
После того как мы продемонстрировали машину и наши гости
сами поработали с ней, профессор Иванов, о котором я вам рассказывал, заявил:
«Идите работать с нами, мы умеем диагностировать хорошо, с нами вы сумеете
создать такую машину, которая будет диагностировать не хуже лучшего диагноста
мира».
Врач-терапевт, специалист по диагностике заболеваний
пищеварительного тракта, сказал иначе: «Зачем вы взялись за такую трудную
задачу, как диагностика сердечных заболеваний? Давайте работать вместе, и мы создадим
такую машину, которая будет диагностировать практически без ошибок».
Наконец, психиатры реагировали так: «Ну зачем вы взялись
за диагностику сердечных заболеваний? — говорили они. — Вам каждый инженер
скажет, что сердце — это простой насос, который гонит жидкость по трубам. А
вот человеческую психику не знает никто. Давайте работать с нами. Без математиков
здесь дело пойти не может. И любой шаг в области изучения высшей нервной
деятельности для человечества будет величайшим благом. С психикой связаны не
только заболевания людей. От нее зависит вся повседневная человеческая
деятельность. Мы не знаем возможностей человеческой психики, не знаем,
насколько мы ее может загружать. Нам неизвестно, правильно ли мы учим людей,
правильно ли мы лечим их.
Желательно не просто ввести в текст прямую речь, но и
прокомментировать чужое высказывание, определить к нему свое отношение, а
иногда и вступить в полемику с конкретным (или вымышленным) лицом. Приведем
пример использования этого приема в лекции «О важнейших предметах воспитания»,
прочитанной профессором Московского университета П.С. Александровым:
Вчера в мои руки попало высказывание одного из крупнейших
современных физиков, старого геттингенского профессора Макса Борна: «Будущее
науки зависит от того, удастся ли эту потребность, порыв и стремление к
творчеству, согласовать и привести в гармонию с условиями социальной жизни и
этики».
К этим словам можно добавить только то, что от этого
зависит не только судьба науки, но, может быть, и судьба человечества.
Как форма передачи чужого высказывания в тексте
употребляется и косвенная речь, передающая чьи-либо слова от третьего лица.
Пример введения косвенной речи находим в уже упомянутой лекции П.С.
Александрова:
Чайковский говорил о музыке как об особенном средстве
общения людей, которое не может быть заменено никаким другим средством общения.
Вспоминаю один концерт в консерватории: давали Первую симфонию Бетховена. Я
обратил внимание на выражение лиц наших студентов.
Косвенная речь, по сравнению с прямой речью, менее
выразительна и экспрессивна. Хороший эффект дает умелое сочетание в выступлении
прямой и косвенной речи: с одной стороны, это позволяет избежать обильного
цитирования, а с другой — делает высказывание более разнообразным и ярким.
Задание 127. Прочитайте
отрывок из вводной лекции, посвященной творчеству Н.А. Некрасова. Определите,
в каких формах говорящий использует чужую речь. Иллюстрируйте свой ответ
примерами из текста.
Мы убедились в том, что подлинно новаторские творения
всегда вызывают разноречивые суждения, неоднозначные оценки современников.
Вспомните неприятие критиками «Грозы», борьбу и споры вокруг романа «Отцы и
дети»... Такая же судьба постигла и лирику Некрасова. Мнения и оценки
читателей и критиков резко разделились.
Так, тонкий ценитель изящного, известный критик-эстет
Василий Боткин утверждал, что стихи Некрасова не могут «волновать
по-настоящему — какой грубый слог, топорные фразы... будто не скульптор ваял
из благородного мрамора, а мужик топором полено рубил».
В то же время Белинский «давал голову на отсечение, что
у Некрасова есть «талант», что он «поэт — и поэт истинный». Тургенев в минуту
раздражения уверял, что «в стихах Некрасова поэзия и не ночевала», но он же
признавался, что стихотворение «Еду ли ночью...» его «совершенно с ума свело»:
«денно и нощно твержу я это удивительное произведение и уже наизусть выучил».
Сам Некрасов сокрушенно восклицал: «Нет в тебе поэзии
свободной, мой суровый, неуклюжий стих». А Чернышевский и Добролюбов называли
его «единственной прекрасной надеждой нашей литературы», «любимейшим русским
поэтом».
Кто из них прав? Как примирить, казалось бы, непримиримое?
Где истина?
Работа, которую мы с вами проделаем сегодня, позволит нам
подойти к решению этого вопроса. |