Суббота, 27.04.2024, 05:38


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ЗНАЕМ ЛИ МЫ РУССКИЙ ЯЗЫК? [85]
В МИРЕ СЛОВ [42]
ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОВОРИМ? [58]
КАК ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ? [94]
ИСПОЛЬЗУЙТЕ КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ЗНАЯ ИХ ИСТОРИЮ [41]
А КАК У ВАС ГОВОРЯТ ИЛИ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ [12]
КОММУНИКАЦИЯ ПО ЗАКОНАМ ЛОГИКИ [56]
ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО ПО СМЫСЛУ ИЛИ ПО ФОРМЕ? [10]
ЗВОНИМ РУСИСТУ? [28]

Главная » Статьи » КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ » ЗВОНИМ РУСИСТУ?

Звоним русисту

Легкое дело – тяжело писать

и говорить, но легко писать и

говорить – тяжелое дело, у кого

это не делается как‑то само собою.

В. Ключевский

 

Сложно передать словами, какую гамму чувств переживает грамотный человек, когда слышит, что кто‑то перезвОнит подруге, покупает золотую цЕпочку или любит тортЫ. Возможно, некоторым такие «неточности» покажутся мелочью, недостойной внимания, но из таких мелочей складывается образ собеседника. И чем больше он ошибается в постановке ударения в словах, тем больше шансов у него оставить о себе не самое приятное впечатление именно там, где следовало бы запомниться грамотным собеседником и хорошим специалистом. Можно только искренне посочувствовать тем, кто не умеет различать стили речи, не умеет чувствовать обстановку и обходиться минимумом слов, чтоб изъясняться с окружающими. Причем, грамотность в таких случаях стоит на последнем месте.

Некоторые из нас еще помнят те недалекие времена, когда существительное «кофе» было мужского рода, и сейчас вы можете испытывать трудности в его употреблении в среднем роде: «мое кофе». Такова судьба динозавров. Это тот случай, когда грамотное меньшинство склоняют принять неграмотность большинства, и если вы начнете употреблять слова по новым правилам, то столкнетесь с непониманием тех, кто прекрасно знает правила литературного языка и ни за какие орехи с мармеладом без боя не сдаст любимые «договОры», «тУфлю» и «понялА». Как говорил один пират, «боритесь за то, что считаете правым делом, даже если сторонников у вас все меньше».

Нормы ударения в нашем великом и могучем русском языке – один из самых сложных вопросов, потому что ударения в словах «скачут», кувыркаются, прыгают и вытворяют всевозможные непотребства в устной речи, осложняя жизнь не только иностранцам, но и носителям русского языка. Сейчас мы говорим «лампа дневнОго света», а в XIX веке говорили по‑другому. А.С. Пушкин, например, утверждал, что «погасло днЕвное светило». Примечательно, что в русском языке наблюдается тенденция к переносу ударения на конец прилагательного.

В XIX веке ударение в прилагательном «Английский» падало на первый слог. А.С. Пушкин, один из родоначальников русского литературного языка, давал такую характеристику Евгению Онегину: «Недуг, которому причину, Давно бы отыскать пора, Подобный Английскому сплину, Кзроче: русская хандра Им овладела понемногу…». Сейчас мы произносим это прилагательное с ударением в середине слова – англИйский костюм.

Но, как ни парадоксально, в русском языке все подчинено правилам – грамматическим и орфоэпическим. Первые мы изучаем в школе, и, если нас на корпоративе начальник вдруг спросит, как правильно пишется «жИ» или «жЫ», мы безошибочно выберем первый вариант, просто потому что помним его, потому что он является правильным, и нам это объяснили еще в школе, когда наше сознание не скорректировали компьютеры и СМИ. А вот с орфоэпическими нормами не все обстоит гладко, ведь в орфоэпии, в отличие орфографии, нет строгих норм, т. е. орфоэпические нормы могут быть рекомендательными, например, для тех, чья профессия не требует их строгого соблюдения. Дикторы на телевидении, журналисты, диджеи и корреспонденты обязаны говорить правильно, специально для них издают профессиональные словари, доступные и тем, кто хочет говорить правильно. И если в 60‑х годах XX века дикторы не считали зазорным заглянуть в картотеку для работников ТВ и в специальные словари, то теперь все меньше журналистов утруждают себя этим занятием, ведь нужен экспромт, это так оживляет эфир! Не зря же преподаватели говорят, что 90 % выпускников факультетов кино и телевидения профессионально непригодны. На тех, кто вещает с экранов ТВ и на волнах радио, лежит огромная ответственность, ведь ошибочное произношение слышит огромная аудитория, позже эти ошибки тиражируются в речи населения, закрепляются и размывают представление населения о чистоте и правильности речи. Наше внимание так устроено, что, в первую очередь, мы воспринимаем информацию и не контролируем ее звучание, она фиксируется в памяти, а потом мы внезапно замечаем, что говорим неправильно какие‑то слова. Мы, если знаем правила орфоэпии, слыша ошибки в речи других, испытываем чувство психологического дискомфорта и протеста. Умение правильно и выразительно говорить, оформлять свою речь по правилам русского литературного языка – сейчас скорее потребность общества, чем прихоть моды, как когда‑то все повально увлеклись историей Средних веков.

Но мы не будем фыркать: «Вот, какая молодежь» и т. д., чтобы не уподобляться ворчунам, а начнем работу над своей речью.

Орфоэпические ошибки, как правило, мы совершаем в словах, которыми редко пользуемся в повседневной речи, и мало кто поймет, что значит наше умное ругательство: «панспермия» (для справки – это гипотеза о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет каких‑либо «зародышей жизни»). И даже если мы написали не один труд по механике, биологии или истории, нам будет сложно произнести написанное слово правильно, просто потому что мы его раньше не слышали в речи окружающих. Но и с окружением не все так просто.

Так уж вышло, что литературное произношение в русском языке формировалось на базе московского произношения, впоследствии оно частично смешалось с петербургским, и теперь у нас в речи есть «поребрик» и «парадная».

Что такое правильная речь? Правильная речь это та, в которой соблюдаются морфологические, лексические и орфоэпические нормы. Сегодня мы имеем неудовольствие наблюдать отклонения от норм на центральном ТВ, в речи ведущих радио и даже в вузах отклонение от норм русского языка уже никого не смущает. А ведь устная речь – лакмусовая бумажка, которая определяет уровень образованности человека. Наверняка каждый из вас имел возможность говорить с внешне привлекательным человеком, но чем дольше мы слушали, тем чаще думали: «Да лучше б ты рот не открывал/а, как павлин».

Русский язык богат и прекрасен, в нем больше слов, чем в любом другом (специалисты называют цифру 200 000). На русском языке говорили великие люди, русским языком М.И. Кутузов объяснял солдатам, как защитить себя и страну, именно романсы на русском языке заставляют душу трепетать, этот язык универсален в любых случаях, он – показатель нашей культуры. Стоит нам произнести три‑четыре фразы, как у собеседника появляется желание общаться с нами. Или, наоборот, треснуть по голове орфоэпическим словарем, чтоб потом неповадно было разглагольствовать о «мозолЯх», «документах» и «тортАх». Говорите грамотно, старайтесь не допускать в устной речи ошибок, потому что так вы снижаете не только свой культурный уровень, но и несете ошибки в народ, ваши же ошибки выставляют вас в неприглядном свете перед теми, кто умеет правильно говорить, ваш рейтинг в его глазах стремительно падает.

Как уже упоминалось, литературная речь требует соблюдения лексических, грамматических и орфоэпических норм. Для того чтобы правильно говорить, совсем не обязательно получать филологическое образование, главное – терпение и желание изучить язык, и это не ошибка текста. Литературные нормы своего языка нужно именно изучить. Важно научиться слушать речь окружающих и не упрощать себе задачу отговоркой: «Ой, подумаешь, и так можно, и так. Нормы ударения всегда меняются». Разумеется, они меняются, и, чаще всего, в угоду не шибко грамотных масс.

Заметно подрывает авторитет оратора отступление от рекомендаций и орфоэпических норм литературного произношения, аудитория сомневается в речевой культуре говорящего и ее внимание привлекает не то, ЧТО говорит человек, а то КАК он это говорит.

Орфоэпические нормы (орфоэпия от греч. orthos  – прямой, правильный и epos  – речь) не закреплены, как грамматические нормы. Грамматическая ошибка на бумаге сразу заметна глазам, а орфоэпическая – уху. Орфоэпические нормы, нормы ударения в слове, имеют эстетическое значение, они важны для нашего языка и культуры.

Орфоэпия включает в себя следующие разделы.

1. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков.

2. Особенности произношения заимствованных слов.

3. Особенности произношения отдельных грамматических форм.

4. Понятие произносительных стилей. Их особенности.

Стоит заметить, история орфоэпии увлекательна и временами захватывающа. Это все равно, что читать приключенческий роман, в котором одни злодеи устраняют других, а в конце остаются самые сильные и смелые. По закону жанра, прежде чем приступать к чтению, необходимо изучить азбуку, и прежде чем мы окунемся в чарующий мир речевых ошибок, мы узнаем, что орфоэпия, как наука, зародилась в то же время, когда начал формироваться национальный язык. Случилось это не так давно, потому многовековые экскурсы нас не утомят. Орфоэпические нормы русского литературного языка сложились в своих главных чертах в начале XVII века на основе московского говора, но национальное сознание внесло свои коррективы. Те нормы, который существовали до 1917 года, в основном, не изменились, но современность работает над этим. То, что не удалось революционерам, с легкостью делают работники СМИ и лингвистические диверсанты со своим коронным «кровать была обоспана» (ничего неприличного, просто на ней спали и не посчитали нужным заправить). Лингвисты не спешат утверждать новые нормы, потому что склонны считать любые нововведения делом времени. Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты.

Орфоэпия изучает существующие варианты произношения тех или иных слов в современном мире для того, чтобы определить тенденции развития современной устной речи и рекомендовать употребление наиболее часто встречающегося произношения или нескольких его вариантов. Последнее не противоречит правилам, ведь даже А.А. Шахматов писал, что «главный и единственный авторитет в языке – это обычай, употребление». Орфоэпические нормы отражают нашу речь, здесь и сейчас, наличие двух и более вариантов произношения одного и того же слова вызывает разную реакцию у говорящего: от полного принятия до полного отрицания. ШоферА или шофЕры? Первый вариант чаще всего звучит в беседах, а вот второй, правильный, не приживается в большинстве своем, и если кто‑то попробует поправить говорящего, то от него, в лучшем случае, отмахнутся. Иногда у специалистов нет возможности повлиять на речевую практику, потому что социум предпочитает традиционные орфоэпические нормы: договОры – договорА.

Мы говорим так, как говорят в нашей семье, как говорят наши близкие друзья, и если мы слышим «звОнит», «пОняла», то автоматически повторяем ошибку, думая, что так говорят все. Разумеется, вы будете возмущены, если кто‑то скажет вам: «Мы подписали договОры». Вы решите, что собеседник не дружит с правилами ударения, но подумайте, прежде чем указывать ему на ошибку или спросить: «Ты с какого села, хутор не асфальтированный?!».

Во‑первых , учитывайте тот факт, что словари допускают иногда два варианта произношения. Во‑вторых , прав может оказаться ваш собеседник, а не вы со своей «афЁрой». Загляните в словарь ударений для работников радио и телевидения и полистайте орфоэпические словари, в которых вы найдете сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм включенных в него слов. В‑третьих , чтобы исправлять других, изучите хорошо правила постановки ударения в словах, и только если уверены в том, что ваш вариант правильный – тактично скажите об этом собеседнику. В‑четвертых,  знайте, кому указывать на ошибки, ведь можно и на отпор воинствующего неграмотного нарваться. К тому же, сложно общаться с человеком, который при первой же возможности исправляет орфоэпические ошибки, тогда ни собеседник не может сконцентрироваться на сообщении, ни слушатель, теряется смысл, суть сообщения отодвигается на второй или третий план. И если вы совершенно уверены в своей правоте, и словари не врут, то подождите, пока говорящий закончит предложение. Если ошибка повторяется в его речи снова и снова, ненавязчиво укажите ему на нее, не при свидетелях.

Не сказать точно, скольких клиенток оттолкнула не косметическая продукция, а то, что консультант фирмы предложил им полистать катАлог вместо каталОга. И потенциальным покупательницам хотелось стать красИвее, а не красивЕе, как предлагали продавцы.

Наверняка, вы обращали внимание на основное требование работодателей к соискателям – «грамотная речь». В современном мире ценятся сотрудники, способные грамотно и красиво изложить свои мысли, представить фирму, провести презентацию проекта и сделать это правильно, без слов‑паразитов, протяжного аканья и мычания. Ведь сколько случаев было, когда с виду образованный сотрудник с умным видом произносил «диспетчерА» вместо «диспЕтчеры», «свеклА» вместо «свЕкла» и «вы правЫ» вместо «вы прАвы».

Конечно, можно фыркнуть и сказать: «Очень нужно мне это ударение». Но не следует забывать, что ударение разграничивает видовые пары слов, формы слова (трАвы – травА, крУжево – кружевА) и акцентирует внимание на разновидности омонимов – омографах (Атлас – атлАс).

В России наблюдается тенденция к упрощению правил и норм русского языка, потому что кто‑то решил, что проще бороться с грамотностью, чем с безграмотностью. Как результат, получили кофе среднего рода («мое кофе»), вместо мужского («мой кофе») и «дОговор», заменивший «договОр». Слова в любом языке усваиваются вместе со словами, которые переводятся в речевой знак. И, как правило, лучше всего запоминается неправильное ударение, забыть которое сложно. Но особенность образованных людей заключается именно в их умении осваивать нормы ударения и правильно применять их в своей речи.

Не секрет, что ударение в современном русском языке иногда сложно правильно поставить, это объясняется его подвижностью и разноместностью. Например, в английском и чешском языках (есть, конечно, исключения) ударение падает на первый слог, в польском – на предпоследний, а во французском – на последний. В русском языке ударение подвижно, оно может приходиться на любой слог, перемещаться с одной морфемы на другую. Подвижность, разноместность, историческая изменчивость орфоэпических норм приводят к тому, что у одного слова появляется несколько акцентных вариантов, один из которых в словарях считается нормой, а другой отклонением от нормы, ошибкой: неправильно – «магАзин», «полОжила», правильно – магазИн, положИла. Но некоторые варианты в словарях указаны как равноправные.

В русском языке немало заимствованных слов, поэтому нам сложно сразу определиться в правильной постановке ударения в словах французского, греческого и латинского происхождения. Несмотря на схожесть, ударение у них разное, и его можно только выучить, чтобы слово звучало из ваших уст красиво, как бы ни изощрялись кухонные лингвисты от народа.

Новые правила ударения в словах специалисты объясняют тем, что русский язык – живой язык, постоянно меняющийся, и часто старые правила не подходят под новые реалии, однако упрощение языка некоторые лингвисты считают шагом назад. Получается, что тех, кто не умеет грамотно говорить, не стараются дотянуть до уровня тех, кто знаком с грамотной речью, а наоборот. Но простейшее – это амеба, как мы знаем, так зачем нам поддерживать процесс, способный привести нас к обычному общению жестами и мычанию?

Сомневаясь в произношении слова, мы проверяем свои знания, обратившись к словарю, иногда подшучиваем над собой, когда узнаем верный вариант. Даже известные люди сталкивались с проблемой выбора правильного произношения, подходящего акцентного варианта. А. Найман, современник Анны Ахматовой, иногда рассказывал такую историю. Поэтесса работала над новым стихотворением и столкнулась с орфоэпической задачей: «Как, и „произнЕсенный", и „произнесЁнный"? – выбирала она. – В моей жизни всего было по два: две войны, две разрухи, два голода, два постановления – но двойного ударения я не переживу». Как видите, поэтам тоже ударения в словах покоя не давали, что говорить о простых смертных.

Совершенствуя произношение, мы должны повышать свои знания о культурной речи и слушать окружающих, поскольку свои ошибки мы слышим хуже, чем чужие, потому что наша речь автоматизирована – сказал‑забыл. Не нужно с ходу исправлять человека, ведь многие болезненно воспринимают замечания, а правила орфоэпии считают слишком далекими от реальности, где в речи масса ошибок, но они, по мнению тех, кто говорит неправильно «звОнишь», маленькие и безобидные. Самое сложное в освоении правил орфоэпии – научиться признавать свои ошибки в речи, как бы сложно это ни было. Вы уже ступили на эту дорогу, если читаете эту книгу.

Тот, кто изучает второй язык, например, английский, вынужден по нескольку часов в день тренировать произношение, разбираться в особенностях ударения и построения слова. Похоже, для многих русский язык – правильный литературный язык – является таким же иностранным, когда мы говорим о произношении.

Однажды у одного спортсмена по прыжкам с шестом поинтересовались на тренировке, почему он не попросит опустить планку, если не может ее преодолеть. Он, не задумываясь, ответил: «На соревнованиях специально для меня никто планку опускать не будет. Мне остается только делать все возможное, чтобы преодолеть ее». Так и с русским языком: чтобы научиться правильно расставлять ударения, важно осознать, насколько грамотнее и увереннее вы станете, если овладеете секретом правильных ударений и построений предложений. Какие‑то слова являются закрепленной нормой, какие‑то необходимо просто учить и запоминать, в любом случае, это может стать вашим хобби. Вам выбирать: опускаться на языковую ступеньку ниже, следуя за массами, или стремиться выше, чтобы другие следовали вашему примеру.

Категория: ЗВОНИМ РУСИСТУ? | Добавил: admin (31.12.2015)
Просмотров: 1231 | Теги: изучаем русский язык, уроки русского, культура речи, учителю-словеснику, дидактический материал по русскому | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0