Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским
языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями,
итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому
языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными
говорить пристойно. Ибо нашел бы в нём: великолепие гишпанского, живость
французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатства и
сильную в изображении краткость греческого и латинского языков.
М.В. Ломоносов
Как вы убедились на приведенных примерах, литературную
норму произношения слов и их искажения можно и нужно различать, чтобы улучшить
качество своей речи, чтобы не поражать собеседника хитроумными постановками
ударений в словах. Стоит запомнить несколько правил, которые значительно
облегчат вам освоение искусства беседы на правильном литературном языке. От вас
требуется лишь выучить их и какое‑то время тренироваться, контролируя слова,
слетающие с ваших губ.
Ошибки в устной речи часто совершаются по отношению к страдательным
причастиям и глаголам, неверная постановка ударений в этих частях речи давно
беспокоит лингвистов, потому что в данных случаях неправильная постановка
ударения носит массовый характер, и больше напоминает эпидемию чумы – один
«ляпнул» неправильно, другой подхватил, третий несет в массы. Мы с вами
разумные люди, по крайней мере, будем на это надеяться, несмотря на наши
привычки спать с открытыми глазами, ставить хлеб в холодильник и просыпаться на
минуту раньше, чтоб смотреть на наглое «лицо» будильника, готового зазвонить.
Так вот, чтобы не ошибаться в размещении ударений в глаголах и страдательных
причастиях, мы запоминаем, что при постановке ударений в глаголах, как правило,
ударение принимают на себя глагольные приставки, если это глаголы среднего рода
единственного и множественного числа прошедшего времени, а также глаголы
мужского рода. Например: прИнял, прИняло, пОдняло, прИняли, пОдняли, пОднял, и
т. д.
Обычно ударения на окончании имеют краткие страдательные
причастия женского рода: люстра снятА, помада взятА и т. д. Также ударение
падает на окончание в глаголах прошедшего времени женского рода при наличии
приставки: замерлА, принялА, поднялА, подалА, развелА и т. д.
Не нужно говорить, что все это «нудно», «тоскливо» и
«никому не нужно». Во‑первых, это нужно вам, потому что с вас начинается
красивая речь в вашем же окружении, во‑вторых, можно рвать последнюю тельняшку
со стразами в споре на тему «Наш великий и могучий – самый великий и могучий!
Могучее не бывает!» И при этом оставаться человеком, который понятия не имеет о
красоте и правильности русского литературного языка, а можно вести беседу на
этом языке красиво и доходчиво, дабы наглядно показать все богатство русского
литературного языка.
Для улучшения знаний о русском языке и успешного
овладения орфоэпическими нормами специалисты рекомендуют научиться слышать речь
окружающих, это поможет более внимательно относиться к тому, что и как говорите
вы. Учите правила русского литературного произношения, сопоставляйте свое
произношение с тем, что внесено в орфоэпический словарь, делайте работу над
ошибками, запоминайте правильные варианты. Конечно, в бытовом общении мы не
станем говорить с видом великого оратора, перед которым замолкают даже соловьи,
а кошки и собаки прижимают уши, но правила ударения мы должны соблюдать всегда.
Мало того, что мы делаем ошибки в постановке ударения в
словах, так мы еще, как талантливые во всем люди, умеем использовать слова так,
как не следует, и там, где они неуместны, поэтому во второй главе мы рассмотрим
самые распространенные слова, употребляемые в повседневной речи с ошибками.
|