Собственно, тут тоже теперь сложно ошибиться: сажЁнки, а
не «сАженки».
Сажень – старинная мера длины, равная 2,134 метра,
поэтому, услышав, что кто‑то – косая сажень в плечах, дамское воображение
рисует богатыря. В словарях варианты сАжень и сажЕнь отмечены как равноправные,
и только в словаре русского словесного ударения зафиксирована одна форма –
сажЕнь.
Те, кто связан с медициной, часто говорят «санитАрия», в
кругу врачей это допустимо как профессиональный жаргонизм, но простым смертным
следует говорить санитарИя.
Альфред Хичкок является признанным мастером саспенса, потому
что умел в своих фильмах создавать тяжелую атмосферу неопределенности, боязни
неизвестного, напряженного ожидания и чувства чего‑то ужасного. В русском языке
термин «саспенс» употребляется применительно к кинематографу, он обозначает
художественный прием, когда у зрителя появляется особое тревожное состояние и
он начинает сопереживать героям. В бумажных словарях орфоэпических норм это
слово не встречается, но в английском языке оно произносится с ударением на
первом слоге – сАспенс. И никакого «саспЕнса».
Распространенное слово «свеклА» в орфоэпических словарях
не числится, но зато в русском литературном языке есть слово свЁкла.
Неделя после православной Пасхи называется седмИца, а не
сЕдмица. Еще седмИцу называют светлая седмИца, светлая неделя, Пасхальная
неделя, Святая неделя.
В существительном «сЕть» в его формах ударение падает на
первый слог, поэтому мы говорим: «Рыба попалась в сЕти». Но почему, когда речь
заходит об Интернете и телефонах, мы вдруг говорим: «Он в сетИ»? В этом случает
ударение остается на своем месте: «Она в сЕти уже час».
Сочный корм для скота называется сИлос, не «силОс».
Модель носит наряд, скрОенный известным модельером.
Варианты «скроЕнный» или, еще хуже – «скроЁнный» говорят о безграмотности
говорящего.
Ошибочно говорить «снарЯженный», потому что правила
орфоэпии согласны лишь с вариантом снаряжЁнный.
Наметив что‑то с друзьями, мы сообщаем родным: «Мы с
ребятами собралИсь в поход», «Нас собралОсь большое количество». Не «собрАлись»
и «собрАлось».
И снова урок орфоэпического мастерства – «согнУтый»
зачастую говорим мы, вместо правильного сОгнутый.
Наверное, некоторые из нас еще помнят учебники по
истории, в которых подробно рассматривался первый созЫв Государственной думы
Российской империи. И с тех пор ударение в этом слове мы ставим правильно. Ведь
так?
Работая над статьей, важным проектом, мы должны
сосредоточиться, и даже если мы говорим о внимании, о войсках, то ставим
правильно ударение в слове сосредоточение, не «сосредоточЕние».
Назначая встречи и свидания в третий день недели,
говорите: средА, в срЕду и по средАм.
В сказках как бывает: идет горемычная принцесса к
колдунье и говорит: «Люблю я принца, а он на меня не смотрит». И колдунья,
смекнув, в чем дело, достает из сундука сосуд со словами: «Есть у меня одно срЕдство». Но вот во множественной форме это средство
превращается в чудовищные «средствА». Солнцезащитные, моющие, чистящие,
полирующие и незаменимые срЕдства
объединяет то, что их упорно продолжают называть «средствАми», и это
неверно. Правильно говорить – срЕдства.
Спортсмена, который специализируется в прохождении
длинных дистанций до 10 000 метров в беге на коньках или легкоатлетическом
беге, называют стАйером. В
переводе с английского «stayer» –
выносливый человек.
Граффити рисуют, как правило, на стенАх, не на «стЕнах».
История уже не помнит первого человека, сказавшего слово
«стОляр», но орфоэпия все еще борется за правильное произношение – столЯр.
Разберем существительное «сторонА». Часто можно слышать
выражение: «Пусть идет на все четыре стОроны». Нам нужно уточнить ударения в
следующих словах: идти кто‑то может на все четыре сторонЫ, стать можно на чью‑то стОрону, обе договаривающиеся стОроны, смотреть по сторонАм, две и обе сторонЫ.
Говорят, что наши труды и хорошие поступки окупаются сторИцей, не «стОрицей».
Письменный акт называется статУт, а не «стАтут», как можно слышать в речи
служителей Фемиды.
В колесе есть элемент, который называется ступИца. Запомнить легко – ступИца‑тупИца.
СуггЕстия –
гипнотическое воздействие на кого‑либо, что такое «суггестИя» объяснит не
каждый. |