Суббота, 27.04.2024, 06:44


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ЗНАЕМ ЛИ МЫ РУССКИЙ ЯЗЫК? [85]
В МИРЕ СЛОВ [42]
ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОВОРИМ? [58]
КАК ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ? [94]
ИСПОЛЬЗУЙТЕ КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ЗНАЯ ИХ ИСТОРИЮ [41]
А КАК У ВАС ГОВОРЯТ ИЛИ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ [12]
КОММУНИКАЦИЯ ПО ЗАКОНАМ ЛОГИКИ [56]
ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО ПО СМЫСЛУ ИЛИ ПО ФОРМЕ? [10]
ЗВОНИМ РУСИСТУ? [28]

Главная » Статьи » КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ » ЗВОНИМ РУСИСТУ?

Больше правил и примеров

Как вы убедились, примеров неправильной постановки ударения в слове – масса, к сожалению, в книгу все их не включить, но можно выделить, помимо тех, что уже рассмотрены. Главное, теперь можно с уверенностью утверждать, что ошибки в постановке ударения возникают из‑за неправильного написания слов, из‑за отсутствия в печатном тексте буквы‑беглянки «Ё» и, самое главное, неправильно ставят ударение в словах иностранного происхождения.

Значимость ударения не стоит преуменьшать. Ударение – одно из средств звуковой организации слов и речи в целом. Основным средством звукового оформления и различения слов являются звуки речи, а ударение дополняет их. Наиболее важным с точки зрения орфоэпической правильности речи является словесное ударение  – выделение слога в слове. Поскольку носителем ударения является гласный, образующий слог, то обычно говорят об ударных гласных.

Немножко поумничаем и прочтем материал серьезно, как школьники правила из учебников.

У существительных с неподвижным ударением на основе оно не перемещается на окончание при изменении по числам и падежам.

Ед. ч. крАн, крАна, крАну, крАн, крАном, о крАне.

Мн. ч. крАны, крАнов, крАнам, крАны, крАнами, о крАнах.

Существительные с неподвижным ударением на окончании. Если существительное в именительном (или винительном) падеже единственного числа не имеет окончания (так называемое нулевое окончание), то ударение вынуждено передвинуться на основу.

Ед. ч.  багАж, багажА, багажУ, багАж, багажОм, о багажЕ.

Мн. ч.  багажИ, багажЕй, багажАм, багажИ, багажАми, о багажАх.

Существительные с подвижным ударением. В русском языке существуют группы существительных с подвижным ударением, которое перемещается с основы на окончание и с окончания – на основу.

Различают пять типов подвижного ударения в именах существительных.

Тип 1.  Ед. ч.  Орден – Ордена – Ордену – Орден – Орденом – об Ордене.

Мн. ч.  орденА – орденОв – орденАм – орденА – орденАми – об орденАх.

Тип 2.  Ед. ч.  гОлубь – гОлубя – гОлубю – гОлубя – гОлубем – о гОлубе.

Мн. ч.  гОлуби – голубЕй – голубЯм – голубЕй – голубЯми – о голубЯх.

Тип 3.  Ед. ч.  козА – козЫ – козЕ – козУ – козОй – о козЕ.

Мн. ч.  кОзы – кОз – кОзам – кОз – кОзами – о кОзах.

Тип 4.  Ед. ч.  волнА – волнЫ – волнЕ – волнУ – волнОй – о волнЕ.

Мн. ч.  вОлны – вОлн – волнАм – вОлн – волнАми – о волнАх.

Тип 5.  Ед. ч.  доскА – доскИ – доскЕ – дОску – доскОй – о доскЕ.

Мн. ч.  дОски – досОк – доскАм – дОски – доскАми – о доскАх.

Запомним, что часть существительных 3‑го склонения в форме родительного падежа множественного числа произносятся с ударением на основе, а часть – с ударением на окончании:

1) возвышенностей, глУпостей, дЕрзостей, мЕстностей, пАстей, пОчестей, прибылей, прОповедей, прЯдей, прОрубей, рАдостей, шАлостей;

2) ветвЕй, горстЕй, должностей, жердЕй, кистЕй, крепостЕй, лопастЕй, мастЕй, мелочЕй, новостЕй, областЕй, очередЕй, плетЕй, плоскостей, площадЕй, повестЕй, ролЕй, сетЕй, скатертЕй, скоростЕй, степенЕй, стерлядЕй, тенЕй, тростЕй, четвертЕй, щелЕй и т. д., но не забываем о вариантах постановки ударения: Отраслей и отраслЕй, вЕдомостей и ведомостЕй и т. д.

С ударением на окончании произносятся некоторые односложные существительные женского рода 3‑го склонения при употреблении с предлогами «в» и «на» в обстоятельственном значении, например: в горстИ, на грудИ, в костИ, в кровИ, в ночИ, на печИ, в связИ, в степИ, в тенИ, на цепИ, в честИ и т. д. Исключения: на дверИ и на двЕри, в клетИ и в клЕти.

С глаголами тоже не все легко и просто:

1) нормативный вариант – с ударением на конце слова: бодрИть, бодрИться, подбодрИть, долбИть, продолбИть (но мы говорим: вЫдолбить), искрИть, кислИть, облегчИть, першИть, порошИть, запорошИть, припорошИть, убыстрИть, углубИть, углубиться, упростИть, упростИться, багровЕть, занЯть, начАть, понЯть, принЯть, озорничАть, баловАться, бомбордировАть, костюмировАть, пломбировАть, запломбировАть, премировАть, экипировАть;

2) нормативный вариант – с ударением в начале и в середине слова: втОрить, заИлить, закУпорить, закУпориться, откУпорить, откУпориться, засАхариться, опОшлить, понУдить, упрОчить, чЕрпать, исчЕрпать, исчЕрпаться, асфальтировать, заасфальтировать, блокировать, заблокировать, компостИровать, копировать, транспортировать;

3) равноправные варианты – с ударением на конце слова, в середине и в начале слова: вихрИться и вИхриться, искрИться и Искриться, окислИть и окИслить, окислИться и окИслиться, ржАветь и ржавЕть, заржАветь – заржавЕть, проржАветь – проржавЕть;

4) основной вариант – с ударением в середине или в начале слова, но допустимо – ударение на конце слова: пЕрчить – перчИть, попЕрчить – поперчИть, Индеветь – индевЕть.

Отметим, что речевой ошибкой считается образование существительных форм мужского рода в именительном падеже во множественном числе: слесаря (вместо слесари), фельдшера (вместо фельдшеры), снайпера (вместо снайперы), инспектора (вместо инспекторы), почерка (вместо почерки).

Нередки ошибки при употреблении форм родительного падежа множественного числа, когда речь идет о национальностях: башкиры – башкир (не башкиров).

Случаются ошибки при образовании родительного падежа существительных множественного числа: ясли – яслей (не ясель), баржи – барж (не баржей), дыни – дынь (не дыней), полотенца – полотенец (не полотенцев), плечи – плеч (не плечей), будни – будней (не буден), сумерки – сумерек (не сумерков).

Категория: ЗВОНИМ РУСИСТУ? | Добавил: admin (30.12.2015)
Просмотров: 1068 | Теги: изучаем русский язык, уроки русского, культура речи, учителю-словеснику, дидактический материал по русскому | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0