Слыхали ль вы о таких людях, как
Самюэль Клеменс, Маргаретта Гертруда Зеле и Константин Алексеев? Сразу и
не вспомнить? А я уверяю – вы их отлично знаете! Только не под
фамилиями, которые я только что перечислила, а под псевдонимами!
Итак, мной были названы
соответственно: американский писатель Марк Твен, подаривший детворе
всего мира закадычных друзей – Тома Сойера и Гека Финна, самая известная
шпионка времен Первой мировой войны Мата Хари и самый прославленный в
мире театральный режиссёр, создатель МХАТа Константин Станиславский!
«Псевдоним» в переводе с греческого – «вымышленное имя».
Известно, именем, которым тебя
нарекли родители, и фамилией, доставшейся от предков, надо дорожить! Это
самое ценное, что есть у человека. В одном индийском племени человек,
берущий в долг, должен оставить в качестве залога не что-нибудь, а своё
собственное имя! И пока он долг не вернёт, считается безымянным!
Так кто себе придумывает псевдонимы и
почему? Как правило, это писатели, актёры, политические деятели,
журналисты… И делают они это не только из соображений «звучности»
фамилии, но и порой по весьма объективным причинам!
Вспомним гениального актера Александра
Остужева, блиставшего на сцене Малого театра в первой половине прошлого
века! Остужев – это псевдоним! Но и подлинная фамилия артиста на первый
взгляд вполне сценична! Пожаров! Александр Пожаров! Звучит!
Однако, когда молодой артист поступал в
труппу, ему сказали: «Что это за фамилия для актёра? Начнет публика
вызывать: «Пожаров! Пожаров!» А кто-нибудь вообразит, что пожар
сделался, и начнётся паника!» Чтобы не было паники, артист выбрал себе
псевдоним по контрасту! И стал Остужевым!
Брали псевдонимы и артисты дворянского
происхождения – чтобы не позорить семью! Дело в том, что до революции
актёрская профессия не считалась благородной! А огни рампы манили! Вот и
стал артист МХАТа Калужский – Лужским, а артист Мариинки Оболенский –
Ленским!
Вплоть до конца XIX века было
распространено мнение, что женщины не способны к серьёзному
литературному труду. Как было бороться с мужским шовинизмом? Брать
псевдонимы!
К примеру, прелестная француженка
Аврора Дюпен стала известна миру под псевдонимом Жорж Санд! Её романом
«Консуэло» зачитывались миллионы людей! И все они не сомневались, что
Жорж Санд – мужчина! Перед её талантом склонялись такие великие писатели
Франции, как Мериме, Бальзак, Флобер, Дюма-отец и Дюма-сын… Когда Жорж
Санд не стало, Виктор Гюго написал: «Оплакивая умершую, приветствую
бессмертную!» А не возьми Аврора Дюпен псевдоним, может, её судьба
сложилась бы иначе.
Псевдоним оказывался просто
необходимым, когда в одной семье рождалось сразу два таланта,
выступавшие на одном поприще! Старшему доставалось прославлять родовую
фамилию, а младшему приходилось брать псевдоним.
Из двух гениальных актёров Москвиных
эту фамилию прославил старший, Иван! А младшему, Михаилу, пришлось взять
псевдоним Тарханов! Но оба они были гордостью МХАТа! В первой половине
XX века публика валом валила на Москвина и Тарханова, не зная зачастую,
что актёры – родные братья!
Далеко не все помнят, что Евгений
Петров тот самый, который в соавторстве с Ильей Ильфом подарил нам
Остапа Бендера, – на самом деле Катаев. Но его старший брат, Валентин
Катаев, уже был известен в мире литературы, когда Евгений начал писать!
Вот и пришлось отчество Петрович превратить в псевдоним Петров.
Надо ли говорить, что добрых три десятка отечественных поп-звезд работают сегодня под псевдонимами?!
Если вас интересует истинная фамилия вашего кумира, вы без труда узнаете её.
Ну а я прощаюсь с вами под своими
настоящими именем и фамилией – Мария Аксёнова. Я с увлечением собирала
информацию для этой книжки. Надеюсь «заразить» этим занятием кого-нибудь
из тех, кто её прочёл. Ведь русский язык – это пропасть, в которую
можно падать всю жизнь. Или, точнее, вершина, к которой можно восходить
бесконечно. Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает. |