Почитываете ли вы жёлтую прессу или
предпочитаете этот цвет только в одежде? Вам, думаю, будет интересно
узнать, откуда пришло в наш язык сие устоявшееся выражение.
Смысл выражения «жёлтая пресса»
абсолютно понятен каждому. Так мы называем газеты и журналы, которые в
погоне за тиражами не гнушаются завлекать публику «жареными» фактами.
Сплетни, скандалы, сенсации, слухи и доступная цена – вот на чём
держатся эти малопочтенные издания. Но главное, что их подпитывает, так
это свойство человеческой натуры – заглянуть в замочную скважину соседа!
Оскар Уайльд был прав, когда говорил,
что «общество испытывает поистине ненасытное любопытство ко всему,
любопытства не заслуживающему!».
Многие думают, что «жёлтая пресса»
появилась лишь в «лихих 90-х». (Кстати, «лихие 90-е» теперь уже тоже
устоявшееся выражение, которое когда-нибудь, через много лет, потребует
своего объяснения.)
Что ж, термин этот и в самом деле появился в «лихих 90-х», но только не в XX веке, а в XIX.
«Конец века – конец света!» – так,
видимо, люди ощущают рубежи веков! А в такие периоды о «вечном» и
«высоком» уже не думается! Было бы чем отвлечься от мрачных мыслей!
В 1896 году владелец газеты «Нью-Йорк
уорлд» Пулицер решил развлечь читателей комиксами, героем которых стал
нагловатый малыш в мешковатой рубашке до пят. Художник Ауткот раскрасил
рубашку в жёлтый цвет, чтобы яркое пятно оживило чёрнобелые страницы и
привлекло читателей. Сработало! Газета стала продаваться нарасхват!
Другой медиамагнат, Херст, позавидовав
успеху конкурента, переманил автора комиксов вместе с его жёлтым
шалопаем к себе, в газету «Нью-Йорк джорнел». Между двумя издателями
началась борьба «за ребёнка».
Тем временем жёлтый малыш шкодил уже на страницах двух газет и становился с каждым днём все наглее и… популярнее!
Журналисты респектабельных изданий с молчаливым презрением наблюдали за происходящим.
Наконец, обозреватель солидной
«Нью-Йорк пресс» Эрвин Уордмэн не выдержал и разразился разгневанной
статьёй, в которой впервые окрестил конкурирующие газеты «жёлтой
прессой». Наверное, Уордмэн не был бы столь раздражительным, если бы
знал, что благодаря «жёлтой прессе» останется в истории, а его выражение
будет актуальным и через 100 с лишним лет!
Оно, возможно, и не прижилось бы так
надолго, если бы, по аналогии, не ассоциировалось с «жёлтым билетом»,
который выдавался представительницам другой древнейшей профессии.
Впрочем, есть и еще одно объяснение
названию «жёлтая пресса». Издатели подобных газет экономили на качестве
бумаги. И она быстро желтела.
В европейских языках, в том числе и в
русском, вплоть до 30-х годов XX века малопочтенные издания называли
иначе – «револьверная пресса». Термин родился в Германии в 1870 году. Но
постепенно выражение «жёлтая пресса» стало более популярным.
Относитесь к броским заголовкам «жёлтых» изданий с известной долей здорового скепсиса! Не всему, о чём пишут, следует верить. |