Когда я слышу, читаю или произношу слово собака, перед
моим умственным взором появляются прежде всего два образа — дворняга
Нерон, приятель моего детства, и сеттер Сёрри, которого я знал в дни
молодости. Эти образы, уже сильно стершиеся, сохранившие только самые
типичные черты, — лохматый, желтоватый пес неопределенной породы и
каштановый ирландский сеттер. Но прежде это были портреты. Если я
останавливаю на них свое внимание, мне вспоминаются встречи с этими
Друзьями, игры, прогулки и разные приключения. В связи с этим могут
вспомниться и разные другие сцены, происходившие в той же обстановке, и
люди, с которыми я тогда имел дело. А там придут на ум и впечатления,
связанные уже только с этими людьми, а потом и другие — и так можно
часами грезить, переходя от одного предмета или события к другому,
совсем не связанному с собаками, безвольно отдаваясь потоку грез. Но я
могу ограничить воспоминания только темой собаки — припомнить встречи с
другими собаками, с которыми я сталкивался или о которых слышал или
читал рассказы, и это тоже бесконечная вереница. Наконец, я могу просто
фантазировать на эту тему, воображать разные приключения, сочинять целые
повести о собаках.
Любое представление, подобно камешку, брошенному в
воду, порождает волну, разбегающуюся кругами во все стороны, если
внимание не ведет ее в определенном направлении. И никак нельзя
предвидеть, куда занесет такой дрейф, — память и воображение безбрежны.
Но я могу и сосредоточиться на слове собака. Можно
ли представить себе «собаку вообще»? Я отстраняю образы Нерона и Сёрри,
и в умственном поле зрения получается что-то вроде передержанной
фотопленки, на которую нечаянно заснято несколько собак разных пород —
неясные образы сеттера, пойнтера, спаниеля, фокса, таксы, добермана,
борзой, пуделя. Свести их в отчетливый и вместе с тем объединенный образ
так же невозможно, как нарисовать общий контур таких различных
деревьев, как ель, береза, дуб и тополь вместе.
И однако у меня бесспорно имеется общее представление собаки.
Еще определеннее обстоит дело с такими понятиями, как цена, срок, случай, ошибка, разница, давно, завтра, прилагательное, новость, доброта и
другие. Их нельзя увидеть, как зрительный образ. Тем не менее эти слова
понятны нам непосредственно, сразу. Но я тщетно оглядываю поле сознания
— я нахожу в нем только слова и уверенность, что я их знаю, — и больше
ничего. Как же так? По-видимому, значения слов складываются у нас с
раннего детства, образуя своего рода «систему сигналов», на которые наша
нервная система отвечает уже автоматическим «рефлексом». И вот при
слове собака в сознании мгновенно всплывает след образов и
впечатлений, хранящихся в нашей памяти. Это неопределенное отражение и
есть общее представление собаки.
Но к непосредственным образам добавляются затем и более тонкие связи мысли, выражающиеся в переносных значениях, как собачья жизнь, собачья погода, деревянная физиономия, железная воля, а дальше и отвлеченные понятия, обозначающие то или иное отношение, например завтра, то есть день, который наступит после ночи, или ошибиться, то
есть промахнуться, буквально — натолкнуться (на препятствие, на
помеху). Наше понимание таких слов основано, следовательно, на
непосредственном сознании этих связей и соотношений.
Но мы почти всегда можем как бы реализовать этот результат, осмыслить его предметно, как мы реализуем формулы Н2О или 3 (5 + дг)/4.
Дело в том, что мы всегда можем осмыслить эти
понятия. Мы можем представить себе этикетку с цифрой в витрине магазина
или деньги, уплаченные в кассу, или человека, выкрикивающего цену за
товар. Мы припоминаем, например, как Карл Маркс определяет понятие цены;
или составляем, как умеем, собственное определение; или, наконец,
просто называем другое слово для пояснения: стоимость, плата. Весь этот аппарат осмысления и иллюстрации слова цена в нашем распоряжении.
Вот это-то сознание, что мы можем разменять слово на
представления, и делает его нам понятным. Слово — это как бы чек,
который мы готовы оплатить (то есть осмыслить) из капитала всего нашего
умственного опыта впечатлений, размышлений, воспоминаний, мечтаний.
Совершенно очевидно, какое удобство представляет
мышление словами-понятиями. Только представьте, как сложно было бы
высчитывать стоимость не в рублях и копейках, а сравнительно с другими
товарами. В давние времена, когда еще не знали денег, за корову давали
восемь баранов, за лошадь — три коровы, а за медный котел или саблю три
лошади, — сложный счет, не правда ли? Мышление словами — это как бы
денежное хозяйство мысли вместо старинного натурального товарообмена,
которое дает возможность безналичных расчетов и сложных кредитных
операций. Только пользование словами создает ту высшую ступень
умственной деятельности, которую мы называем мышлением.
Такая фраза, как Я не мог бы выразиться по-своему и даже мыслить по-настоящему, если бы думал не по-русски, не
заключает ни одного слова, которое можно было бы представить себе
наглядно, образно. А ведь фраза простая и понятная сразу каждому. Но
только словами можно передать такие элементы мысли, как отрицание,
прошедшее время, возможность, степень состояния, условность,
принадлежность и другие грамматические связи и отношения, которые
выражаются союзами, предлогами, местоимениями, склонением и спряжением.
Только словесное мышление могло создать сложное богатство и
аналитическую тонкость нашего умственного хозяйства. И все эти формы и
категории, вся огромная и сложная система языка приводится в движение и
участвует в процессе нашей речи в то неуловимое мгновение, когда мы
только принимаемся говорить.
Но речь далеко не исчерпывается словесным мышлением.
Образное мышление составляет особенность поэтического, вообще
художественного творчества. Но и оно является в значительной степени
отражением словесного мышления и контролируется и направляется им. Даже
сновидения, образующиеся при почти полной безвольности сознания, в
значительной мере оказываются такой же проекцией, хотя в общем являются
бессвязным течением представлений — действие происходит в двух местах
одновременно, действующие лица превращаются одно в другое или сливаются в
одно; самое действие отрывочно и изменчиво, потому что внимание не
работает и мышление дрейфует от одной ассоциации к другой.
Однако и в том и в другом случае этот дрейф не
случаен и не безразличен — он направлен в сторону определенного
воспоминания или мысли, которые, как говорится, «камнем лежат на душе»,
хотя мы можем вовсе не давать себе в этом отчета и даже, напротив,
бессознательно отгонять, вытеснять его из сознания. Поэтому сновидение и
греза (которую искусственно возбуждают в пациенте) позволяют психиатру
догадаться об этих застойных связях, «комплексах» в глубине души, иногда
грозящих душевным заболеванием. Он подмечает колебание, задержку,
волнение при том или ином слове, как рыболов движение поплавка, —
очевидно какая-то нить ассоциаций, связанная с этим словом, задевает
скрытую рану в сознании пациента.
Но и нормальное сознание и чистая совесть испытывают
влияние глубоких душевных движений, в которых люди обыкновенно даже не
отдают себе отчета. Иногда какое-то удачно выбранное слово может
оказаться для любого из нас своего рода магическим «сезамом», способным
открыть вход в ту или иную пещеру, где спрятаны сокровища…
Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Лермонтов был очень чуток к этому подсознательному
значению слов. В его стихах всегда в большей или меньшей степени
чувствуется душевное ранение. И он сам признается:
Я их от сердца отрываю,
Чтоб муки с ними оторвать…
И вообще пленяющая нас сила и прелесть поэзии
состоит преимущественно в подборе и сочетании слов и образов, способных
особенно живо вызывать в нас ассоциации, связанные с глубокими
влечениями и волнениями души. То же можно с полным правом сказать и о
политическом и военном красноречии. Некоторые слова являются настоящими
аккумуляторами огромной силы действия.
Таковы, например, свобода, Россия, Родина, Москва. Каждое из них подлинно
Из пламя и света
Рожденное слово.
Вот пример мобилизации всей души по одному слову:
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось! —
восклицает Пушкин, приступая к описанию приезда
Татьяны в Москву. Эти взволнованные, насыщенные строки, казалось бы,
слишком значительны для такого обыденного эпизода. Но нетрудно угадать,
какие чувства и воспоминания волновали самого поэта, когда он писал эти
стихи.
Москва для Пушкина — сердце России, и это было не
только сознательным убеждением, внушенным живым знанием русской истории,
запечатленной чтением недавно изданной патриотической «Истории
государства российского» Карамзина. Москва была его родиной — он там
родился и провел все детство до поступления в Царскосельский лицей, и
другого своего дома он с тех пор никогда не имел. Долгая разлука,
бездомная жизнь вдали от родной семьи должна была обострить его глубокую
привязанность к своему городу. К тому же вскоре после того, как он его
покинул, Москва, его Москва, была оставлена жителями, занята французами,
сожжена. Это не могло не потрясти впечатлительного мальчика до глубины
души — ужасом и вместе с тем восторгом и гордостью. Недаром поэт тут же
вспоминает о несбывшихся ожиданиях Наполеона:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Вся Россия испытывала тогда эти патриотические
чувства. Москва стала вдвойне святыней для русского народа. Наконец,
Пушкин впервые увидел вновь Москву только через пятнадцать лет и в
исключительной обстановке, в критический момент, когда его доставил туда
фельдъегерь на личный допрос к царю, и эта встреча должна была решить
судьбу поэта. Понятно, что Пушкин жадно всматривался в лицо родного
города, в который он въезжал — может быть, чтобы навсегда расстаться с
ним и со всеми своими надеждами… Эти сильные и сложные переживания,
несомненно, ожили в душе поэта, когда он представлял себе въезд Татьяны в
Москву.
Но имя Москва уже само по себе действовало
магически, особенно, конечно, когда дело шло о защите ее от врага.
Помните, у Лермонтова командир говорит, «сверкнув очами», перед
сражением при Бородине:
Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
И этого достаточно. Священное имя — Москва —
воспламеняет чувства, овладевает волей, мобилизует все деятельные
средства человека, приводит в Действие весь механизм рефлексов, нервных
путей и мозговых центров, как военная команда.
Если бы мы располагали средствами проследить все,
что происходит в существе человека, когда он слышит или произносит такие
слова, мы узнали бы во всей полноте, какая огромная, сложная и мощная
вещь слово, эти шесть коротеньких звуков, этот мгновенный контакт между
двумя извилинами головного мозга! |