Крик, возникавший при приближении зверя, был
одновременно и проявлением страха и ярости, и возвещением о звере, и
призывом спасаться. И теперь еще крик «Пожар!» или «Горим!» — оба
выражают страх, осведомляют о беде и зовут на помощь. Эти три функции
речи присущи ей до сих пор: выражение, называние и сообщение. Выражение —
сторона чувственная, исходная; называние — сторона предмета; сообщение —
сторона общественная, целевая.
Нетрудно, пожалуй, представить себе развитие речи из
первоначальных возгласов-сигналов. Люди издавали, например, особый
крик, когда замечали хищного зверя, находясь в безопасности, на деревьях
или на скале, но другой — когда они находились на открытом месте; один,
когда зверь был далеко, и другой, когда он был близко или направлялся
сюда. По-иному кричали, когда в страхе и злобе швыряли в зверя всем, что
попадалось под руку, чтобы отбиться от него или отогнать. Но из этого
крика мог развиться и более специальный возглас — с другой, конечно,
интонацией, — призывавший, например, бросить чем-нибудь в кусты, чтобы
спугнуть притаившегося кролика, или бросать камни в животное, попавшее
(или загнанное) в яму. А дальше, если камней под рукой не было, этот же
возглас мог уже при случае означать (в наших словах): «Нужно бросать
камни, ищите, собирайте, несите их сюда».
Подобным образом ребенок произносит какое-то гу, гу!
и тянется рукой и всем телом к предмету, делая хватательные движения
пальцами, — вся обстановка дополняет этот звук, который в другой
ситуации может выражать общий интерес, или удивление, или страх,
например, при виде кошки или игрушки-медвежонка. Но наступит время,
когда ребенок уже будет способен вспомнить о предмете, которого нет
налицо. Тут неопределенного гу будет уже недостаточно, если к этому
времени оно не сделается связанным именно с этим предметом, как его
возможное обозначение.
Понятно, что возгласы могут варьироваться,
специализироваться, скрещиваться друг с другом, и таким образом,
множиться и складываться в целую систему. Но вопрос не в том.
Возглас, как бы он ни был специализирован, остается
связанным с обстановкой момента и обстоятельством, требующим
немедленного действия. Он все еще — только практический сигнал, ничем по
существу не отличающийся от топанья, которым олень-вожак предупреждает
об опасности. Можно вообразить себе такое развитое оленье стадо, в
котором выработались сотни подобных топотов-сигналов на всевозможные
случаи, целый сигнальный код — и все же это еще не был бы язык, потому
что он оставался бы в той же плоскости поведения, прямого ответа на
конкретную ситуацию. Он не в состоянии был бы выразить мысли.
Посредством него нельзя было бы высказать, что этот сук короче другого,
что одно дерево ближе другого, что камни бывают тупые и острые, что
сухое дерево лучше горит. Такой сигнальный код оставался бы почти
всецело в сфере рефлексов, служил бы только стадной дрессировке, как бы
сложна и разнообразна она ни была. Язык же создается суждением и служит
сознательному общению.
И вот тут-то ученые, ломавшие голову над
происхождением языка, упирались в неизбежный тупик: без мысли не может
быть слова. Но и без слова не может быть мышления. И ставить вопрос, чтб
возникло раньше, так же нелепо, как спрашивать, чтб было прежде: яйцо
или курица. Мышление и речь — две стороны единого процесса. Но надо
добавить и третью — общественную, без которой невозможно было бы ни
мышление, ни речь.
Больше того. Нельзя ставить вопрос и о моменте
возникновения этих сторон человеческой культуры в целом, потому что
исторически возникновения не было — было постепенное образование
человеческого общества из животного стада и неразрывно связанное с этим
становление человеческого языка и мышления из животных
рефлексов-инстинктов и сигнальных криков.
Но можно ставить вопрос о том, как происходило это становление и что было тут решающим фактором.
Этим фактором был труд. «Труд создал человека», —
говорит Ф. Энгельс. «Подлинный труд возникает только с изготовлением
орудия». Следовательно, человека создало применение искусственного
орудия. Действительно, с этого момента начинается впервые человеческая
культура. Человек, оказавшийся безоружным в новой жизненной обстановке,
вынужден был искать оружия в самой природе и в результате стал в конце
концов ее хозяином.
Это не было, конечно, изобретением гениального ума;
человек пришел к нему исподволь, после длительного применения случайных
готовых орудий. И, пожалуй, можно даже сказать, что действительно само
орудие привело его к этому.
В самом деле, орудование камнями и сучьями было
совершенно новым делом для обезьяночеловека, впервые техническим,
требовавшим сложного соучастия различных мускульных усилий, особенно
кисти и пальцев, в зависимости от формы, размера и веса орудия, для
надлежащей хватки и нужного удара. Именно в результате этой технической
работы обезьянья лапа превращается в человеческую руку.
Но это не было чисто мускульным развитием. Эти
упражнения развивали и верность глаза, и внимание, и согласованную и
вместе с тем дифференцированную работу соответственных мозговых центров.
Наряду с этим развивалась способность разбираться в различиях
разнообразных сучьев и камней, в выгодах и невыгодах их при той или иной
обстановке, то есть наблюдение, сравнение, суждение, оценка, так что
самые отличия орудий подсказывали руке возможность различного их
применения: сучьев — как дубины или копья, мотыги или крюка; булыжника —
для метания или разбивания; кремня — чтобы резать или колоть. И орудия
соответственно отбираются, и действия, в свою очередь, специализируются
уже по их назначению: теперь это не просто каменный кулак, каким являлся
булыжник, — кремнем можно было уже колоть и резать, рубить, сверлить,
строгать и тереть — ряд технических действий, доступных только
вооруженной руке. Так развивалось мышление, в сущности вещественное,
техническое, «ручное». Человек мыслил буквально ощупью, следуя свойствам
материала и пробам своей руки, усилиям мышц, движениям и расположению
пальцев, осязанию. Вес камня, острая грань или конец, округлость или
кривизна краев, гладкость и выпуклость поверхности, разница формы и
прочие различия и особенности — все осязательно говорило его руке и
таким образом наводило, толкало его на испробование, использование их.
Культура двигалась преимущественно такими пробами-открытиями, по
существу случайными, в большинстве случаев неудачными или
неиспользованными. Но те же особенности встречались снова и снова, пробы
повторялись, — и открытие, раньше или позже, происходило.
Так самый материал, сама работа, движение руки
развивали технику и взращивали мысль. В изготовлении орудий это особенно
ясно: осязательные ощущения объема и поверхности, формы и тяжести,
усилия удара и нажима, работа кисти руки и пальцев, уже очень
специализированные, требовали большей согласованности, напряжения
внимания, анализа. Связь работы руки, все более развитой, с развитием
мышления, все более отчетливого, несомненна. «Человеческая рука не
только орган труда, но и продукт его», — писал Ф. Энгельс. И в такой же
мере это можно сказать и о мышлении и о речи.
Замечательна в этом отношении физиологическая связь
руки и речи. Действия с орудием — когда человек бросал камень, отламывал
сук, наносил удар, — требовали преимущественной работы одной руки. Но
работа сильнее сказывается на сердце, и потому человек, инстинктивно
оберегая его, действовал преимущественно правой. Так создалась
праворукость, особенность чисто человеческая, — у животных, даже у
обезьян (на свободе) ее нет, — особенность, создавшаяся, следовательно, в
прямой зависимости от орудия. А преимущественное упражнение и
усложнение движений правой руки влекло за собой и особое развитие центра
управления ими, находящегося в левом полушарии головного мозга.
Но действие с орудием, а тем более работа по
изготовлению орудий требовали особого внимания, усиленной и, главное,
совсем новой деятельности сознания — ведь эта работа занимала важнейшее
место как по объему, так и по жизненному и культурному значению, среди
всех прочих, — и вот в левом полушарии мозга преимущественно
сосредоточиваются и развиваются центры умственной деятельности.
Естественно, что человек, становясь праворуким, и проявлял свои чувства и
жестикулировал больше правой рукой. Центр управления правой рукой и
пальцами правой руки, естественно, становился поэтому и центром
выразительности. И вот в непосредственном соседстве с этим центром
возникает и центр речи. Не с центральным общим управлением движений
гортани и языка (находящимся рядом с центром руки), а именно с центром
руки связан по возникновению и действию центр речи! Очевидно, что именно
упражнения правой руки, кисти и пальцев в работе с орудием и над
орудием и создавали человеческую речь — суждение по следам жеста и из
материала возгласов разного рода.
Таким образом, центр речи (и связанные с ним сферы
умственной деятельности), а затем и центр письма являются культурными
новообразованиями, специализированными новостройками на природном
строении человеческого мозга. И человек мог бы сказать, что надстроены
они буквально его собственной рукой.
Но
можно сделать и более специфическое предположение. Орудие, создаваемое
человеком, было делом его рук, результатом его творчества. Эта работа
была высшим видом деятельности человека вообще, самым чтимым и притом
наиболее напряженным, наиболее сознательным. Это не могло не иметь
огромного значения. Впервые человек мог осознать и оценить свою
активность, обособить себя объективно, вещественно.
Это поднимало его на более высокую ступень
сознательности и общественности. Наконец, орудие было первой единичной
вещью — все прочие предметы в природе были множественны. И по всему
этому — отношение человека к созданному им орудию должно было быть
совершенно новым и особенным, активным и личным. Естественно, что оно
выражалось им по-особенному и в работе над вещью и в пользовании ею.
Это выражение уже не было возгласом-сигналом, как
все прочие, которые обращались до сих пор только с призывом к действию,
причем самый объект действия был налицо, подразумевался сам собой, —
теперь человек обращался как бы к самой вещи.
Не было это и высказыванием личного желания или
чувства — человек выражал отношение к вещи. Таким образом впервые в
возгласе выражался объект, впервые возглас отрешался от практического
назначения сигнала, впервые обозначал представление, понятие, идею.
Возглас становился уже обозначением представления и далее наименованием,
то есть подлинным словом, знаком понятия.
Конечно, если бы подобные возгласы оставались
индивидуальными знаками собственности и именами единичных вещей, то они
все-таки не могли бы быть началом человеческой речи. Но человек
обрабатывал не один камень, и не один человек этим занимался, и
поколение за поколением продолжали этим заниматься. А человек умел уже
обобщить свои впечатления. И, самое главное, он работал и мыслил не
одиноко, а в тесном кругу коллектива. И вот возгласы, обозначавшие
орудия, явились первыми человеческими словами.
Так пробивается стена пресловутого тупика: что было
раньше — мысль или речь, понятие или слово? Раньше того и другого было
изготовление орудия. Применение орудия привело к изобретению
слова-наименования, слова-понятия. |