Крик, возникавший при приближении зверя, был 
одновременно и проявлением страха и ярости, и возвещением о звере, и 
призывом спасаться. И теперь еще крик «Пожар!» или «Горим!» — оба 
выражают страх, осведомляют о беде и зовут на помощь. Эти три функции 
речи присущи ей до сих пор: выражение, называние и сообщение. Выражение —
 сторона чувственная, исходная; называние — сторона предмета; сообщение —
 сторона общественная, целевая. 
 Нетрудно, пожалуй, представить себе развитие речи из
 первоначальных возгласов-сигналов. Люди издавали, например, особый 
крик, когда замечали хищного зверя, находясь в безопасности, на деревьях
 или на скале, но другой — когда они находились на открытом месте; один,
 когда зверь был далеко, и другой, когда он был близко или направлялся 
сюда. По-иному кричали, когда в страхе и злобе швыряли в зверя всем, что
 попадалось под руку, чтобы отбиться от него или отогнать. Но из этого 
крика мог развиться и более специальный возглас — с другой, конечно, 
интонацией, — призывавший, например, бросить чем-нибудь в кусты, чтобы 
спугнуть притаившегося кролика, или бросать камни в животное, попавшее 
(или загнанное) в яму. А дальше, если камней под рукой не было, этот же 
возглас мог уже при случае означать (в наших словах): «Нужно бросать 
камни, ищите, собирайте, несите их сюда». 
 Подобным образом ребенок произносит какое-то гу, гу!
 и тянется рукой и всем телом к предмету, делая хватательные движения 
пальцами, — вся обстановка дополняет этот звук, который в другой 
ситуации может выражать общий интерес, или удивление, или страх, 
например, при виде кошки или игрушки-медвежонка. Но наступит время, 
когда ребенок уже будет способен вспомнить о предмете, которого нет 
налицо. Тут неопределенного гу будет уже недостаточно, если к этому 
времени оно не сделается связанным именно с этим предметом, как его 
возможное обозначение. 
 Понятно, что возгласы могут варьироваться, 
специализироваться, скрещиваться друг с другом, и таким образом, 
множиться и складываться в целую систему. Но вопрос не в том. 
 Возглас, как бы он ни был специализирован, остается 
связанным с обстановкой момента и обстоятельством, требующим 
немедленного действия. Он все еще — только практический сигнал, ничем по
 существу не отличающийся от топанья, которым олень-вожак предупреждает 
об опасности. Можно вообразить себе такое развитое оленье стадо, в 
котором выработались сотни подобных топотов-сигналов на всевозможные 
случаи, целый сигнальный код — и все же это еще не был бы язык, потому 
что он оставался бы в той же плоскости поведения, прямого ответа на 
конкретную ситуацию. Он не в состоянии был бы выразить мысли. 
Посредством него нельзя было бы высказать, что этот сук короче другого, 
что одно дерево ближе другого, что камни бывают тупые и острые, что 
сухое дерево лучше горит. Такой сигнальный код оставался бы почти 
всецело в сфере рефлексов, служил бы только стадной дрессировке, как бы 
сложна и разнообразна она ни была. Язык же создается суждением и служит 
сознательному общению. 
 И вот тут-то ученые, ломавшие голову над 
происхождением языка, упирались в неизбежный тупик: без мысли не может 
быть слова. Но и без слова не может быть мышления. И ставить вопрос, чтб
 возникло раньше, так же нелепо, как спрашивать, чтб было прежде: яйцо 
или курица. Мышление и речь — две стороны единого процесса. Но надо 
добавить и третью — общественную, без которой невозможно было бы ни 
мышление, ни речь. 
 Больше того. Нельзя ставить вопрос и о моменте 
возникновения этих сторон человеческой культуры в целом, потому что 
исторически возникновения не было — было постепенное образование 
человеческого общества из животного стада и неразрывно связанное с этим 
становление человеческого языка и мышления из животных 
рефлексов-инстинктов и сигнальных криков. 
 Но можно ставить вопрос о том, как происходило это становление и что было тут решающим фактором. 
 Этим фактором был труд. «Труд создал человека», — 
говорит Ф. Энгельс. «Подлинный труд возникает только с изготовлением 
орудия». Следовательно, человека создало применение искусственного 
орудия. Действительно, с этого момента начинается впервые человеческая 
культура. Человек, оказавшийся безоружным в новой жизненной обстановке, 
вынужден был искать оружия в самой природе и в результате стал в конце 
концов ее хозяином. 
 Это не было, конечно, изобретением гениального ума; 
человек пришел к нему исподволь, после длительного применения случайных 
готовых орудий. И, пожалуй, можно даже сказать, что действительно само 
орудие привело его к этому. 
 В самом деле, орудование камнями и сучьями было 
совершенно новым делом для обезьяночеловека, впервые техническим, 
требовавшим сложного соучастия различных мускульных усилий, особенно 
кисти и пальцев, в зависимости от формы, размера и веса орудия, для 
надлежащей хватки и нужного удара. Именно в результате этой технической 
работы обезьянья лапа превращается в человеческую руку. 
 Но это не было чисто мускульным развитием. Эти 
упражнения развивали и верность глаза, и внимание, и согласованную и 
вместе с тем дифференцированную работу соответственных мозговых центров.
 Наряду с этим развивалась способность разбираться в различиях 
разнообразных сучьев и камней, в выгодах и невыгодах их при той или иной
 обстановке, то есть наблюдение, сравнение, суждение, оценка, так что 
самые отличия орудий подсказывали руке возможность различного их 
применения: сучьев — как дубины или копья, мотыги или крюка; булыжника —
 для метания или разбивания; кремня — чтобы резать или колоть. И орудия 
соответственно отбираются, и действия, в свою очередь, специализируются 
уже по их назначению: теперь это не просто каменный кулак, каким являлся
 булыжник, — кремнем можно было уже колоть и резать, рубить, сверлить, 
строгать и тереть — ряд технических действий, доступных только 
вооруженной руке. Так развивалось мышление, в сущности вещественное, 
техническое, «ручное». Человек мыслил буквально ощупью, следуя свойствам
 материала и пробам своей руки, усилиям мышц, движениям и расположению 
пальцев, осязанию. Вес камня, острая грань или конец, округлость или 
кривизна краев, гладкость и выпуклость поверхности, разница формы и 
прочие различия и особенности — все осязательно говорило его руке и 
таким образом наводило, толкало его на испробование, использование их. 
Культура двигалась преимущественно такими пробами-открытиями, по 
существу случайными, в большинстве случаев неудачными или 
неиспользованными. Но те же особенности встречались снова и снова, пробы
 повторялись, — и открытие, раньше или позже, происходило. 
 Так самый материал, сама работа, движение руки 
развивали технику и взращивали мысль. В изготовлении орудий это особенно
 ясно: осязательные ощущения объема и поверхности, формы и тяжести, 
усилия удара и нажима, работа кисти руки и пальцев, уже очень 
специализированные, требовали большей согласованности, напряжения 
внимания, анализа. Связь работы руки, все более развитой, с развитием 
мышления, все более отчетливого, несомненна. «Человеческая рука не 
только орган труда, но и продукт его», — писал Ф. Энгельс. И в такой же 
мере это можно сказать и о мышлении и о речи. 
 Замечательна в этом отношении физиологическая связь 
руки и речи. Действия с орудием — когда человек бросал камень, отламывал
 сук, наносил удар, — требовали преимущественной работы одной руки. Но 
работа сильнее сказывается на сердце, и потому человек, инстинктивно 
оберегая его, действовал преимущественно правой. Так создалась 
праворукость, особенность чисто человеческая, — у животных, даже у 
обезьян (на свободе) ее нет, — особенность, создавшаяся, следовательно, в
 прямой зависимости от орудия. А преимущественное упражнение и 
усложнение движений правой руки влекло за собой и особое развитие центра
 управления ими, находящегося в левом полушарии головного мозга. 
 Но действие с орудием, а тем более работа по 
изготовлению орудий требовали особого внимания, усиленной и, главное, 
совсем новой деятельности сознания — ведь эта работа занимала важнейшее 
место как по объему, так и по жизненному и культурному значению, среди 
всех прочих, — и вот в левом полушарии мозга преимущественно 
сосредоточиваются и развиваются центры умственной деятельности. 
Естественно, что человек, становясь праворуким, и проявлял свои чувства и
 жестикулировал больше правой рукой. Центр управления правой рукой и 
пальцами правой руки, естественно, становился поэтому и центром 
выразительности. И вот в непосредственном соседстве с этим центром 
возникает и центр речи. Не с центральным общим управлением движений 
гортани и языка (находящимся рядом с центром руки), а именно с центром 
руки связан по возникновению и действию центр речи! Очевидно, что именно
 упражнения правой руки, кисти и пальцев в работе с орудием и над 
орудием и создавали человеческую речь — суждение по следам жеста и из 
материала возгласов разного рода. 
 Таким образом, центр речи (и связанные с ним сферы 
умственной деятельности), а затем и центр письма являются культурными 
новообразованиями, специализированными новостройками на природном 
строении человеческого мозга. И человек мог бы сказать, что надстроены 
они буквально его собственной рукой. 
 Но
 можно сделать и более специфическое предположение. Орудие, создаваемое 
человеком, было делом его рук, результатом его творчества. Эта работа 
была высшим видом деятельности человека вообще, самым чтимым и притом 
наиболее напряженным, наиболее сознательным. Это не могло не иметь 
огромного значения. Впервые человек мог осознать и оценить свою 
активность, обособить себя объективно, вещественно.
  Это поднимало его на более высокую ступень 
сознательности и общественности. Наконец, орудие было первой единичной 
вещью — все прочие предметы в природе были множественны. И по всему 
этому — отношение человека к созданному им орудию должно было быть 
совершенно новым и особенным, активным и личным. Естественно, что оно 
выражалось им по-особенному и в работе над вещью и в пользовании ею. 
 Это выражение уже не было возгласом-сигналом, как 
все прочие, которые обращались до сих пор только с призывом к действию, 
причем самый объект действия был налицо, подразумевался сам собой, — 
теперь человек обращался как бы к самой вещи. 
 Не было это и высказыванием личного желания или 
чувства — человек выражал отношение к вещи. Таким образом впервые в 
возгласе выражался объект, впервые возглас отрешался от практического 
назначения сигнала, впервые обозначал представление, понятие, идею. 
Возглас становился уже обозначением представления и далее наименованием,
 то есть подлинным словом, знаком понятия. 
 Конечно, если бы подобные возгласы оставались 
индивидуальными знаками собственности и именами единичных вещей, то они 
все-таки не могли бы быть началом человеческой речи. Но человек 
обрабатывал не один камень, и не один человек этим занимался, и 
поколение за поколением продолжали этим заниматься. А человек умел уже 
обобщить свои впечатления. И, самое главное, он работал и мыслил не 
одиноко, а в тесном кругу коллектива. И вот возгласы, обозначавшие 
орудия, явились первыми человеческими словами. 
 Так пробивается стена пресловутого тупика: что было 
раньше — мысль или речь, понятие или слово? Раньше того и другого было 
изготовление орудия. Применение орудия привело к изобретению 
слова-наименования, слова-понятия.   |