Евангелие передает следующую притчу — нравоучительный рассказ Христа:
Некоторый человек был богат, пышно одевался и
пиршествовал блистательно. Был также нищий, именем Лазарь, который лежал
у ворот богача в рубище и струпьях и радовался объедкам, перепадавшим
ему от стола богача. И псы лизали гной его.
И вот умер нищий и был отнесен ангелами в рай. Умер
и богач и оказался в огне адовом. И в муках он поднял глаза и увидел
Лазаря рядом с Авраамом (родоначальником еврейского племени). И
воскликнул:
— Отец Авраам, сжалься надо мной, пошли Лазаря, чтобы он омочил палец свой в воде и охладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени.
Но Авраам сказал ему:
— Вспомни, что ты получил благую долю в жизни, как Лазарь злую. Теперь он здесь утешается, а ты страдай.
В другом месте Евангелия рассказано о воскресении
Христом некоего Лазаря — совсем другого, о болезни которого он был
извещен, но которого не застал уже в живых.
Оба эти образа — Лазаря-нищего и Лазаря-больного,
сблизились под влиянием церковных проповедей и призывов к
благотворительности и милосердию к бедным и несчастным: и того и другого
фигурально называли лазарями.
Средние века отличались твердым общественным
разделением. Не только сословия были резко разграничены и замкнуты, но и
различные профессии распределялись по наследственным цехам. Были цехи
литейщиков, бочаров, суконщиков, портных, врачей и т. д. И у каждого
цеха были свои обычаи, праздники и свой святой-покровитель. В своего
рода цехи объединялись и воры, и нищие. И покровителем нищих был святой
Лазарь.
Нищие имели свои места на церковной паперти и пели
там духовные стихи. Но специальной их песней был стих о Лазаре, пересказ
евангельской притчи.
Жил на свете славен богатырь,
Пил, ел сладко, ходил хорошо.
Было у богатого злата-серебра,
Не было у богатого спасенной души.
Как был же у богатого родимый брат,
Убогий старик Лазарь во гною.
Приходил тот Лазарь к брату под окно
Закричал, завопил громким голосом:
— Милостивый братец, богат человек,
Христа ради, сударь, напои-накорми!
Срамным словом богач брату отказал
И убогому Лазарю сам приговорил:
— Как ты меня можешь братом называть?
Как ты меня смеешь родным нарицать?
Этакого брата в роде моем нет,
Этакого срамного слыхом не слыхать.
Есть у меня братья, каков я сам,
У которых много злата-серебра — и так далее.
Отсюда выражение лазаря петь, в смысле клянчить, жалобиться, прибедняться.
Особенно знамениты были своими нищими города Италии. Неаполитанские и римские лаццарони (lazzaroni) — что значит нищие, босяки, одетые
в живописные лохмотья, в которые они гордо драпировались, проводили всю
жизнь на рынках и папертях в полном безделии и беспечности, живя случайными, сомнительными заработками.
В романе Гюго «Собор парижской богоматери» очень
картинно описано, как в средневековом Париже объединение нищих во главе
со своим «королем» имело достаточно сил, чтобы штурмовать главный
парижский собор, чтобы выручить запертую там Эсмеральду.
Но святой Лазарь был покровителем не только нищих и
убогих. У него было еще более мрачное ведомство — прокаженные. Проказа —
неисцелимая накожная болезнь — была занесена с Востока крестоносцами и
паломниками, ходившими на поклонение к «святым местам» в Палестину. Под
впечатлением этой невиданной и страшной восточной болезни струпья и гной
нищего Лазаря были поняты как признаки проказы. Таким образом
Лазарь-нищий превратился в Лазаря-прокаженного, сделался покровителем
прокаженных.
Какой-либо изоляции и карантина тогда не было. Не было и специальных больниц или убежищ для этих отверженных.
Забота о них предоставлялась церкви и
благотворительности. Прокаженные ходили на свободе, но одетые в длинные
мешки с прорезами для глаз и с бубенцами, предупреждавшими встречных о
приближении страшного гостя.
Но уже в XI веке создался рыцарско-монашеский орден
«гостеприимцев святого Лазаря», открывший в Иерусалиме специальный приют
для прокаженных. По уставу глава ордена, «великий магистр», должен был
сам быть прокаженным. Название этих рыцарей, посвятивших себя уходу за
больными — госпитальеры, что означает гостеприимцы, отсюда возник термин госпиталь, которым
у нас стали называть больницу определенного назначения: военную,
тюремную. Так возникли старинные больницы. Самой известной была Больница
святого Лазаря в Париже, основанная в XII веке. В XVI веке она вошла в
состав большого монастыря, в XVIII веке обращенного в государственную
тюрьму. Здесь был заключен Бомарше тотчас после первого представления
знаменитой своей комедии «Женитьба Фигаро». Здесь Андрэ Шенье писал свои
последние стихотворения в ожидании эшафота. Со времен Наполеона это —
женская тюрьма, но называется по-прежнему «Святой Лазарь».
Ну, казалось бы, достаточно, чтобы создать слово
лазарет. Три Лазаря плюс проказа. Нет, нужно было еще более грозное
бедствие — чума.
Чума явилась в Европу в XIV веке, принесли ее
беженцы из греческих и итальянских городов Крыма. Она распространилась
отсюда на Грецию, Италию, Францию, Германию, Испанию, Англию и
Скандинавию. Посетила она и Москву. С тех пор ужасная «черная смерть»
проходила не раз по Европе. Особенно губительно косила чума людей в
Данциге в 1427 году, в Париже в 1466 году, в Лондоне в 1499 и 1563
годах, в Москве в 1570 году (считалось, что погибло более 200 000
человек).
Чаще всего, однако, чума вспыхивала в Италии,
стоявшей на перепутье к Востоку. Естественно, что здесь впервые возникла
идея карантина — итальянское quarantena (карантин) образовано от
quarantine (сорок): подразумевается сорок дней изоляции. Заслуга
учреждения первого карантинного поста принадлежит Венеции. Здесь в
начале XV века был устроен специальный чумной госпиталь. Устроен он был
на островке Марии Чазаретской (назван так по церкви имени этой святой).
Поэтому этот чумной карантин-госпиталь чуть было не получил название
«Назарет». Но популярность святого Лазаря была гораздо древнее и шире,
чем Марии Назаретской, известной только в Венеции. И вот вместо назаретского дома или убежиша создался лазаретский. |