Алкоголь — арабское слово: аль — определительная приставка, как в имени знаменитого султана Гаруна-аль-Рашида — Гаруна Смелого; кооль —
это название сурьмы, специально — порошок сурьмы, употреблявшийся
издавна на всем Ближнем Востоке женщинами для окраски в черный цвет
бровей и ресниц. Самое слово сурьма — иранское. Но почему же слово аль-кооль, означавшее
у арабов порошок сурьмы, стало у нас — да и не только у нас, а повсюду —
означать винный спирт, точнее, содержание спирта в вине, пиве и других
напитках?
Ответ на это дает история химии.
Химия — сокращение слова алхимия, тоже арабского, которое значило, по-видимому, египетская (наука): аль — приставка, хем указывает на Египет, это собственно земля по-египетски.
«Египетской» эта наука была названа арабами потому, что начало ей
положено было в Египте, после завоевания его греками при Александре
Македонском. Собственно говоря, алхимия тогда еще не заслуживала
названия науки. Это было фантастическое учение о соединениях и
превращениях веществ.
Греко-египетская техника уже знала выплавку металлов
и производство всевозможных сплавов. Не понимая происходивших при этом
процессов окисления, соединения и разложения, алхимики воображали, что
возможно любой металл превратить в другой, — нужно только составить
специальное вещество, способное производить такое действие. Конечно,
последней целью алхимии было превращение простых металлов в золото.
Это искомое вещество арабы назвали эликсир — от греческого ксерос (сухой), или алкоголь, так как представляли себе его тончайшим, чистейшим порошком.
Оба этих арабских слова перешли вместе с алхимией в
Европу. Наряду с ними возникло еще одно название для этого чудотворного
вещества — «философский камень».
В поисках философского камня алхимики перепробовали
множество всевозможных минералов и органических продуктов и выработали
целую систему последовательных ступеней по превращению вещества. Этому
способствовало открытие перегонки (возгонки) веществ, посредством
которой казалось возможным получать все более и более «чистые» и
«существенные» вещества — эссенции: эссенция — это сущность: от
латинского глагола эссэ (существовать, быть). В этой системе
алкоголь и эликсир заняли свое место. Эликсир, оттесненный алкоголем,
как высшей эссенцией, стал по преимуществу означать снадобье другого
рода, бывшего также важнейшей целью исканий алхимиков, — напиток,
сохраняющий жизнь и возвращающий молодость, как «живая вода» наших
сказок — «эликсир жизни», как в легенде о Фаусте.
Высшая ступень перегонки — квинтэссенция (квинта по-латыни пятая) и получила название алкоголь. Но
эссенции эти мыслились теперь жидкостями. Этому способствовало и то
обстоятельство, что именно жидкий металл — ртуть — обладает способностью
составлять холодный сплав с другими металлами, в частности, с золотом,
такой сплав называется амальгамой; амальгама — тоже арабское
слово. Жидкостями были и очень сильные кислоты. Наконец, почти всякое
твердое вещество можно было превратить в жидкое вещество путем плавления
или растворения и очистить и сконцентрировать его таким способом. Самая
перегонка называлась сублимацией, «возвышением» — от латинского сублимис (высокий), — отсюда наше сулема. Таким образом эликсир и алкоголь превратились из порошков в жидкости.
Получение винной эссенции было большим достижением средневековой науки, и на нее и перешел по преимуществу термин алкоголь. Извлечение
опьяняющей основы вина, которая оказалась прозрачной, летучей, легко
воспламеняющейся жидкостью с большой растворяющей способностью и не
замерзающей даже при сильных морозах, произвело большое впечатление.
Ведь это был самый «дух вина»: по-латыни спиритус вини — отсюда русское старинное спиртус, теперь спирт. По-французски до сих пор винный спирт называется эспри-де-вэн (esprit-de-vin), что буквально дух вина.
По мере того как алхимия в тщетных стараниях
получить «философский камень» и «жизненный эликсир» путем смешения,
сплавления, растворения, возгонки всевозможных веществ накопляла опыт и
становилась настоящей наукой — химией, блекли и ее фантастические
представления. И алхимические таинственные термины спускались с туманных
высот воображения. «Дух вина» становится просто спиртом. Эликсир —
сначала скромной лечебной «смесью», микстурой, потом косметическим
средством (эликсир красоты), сохраняя, впрочем, и по сей день
иронический оттенок «чудодейственного», шарлатанского снадобья. Слово
алкоголь стало означать отвлеченное содержание спирта в напитках.
Но еще английский поэт Кольридж, современник
Пушкина, применяет для характеристики человека выражение «алкоголь
эгоизма», употребляя алкоголь — переносно — в средневековом смысле
чистейшая суть. А квинтэссенция до сих пор сохранила это значение. |