Понятие логической формы, формы рассуждения, или
формы мысли, является крайне абстрактным. Смысл его лучше всего раскрыть
на примерах.
Сравним два утверждения: «Все лошади едят овес» и
«Все реки впадают в море». По содержанию они совершенно различны, к тому
же первое из них является истинным, а второе ложным. И тем не менее
сходство их несомненно. Это сходство, а точнее говоря, тождество их
строения, формы. Чтобы выявить подобное сходство, нужно отвлечься от
содержания утверждений, а значит, и от обусловленных им различий.
Оставим поэтому в стороне лошадей и овес, реки и моря. Заменим все
содержательные компоненты утверждений латинскими буквами, скажем, S и Р,
не несущими никакого содержания. В итоге получим в обоих случаях одно и
то же: «Все S есть Р».
Это и есть форма рассматриваемых утверждений. Она
получена в результате отвлечения от конкретного их содержания, от
которого в ней не осталось никаких следов. Но сама эта форма имеет
все-таки некоторое содержание. Из нее мы узнаем, что у всякого предмета,
обозначаемого буквой S, есть признак, обозначаемый буквой Р. Это не
особенно богатое, но все-таки содержание, «формальное содержание».
Этот простой пример хорошо показывает одну из
особенностей подхода формальной логики к анализу рассуждений — его
высокую абстрактность.
В самом деле, все началось с очевидной мысли, что
утверждения о лошадях, которые едят овес, и о реках, впадающих в море,
совершенно различны. И если бы не цели логического анализа, на этом
различии мы и остановились бы. Именно так и поступил герой одного из
рассказов А. Чехова, не увидевший ничего общего между высказываниями
«Лошади едят овес» и «Волга впадает в Каспийское море».
Отвлечение от содержания и выявление формы привело
нас, однако, к прямо противоположному мнению: рассматриваемые
утверждения имеют одну и ту же логическую форму, и, следовательно, они
полностью совпадают. Начав с мысли о полном различии утверждений, мы
пришли к выводу об абсолютной их тождественности.
Никакой непоследовательности во всем этом нет. Два
утверждения, различные с точки зрения своего содержания, оказались
неразличимыми с точки зрения своей логической формы. Но насколько
абстрактным должен быть подход формальной логики, чтобы дать возможность
увидеть за совершенным различием полное совпадение!
Легко понять, что такое пространственная форма.
Скажем, форма здания характеризует не то, из каких элементов оно
сложено, а только то, как эти элементы связаны друг с другом. Здание
одной и той же формы может быть и кирпичным и железобетонным.
Достаточно просты также многие непространственные
представления о форме. Говорят, например, о форме классического романа,
предполагающего постепенную завязку действия, кульминацию и, наконец,
развязку. Все такие романы независимо от их содержания сходны в своей
форме, способе связи своих содержательных частей.
В сущности, ненамного более сложным для понимания
является и понятие логической формы. Наши мысли слагаются из некоторых
содержательных частей, как здание из кирпичей, блоков, панелей и т. п.
Эти «кирпичики» мысли определенным образом связаны друг с другом. Способ
их связи и представляет собой форму мысли.
Наше внимание направлено обычно только на
содержание. Логическая форма остается вне поля зрения. Она начинает
как-то интересовать нас лишь в тех не особенно частых случаях, когда мы
сомневаемся в правильности своих рассуждений и намереваемся
проконтролировать их.
Для выявления формы надо отойти от содержания мысли,
заменить содержательные ее части какими-нибудь пустыми пробелами или
буквами. Останется только связь этих частей. В обычном языке она
выражается словами «и», «или», «если, то», «не», «все», «некоторые» и
т. п. Часто ли мы задумываемся над ними?
Вряд ли.
Знаем ли те правила, которым подчиняется их употребление?
Довольно смутно. Но это означает, что нас обычно
мало занимает логическая форма наших рассуждений, представляемая этими,
совсем незаметными словечками. |