Чем отличается формальная логика от всех иных предлагавшихся теорий мышления?
Самый общий ответ на этот вопрос прост: предметом своего исследования и теми методами, которые используются при его изучении.
Имеется несколько сотен определений этой науки.
Различаясь деталями, большинство из них совпадает в том, что основной ее
задачей является отделение хороших способов рассуждения — или вывода,
умозаключения — от плохих и, строже говоря, правильных от неправильных.
Правильные выводы называют также обоснованными, последовательными или логичными.
Правильным является следующий вывод, использовавшийся в качестве стандартного примера еще в Древней Греции:
Все люди смертны; Сократ — человек; следовательно, Сократ смертен.
Первые два утверждения — это посылки вывода, третье — его заключение.
Правильным будет, очевидно, и такое рассуждение:
Всякий человек — живое существо; Сократ — человек; значит, Сократ — живое существо.
Сразу же можно заметить сходство данных двух выводов
не только в содержании входящих в них утверждений, но и в характере
связи этих утверждений между собою. Можно даже почувствовать, что с
точки зрения правильности эти выводы совершенно идентичны: если
правильным является один из них, то таким же будет и другой, и притом в
силу тех же самых оснований.
Еще два, несколько более громоздких, примера правильных выводов:
Все широколиственные растения — растения с
опадающими листьями; все виноградные лозы — широколиственные растения;
следовательно, все виноградные лозы — растения с опадающими листьями.
Этот вывод в общем напоминает уже приведенные выше, но вместе с тем в
деталях отличается от них. Речь идет, конечно, не о сходстве содержания —
очевидно, что оно различно во всех трех случаях, — а о сходстве
строения выводов, их структуры, характера движения мысли.
Если Земля вращается вокруг своей оси, реки на ее
поверхности подмывают один из своих берегов; Земля вращается вокруг
своей оси; значит, реки на ее поверхности подмывают один из своих
берегов. Как протекает это рассуждение о Земле и реках? Сначала
устанавливается условная связь между вращением Земли и подмыванием
реками берегов. Затем констатируется, что Земля действительно вращается.
Из этого выводится, что реки в самом деле подмывают один из берегов.
Это заключение вытекает с какой-то принудительной силой. Оно как бы
навязывается всем, кто принял посылки рассуждения. Именно поэтому можно
было бы сказать также, что реки должны подмывать один из берегов, с
необходимостью делают это.
Ход данного рассуждения прост: если первое, то второе; имеет место первое, значит, есть и второе.
Принципиально важным является то, что, о чем бы мы
ни рассуждали по такой схеме — о Земле и реках, о человеке или
химических элементах, о мифах или богах, — рассуждение останется
правильным.
Читатель может тут же убедиться в этом, подставив в
схему вместо слов «первое» и «второе» два утверждения с любым конкретным
содержанием.
Изменим несколько эту интересную схему и будем
рассуждать так: если первое, то второе; имеет место второе, значит, есть
и первое.
Например:
Если идет дождь, земля является мокрой; земля мокрая, следовательно, идет дождь.
Этот вывод, очевидно, неправилен. Верно, что всякий
раз, когда идет дождь, земля мокрая. Но из этого условного утверждения и
того факта, что земля мокрая, вовсе не вытекает, что идет дождь. Земля
может оказаться мокрой и без дождя, ее можно намочить, скажем, из
шланга.
Еще один пример рассуждения по последней схеме подтвердит, что она способна приводить к ложным заключениям:
Если у человека повышенная температура — он болен; он болен, значит, у него повышенная температура.
Однако такое заключение не вытекает с
необходимостью: люди с повышенной температурой действительно больны, но
далеко не у всех больных такая температура.
Отличительная особенность правильного вывода заключается в том, что он от истинных посылок всегда ведет к истинному заключению.
Этим объясняется тот огромный интерес, который
логика проявляет к правильным выводам. Они позволяют из уже имеющихся
истин получать новые истины. И притом с помощью чистого рассуждения, без
в сякого обращения к опыту, интуиции и т. п. Правильное рассуждение как
бы разворачивает и конкретизирует наши знания. Оно дает стопроцентную
гарантию успеха, а не просто обеспечивает ту или иную — быть может, и
высокую — вероятность истинного заключения. Отправляясь от истинных
посылок и рассуждая правильно, мы обязательно во всех случаях получим
истину.
Если же посылки или хотя бы одна из них являются ложными, правильное рассуждение может давать в итоге как истину, так и ложь.
Так же и неправильные рассуждения могут от истинных
посылок вести как к истинным, так и к ложным заключениям. Никакой
определенности здесь нет. Логически необходимо заключение вытекает
только в случае правильных, обоснованных выводов. |