В рассказе Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» есть эпизод, имеющий прямое отношение к логике.
Иван Ильич видел, что он умирает, и был в постоянном
отчаянии. В мучительных поисках какого-нибудь просвета он ухватился
даже за старую свою мысль, что правила логики, верные всегда и для всех,
к нему самому неприложимы. «Тот пример силлогизма, которому он учился в
логике Кизеветтера: Кай — человек, люди смертны, потому Кай смертен,
казался ему во всю его жизнь правильным только по отношению к Каю, но
никак не к нему. То был Кай — человек, вообще человек, и это было
совершенно справедливо; но он был не Кай и не вообще человек, а он
всегда был совсем, совсем особенное от всех других существо… И Кай точно
смертен, и ему правильно умирать, но мне, Ване, Ивану Ильичу, со всеми
моими чувствами, мыслями, — мне это другое дело. И не может быть, чтобы
мне следовало умирать. Это было бы слишком ужасно».
Ход мыслей Ивана Ильича продиктован, конечно,
охватившим его отчаянием. Только оно способно заставить предположить,
что верное всегда и для всех окажется вдруг неприложимым в конкретный
момент к определенному человеку. В уме, не охваченном ужасом, такое
предположение не может даже возникнуть. Как бы ни были нежелательны
следствия наших рассуждений, они должны быть приняты, если приняты
исходные посылки.
Рассуждение — это всегда принуждение. Размышляя, мы постоянно ощущаем давление и несвободу.
От нашей свободной воли зависит, на чем остановить
свою мысль. В любое время мы можем прервать начатое размышление и
перейти к другой теме.
Но если мы решили провести его до конца, мы сразу же
попадем в сети необходимости, стоящей выше нашей воли и наших желаний.
Согласившись с одними утверждениями, мы вынуждены принять и те, что из
них вытекают, независимо от того, нравятся они нам или нет, способствуют
нашим целям или, напротив, препятствуют им. Допустив одно, мы
автоматически лишаем себя возможности утверждать другое, несовместимое с
уже допущенным.
Если мы убеждены, что все металлы проводят
электрический ток, мы должны признать также, что вещества, не проводящие
ток, не относятся к металлам. Уверив себя, что каждая птица летает, мы
вынуждены не считать птицами курицу и страуса. Из того, что все люди
смертны и Иван Ильич является человеком, мы обязаны заключить, что и он
смертен.
В чем источник этого постоянного принуждения? Какова
его природа? Что именно следует считать несовместимым с принятыми уже
утверждениями и что должно приниматься вместе с ними? Какие вообще
принципы лежат в основе деятельности нашего мышления? Над этими вопросами человек задумался очень давно. Из размышления над ними выросла особая наука о мышлении — логика.
Древнегреческий философ Платон настаивал на
божественном происхождении человеческого разума. «Бог создал зрение, —
писал он, — и вручил его нам, чтобы мы видели на небе движение Разума
мира и использовали его для руководства движениями нашего собственного
разума». Человеческий разум — это только воспроизведение той разумности,
которая господствует в мире и которую мы улавливаем благодаря милости
бога.
Первый развернутый и обоснованный ответ на вопрос о
природе и принципах человеческого мышления дал ученик Платона
Аристотель. «Принудительную силу наших речей» он объяснил существованием
особых законов — логических законов мышления. Именно они заставляют
принимать одни утверждения вслед за другими и отбрасывать несовместимое с
принятым. «К числу необходимого, — писал Аристотель, — принадлежит
доказательство, так как если что-то безусловно доказано, то иначе уже не
может быть; и причина этому — исходные посылки…»
Подчеркивая безоговорочность логических законов и
необходимость всегда следовать им, он заметил: «Мышление — это
страдание», ибо «коль вещь необходима, в тягость она нам».
С работ Аристотеля началось систематическое изучение логики и ее законов.
Оно не прекращалось никогда, но в нашем веке были достигнуты особенно впечатляющие результаты.
Знакомство с основными принципами логики — дело
интересное и важное уже потому, что каждый из нас руководствуется ими в
практике своего мышления. |